Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Моральная ясность

Моральная ясность

769
Фото: hro.org

Два года назад 19 июня был убит ученый-этнолог, старший научный сотрудник Музея антропологии Николай Гиренко. В этот день на страницах «Фонтанки» об убийстве ученого, о дискриминации, поразившей все уровни российского общества и о возможности сохранения человеческого достоинства говорит друг и коллега Николая Гиренко Валентина Узунова.

Светлой памяти друга Николая Михайловича Гиренко (31.10.1940 – 19.06.2004)

В печальных ситуациях чувства становятся тяжелее. Я ощутила, что боль меня раздавит, когда открыла газету, где была воспроизведена фотография моего друга с печатью на лбу «ЛИКВИДИРОВАН», которую оттиснули его убийцы. Приведен их комментарий: «Убийство Николая Гиренко – блестящий пример политико-репрессивного террора».

Обоснование цели убийства ученого как права действовать по собственному разумению отчетливо проявляет аргументацию жестокости. Озвучена не самостоятельно изобретенная недоумками, а перехваченная ими от самовластия формула – право распоряжаться жизнью и смертью других. Верховодит безумный язык ненависти, разлитой в обществе, язык вражды, рожденной в координатах социального мифа о произвольности бунта и его спонтанном извержении. Комплекс типичных образцов социального поведения и ценностных ориентаций в политике включает насилие. Беспринципные блуждания властей одновременно и в поисках удовлетворения своих громадных вожделений, и в поисках малых заданий для обычных граждан приводят к катастрофическому вырождению основ правовой и государственной жизни.

Дискриминация правовая и дискриминация, укоренившаяся в социальных обычаях, стереотипах восприятия и мышления отдельных лиц, групп и целых сообществ, проросла в общественном сознании настолько глубоко, что не осваивается гражданами даже на уровне мечты о равных для всех без исключения социальных, политических и экономических правах.

В этом случае Николай Михайлович Гиренко предпочитал говорить о человеческом достоинстве. Ему казалось, что каждый человек искренне хочет, а потому способен отозваться на призыв жить без унижения, без вражды, без оскорблений. Каждая научная экспертиза, сделанная им по статье 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства», выматывала нервы, забирала силы. Но этот вид экспертиз потому и является научным, что требует от специалистов не только объяснения исторических фактов, социологических постулатов, но и анализа причин сложностей человеческих отношений. Наверное, Николай Михайлович заблуждался, упорно сближая в своем представлении кафедру суда и кафедру преподавателя университета. Являясь специалистом по народам Восточной Африки, он страшно болезненно реагировал на все криминальные сюжеты, которые касались африканцев в Санкт-Петербурге. Ему было стыдно за свой город.

Определение Р. Арона расизма как «снобизма бедняков» Николай Михайлович не использовал. И все-таки оно дает повод к размышлениям. Отечественная мыслительная традиция не умеет самостоятельно рассуждать ни о скудоумии париев, ни о расизме как проявлении собственной культуры. Мы стыдимся признаться, что у людей обездоленных и мысли бедные, короткие и злые. Эту очевидность мы не умеем увидеть, так как привыкли лестно думать о себе как о наследниках великой гуманистической традиции. Наверное, так и было хоть какой-то период времени, а может быть, всего лишь в нашем представлении о своем народе. Но только литературная традиция воспринимается людьми, читающими и почитающими слово. А много ли их? Никогда не было слишком много, совсем мало теперь. Повсюду в мире интеллектуальный фронт борьбы с национализмом, расизмом и терроризмом игнорируется. По своей природе интеллект не способен ограничиться только «адекватным реагированием», он движется в поисках адекватных ответов, а не реакций. Интеллектуал не может остолбенеть в зоне образования и воспитания, где ныне ему предложено пребывать, дабы не конкурировать с властями предержащими в политической сфере.

Уяснение вины и ответственности за все происходящее с человечеством одновременно есть и уяснение пути построения собственной жизни. Знаю, что так думал ученый и гражданин Николай Михайлович Гиренко. Им руководила простая моральная ясность – ни при каких обстоятельствах нетерпимы утраты невинных человеческих жизней. Эта безусловная вера в ценность человеческой жизни сместила интеллектуальный род его деятельности как ученого-востоковеда на грань героической гражданственности.

Валентина Узунова,
с. н. с. МАЭ РАН,
председатель группы
по правам национальных
меньшинств
Союза ученых СПб,
член общественного
движения «За Россию
без расизма»

Читайте материал в газете «Ваш Тайный Советник» за 19.06.06

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях