Самая массовая антифашистская акция прошла в Петербурге. При этом представители власти города постарались отгородиться от ее организаторов. Юридически, несанкционированную акцию необходимо было разогнать (правда, какие последовали бы выводы о Смольном в СМИ, можно лишь догадываться). Разрешить же ее власти не решились – ведь в Петербурге нет "расцвета фашизма".
В Петербурге прошла самая массовая антифашистская акция. При этом представители власти города постарались отгородиться от ее организаторов. Юридически, несанкционированную акцию необходимо было разогнать (правда, какие последовали бы выводы о Смольном в СМИ, можно лишь догадываться). Разрешить же ее власти не решились – («ведь в Петербурге нет расцвета фашизма»). Впервые в центре города оказались около тысячи человек, недовольных ситуацией в обществе, больше половины – студенты-африканцы.
«Наши» уверены, что антифашистский марш удался, хотя он и не собрал обещанных трех тысяч человек. По оценкам «Фонтанки», пришедших к Спасу на Крови было никак не более тысячи человек. После митинга по Невскому проспекту прошли только человек 50. И там верховодили уже не «Наши». Иностранных студентов услышали, но только кто? Милиционеры, сопровождавшие группу студентов до площади Восстания и обратно, автомобилисты и случайные прохожие, которым мешала толпа студентов-иностранцев.
Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» руководитель петербургского отделения «Наших» Леонид Курза, принять участие в шествии и митинге призывали всех студентов вузов и в студенческих общежитиях (в агитации участвовали больше 200 человек!). Накануне в Петербург даже прибыл лидер «Наших» Василий Якименко (правда, корреспондент «Фонтанки» на акции его не видел).
То, что шествие по проезжей части главной магистрали города не состоится, участникам акции стало известно на месте сбора – на Думской улице. Подходивших к месту сбора на углу Думской улицы и Невского группами направляли по подземному переходу на другую сторону Невского. Только на канале Грибоедова они начинали скандировать «Фашизм не пройдет!». На Думской к 15 часам остались в основном только темнокожие студенты. Они развернули плакаты «Путин, помогите, убивают», «Санкт-Петербург – столица фашизма», «Питер-кладбище для иностранцев», «Была ли победа 1945-го года?» и обращение к губернатору: «Валентина Ивановна, ведь вы тоже мать» - с фотографией убитого Самбы Лампсара.
«Наших» выдавали сшитые на заказ черно-белые ветровки, у некоторых молодых «выдвиженцев» были раскрашены лица. Иностранные студенты, в основном африканцы (китайцев и представителей Латинской Америки было совсем немного) держали в руках обращения к горожанам, фотографии убитого сенегальского студента, ученого Николая Гиренко, Тимура Качаравы. На подходе к Спасу «нашисты» раздавали портреты героев, убитых в Великую Отечественную.
Конечно, студенты планировали пройти по Невскому. Но сотрудники милиции во главе с замначальника МОБ ГУВД Вячеславом Коваленко запретили это делать, объяснив тем, что акция не санкционирована, кроме того, перекрыть Невский в три часа дня – значит парализовать движение в городе. Глава питерских «Наших» Леонид Курза объяснил произошедшее корреспонденту «Фонтанки» по-другому: «В Смольном нам заявили, что такое шествие дискредитирует город». То, что акция не была разрешена, подтвердил и приехавший к Спасу на Крови вице-губернатор Сергей Тарасов: ««Наши» не успели оформить разрешение, а посмотрите на лозунги. Они, мягко говоря, некорректны, и, думается, не способствуют сплочению наций».
Короткий митинг проводили Леонид Курза и преподаватель Лесотехнической академии Нунга Жорж. Как заявил Курза, те, кто убивает иностранцев, считают себя патриотами. Но они не патриоты, а провокаторы. Патриотами можно считать тех, кто едет учиться к нам в страну, познает наш язык, нашу культуру и потом доносит все это до своих соотечественников. Нунга Жорж был более эмоционален. «Ни в одной стране русских не убивают только потому, что они русские, - заявил он. Но в то же время плохие и хорошие люди есть и в России, и в Африке. Мы должны добавить новый предмет для изучения в школах – под названием «Дружба». Митинг завершился минутой молчания. Вся акция заняла не больше 15-20 минут. «И это все?», - подумали журналисты. Не все – показала практика.
На обратном пути часть митинговавших попыталась выйти на проезжую часть Невского проспекта. Удалось пройти лишь несколько метров – потом милиция вежливо загнала всех на проезжую часть. Большинство пошли в метро, человек сто направились дальше. Садовую пересекли уже 50. В таком составе, скандируя «Фашизм не пройдет!» и «Россия для всех!», дошли до площади Восстания и обратно. Предводительствовал Нунга Жорж. Леонида Курзы уже и близко не было. Студенты все время норовили выйти на проезжую часть, но милиционеры так и не дали этого сделать, уговаривая молодежь разойтись со словами «Мы тоже против фашизма...».
За пешеходной зоной на Малой Садовой чуть не произошла потасовка. Один из случайных прохожих, которому, по всей видимости, помешала толпа участников акции, стал выкрикивать претензии. И тут же получил тумаков. Если бы не милиция, беды не избежать. А так, пока милиционеры уговаривали африканцев, крикуну удалось скрыться за первой же дверью на Невском.
Редкие «нашисты» дождались окончания шествия. Агитаторы с громкоговорителями под конец акции перестали контролировать происходящее, сняв с себя полосатые куртки (похоже, что и ответственность вместе с ними)... Развозку иностранных студентов от Думской по общежитиям организовали тоже не они, а некие «частные лица» из африканского землячества.
Зато через час после завершения акции в СМИ начали появляться высказывания Леонида Курзы о том, что у Спаса на Крови милиция задержала десяток скинхедов. В милиции эту информацию не подтвердили. Да и наш корреспондент, от начала до конца (в отличие от лидера «Наших») сопровождавший шествие, никаких задержаний, тем более таких массовых, не заметил...
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру
Ранее по этой теме: