Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество Риск - благородное дело. Но в аптеках Петербурга его сводят к минимуму

Риск - благородное дело. Но в аптеках Петербурга его сводят к минимуму

195

В последнее время количество фальсифицированных лекарств растет. Но Комитет по здравоохранению успокаивает горожан: большинство подделок до аптек не доходит. Так что есть некоторая уверенность в том, что купленное лекарство нас все-таки вылечит.

Комитет по здравоохранению приказал срочно изъять из аптек Петербурга таблетки «Ампициллина тригидрата» по 0,25 г, серии 080203, на упаковках которого указан производитель оригинального препарата ОАО «Белмедпрепараты» (Республика Беларусь). Это предписание появилось в специальном бюллетене Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга (такой документ для внутреннего пользования издается Центром по контролю качества и сертификации лекарств дважды в месяц), который вышел на днях в Петербурге. В бюллетене перечислены еще пять серий других лекарств, подлежащих изъятию и уничтожению. Этот документ содержит сведения по всем забракованным и фальсифицированным препаратам, выявленным как на территории России, так и в Петербурге. Все аптеки города обязаны снимать с продажи эти медикаменты.

По данным специалистов, сегодня в Петербурге работает около 200 фирм-поставщиков лекарственных средств. Причем пять-шесть из них не гнушаются распространением фальсифицированных препаратов. Медикаменты, ввозимые этими компаниями, заведомо вызывают подозрение в Центре по контролю качества и сертификации лекарств и очень тщательно проверяются. Если выявляется подделка, то вся партия препарата не допускается к реализации. Однако серьезно наказать нарушителей по существующему законодательству очень сложно.

Дело в том, что в России нет специального федерального органа, занимающегося этой проблемой, а в законе «О качестве лекарственных средств» отсутствует определение фальсифицированных лекарств. В связи с этим ни Уголовным, ни Административным кодексами не предусмотрено наказание за
производство и сбыт фальшивок. Судить дельцов фармацевтического рынка можно лишь за мошенничество. По словам Сергея Некрасова, директора Центра, правоохранительные органы неохотно берутся за дела о подделке лекарств, так как ни их производители, ни фирмы-однодневки, оформляющие поддельные документы, не несут уголовной ответственности.

В мире первые фальсифицированные лекарства, - то есть такие, в отношении которых потребителей преднамеренно вводят в заблуждение относительно их состава или производителя, - появились в 70-е годы. На российском рынке первый подобный случай был зафиксирован в 1997 году. Статистика показывает, что в последние годы количество изымаемых поддельных лекарств медленно, но верно растет. Так, например, в нашем городе на 2001 год выявлено 33 таких серии (22 наименования) лекарств, в 2002 – 57 серий (30 наименований), а в прошедшем 2003 году – уже 83 серии (38 наименований).

Характерно, что 60-70 % фальшивых лекарств, присутствующих на отечественном рынке, производится на территории России. Причем, как отмечает директор Центра по контролю качества и сертификации лекарств Сергей Некрасов, - изготавливается эта продукция, как правило, не где-то в подвалах «на коленке», а на фармацевтических предприятиях, которые зарабатывают на этом большие деньги. Несмотря на заводское изготовление, такие подделки нельзя считать безопасными: неизвестно по какой технологии их готовят, соблюдается ли рецептура, сроки годности. По оценке Сергея Некрасова, на петербургском рынке присутствует менее одного процента фальсификата от общего объема распространяемых лекарств, причем большинство из них все-таки не попадает на аптечные полки, а изымается еще в оптовом звене. Наиболее часто подделываются популярные средства, - такие как но-шпа, валокордин, супрастин. Предпочтение дельцы отдают копированию раскрученных брендов.

Следует подчеркнуть, что покупатель, как правило, не может самостоятельно оценить качество лекарства: ни по вкусу, ни по запаху не скажешь, полезна ли таблетка. Зачастую это трудно определить даже специалистам. Для анализа используется разнообразное и сложное оборудование: некоторые приборы стоят по 40-50 тысяч долларов. Поэтому ответственность за безопасность и качество медикаментов берет на себя государство.

В мировом сообществе методы обеспечения и контроля качества лекарств отличаются от российских. Для получения лицензии, например, необходимо иметь сертификат соответствия «Надлежащей производственной практики». У нас в стране, говорит Сергей Некрасов, большая часть предприятий не соответствует международным стандартам. По предварительным прогнозам к 2005-му году необходимого уровня смогут достигнуть около 10-ти % наших производителей.

Юлия Никишова
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях