Из всех кампаний Санкт-Петербургского метрополитена, предпринятых для сокращения невыгодных пассажиров-льготников, наиболее эффективной оказалась операция "Антишкольник", завершившаяся вчера. 5-го числа последний день продавали льготные карточки на февраль для учащихся. Новая система продажи проездных для младших классов (с 1-го по 8-й) привела к бесконечным очередям. Как заверили нас в пресс-службе метрополитена, в следующем месяце такого не будет.
О своем намерении бороться с льготами, не обеспеченными компенсациями из городского бюджета, директор метрополитена Владимир Гарюгин рассказал нам еще накануне Нового года. И кое-что начинает получаться.
До 1 сентября льготные карточки для школьников получали в метрополитене гонцы. Как правило, это были секретари школ, привозившие заявки на энное число учащихся. Хотя карточки уже тогда были именными (имя полагалось вписать после получения), заявки привозились слепые - без указания Ф.И.О. Просто по числу учащихся. Как подозревает метрополитен, число это намеренно завышалось и льготные карточки получали вовсе не льготники, а учителя, работники роно и прочие дети известного лейтенанта. Правда, ни одного дела по этому поводу в ГУВД не заведено, так что прямых доказательств тому нет. Тем не менее 1 сентября Комитет по транспорту и подведомственный ему метрополитен решили ввести новую систему - данные об учащихся заносятся в единую компьютерную систему, благодаря которой уже нельзя купить, например, две карточки на одну фамилию или одну, но на несуществующего школьника.
Техническая возможность для этого появилась уже давно. Например, база по студентам создавалась еще 2 года назад. Администрации школ, однако, данных о школьниках своевременно не подали (кто ж будет заниматься этим летом). И в сентябре ссылались на то, что прием еще не закончен. С 1 сентября старшие школьники должны были покупать карточки в метрополитене, где их фамилии сверялись с базой, а для младших, которые ездят гораздо меньше (как правило, проездную покупает лишь каждый пятый), введение покупки через компьютер все откладывали.
Только в этом месяце метрополитен сказал решительное "нет". Продавать проездные представителям школ по спискам прекратили, и всех школьников отослали к окошечкам на станциях метрополитена для личного предъявления физиономий. Хотя сроки продаж и сроки действия карточек для взрослых и школьников с 1 января этого года разнесены (срок действия нельготных проездных с 15-го числа каждого месяца, продажа - с 10-го по 20-е, а школьных - с 1-го и с 25-го по 5-е соответственно), очереди образовались огромные. Еще бы - ведь число покупателей в окошечках увеличилось на сотни тысяч - вместо одного представителя школы приехали все школьники.
Поскольку и к 1 февраля фамилии и имена своих учащихся все школы еще не представили, покупать карточки по старой системе (по предъявлении документа) временно и в последний раз разрешили их родителям. Эксперимент по возрождению такого старого и доброго явления, как очереди, и на этот раз удался на славу. Карточки выдавали в единственном месте - на станции "Приморская": только там ограниченный контингент работников метрополитена имеет доступ к компьютерной сети, какого нет даже у продавщиц в кассах. Тысячи родителей 2 февраля на "Приморской" устроили чудовищное столпотворение. Простояв по нескольку часов в очередях, некоторые мамаши вожделенных карточек так и не получили, так как фамилий их отпрысков в базе не оказалось.
Но все когда-нибудь кончается. Жаждущие смяты, раздавлены, оторванных пуговиц уж не вернуть. Остается заняться прогнозами. Контингент покупателей проездных билетов благодаря младшим школьникам, которых в городе примерно 360 тысяч, увеличен окончательно и бесповоротно. Число кассиров увеличивать никто не собирается. Остается рассчитывать на то, что кто-то плюнет, не достоится и откажется от карточек вообще, например предпочтя папину машину. Такие школьники, слава богу, есть. Если среди старших школьников карточки покупают почти все, то из младших - только каждый пятый. Зафиксированный максимум продаж - 260 тысяч льготных карточек для школьников. В базе данных сейчас уже 230 тысяч человек. Через месяц, как планирует метрополитен, в базе будут все, и проблем с этим не должно быть, заверил нас начальник сектора отдела производства Комитета по транспорту Алексей Геращенко.
Однако проблемы с очередями все равно будут. Сейчас динамика продаж такова - если 25-го числа предыдущего месяца продается, например, 2000 карточек, то 26-го - 5000, а 31-го - 60 - 70 тысяч. Поскольку метрополитен никаких особенных мер принимать не собирается, кардинально очереди могут сократиться только в том случае, если люди начнут покупать карточки заранее. Но для этого нужно, чтоб потраченные деньги были у людей не последними и чтобы зарплаты на предприятиях платили вовремя. Теоретически такое возможно.