16:06 26.05.2017
Суд арестовал сотрудницу Выборгской таможни из деревянного дома
Александровский парк перекроят по проекту ГАСУ
Серебренников впервые прокомментировал обыски и дело по проекту «Платформа»
Комиссия по этике Госдумы пожурила Милонова за его поведение на Первомае
В Петербурге растут заболеваемость гепатитом А и стоимость прививок от этой болезни
Хватит ли петербургского солнца для солнцемобиля
Суд арестовал сотрудницу Выборгской таможни, подозреваемую в коррупции
Украина не подтвердила РЖД прекращение пассажирского сообщения с Россией
Глава Пушкинского района покидает свою должность
За вольное обращение с бюджетными деньгами будут наказывать рублем
В Италии мороженое назвали именем Трампа
Вооруженные Силы РФ проводят турслёт на границе с Финляндией
Песков о проверках Учителя и Серебренникова: Оснований для сгущения красок у нас нет
Матвиенко и патриарху Кириллу вручат знаки отличия почётных граждан
Стоимость продуктов в Ленобласти растет быстрее, чем в Петербурге и Москве
Суд отменил требование КГИОП восстановить Мытный двор
К ледоколу «Виктор Черномырдин» на Балтийском заводе вызвали пожарных
Городской бюджет за 5 месяцев получил треть от годового объема доходов
В Египте в результате вооруженной атаки погибли 23 копта
Путин продлит полномочия бизнес-омбудсмена Титова
Путин поговорил с премьер-министром Венгрии об атоме и газе
ЗакС Петербурга хочет лицензировать бизнес «авторазборок»
В Петербурге за получение взяток главврача клиники наказали штрафом в 3 млн рублей
Поклонская: Я направила не одну жалобу на Учителя в разные органы
За виртуальные «группы смерти» будут давать реальные шесть лет
Рабочие и «Мерседес» с особым номером сошлись у Адмиралтейства
Памятник Крузенштерну получил назад кортик дореволюционного образца
Главный тренер «Зенита»: «Спартаку» помогли стать чемпионом
Путин послал Медведева на борьбу с фишинговыми сайтами
Троллейбусы для Петербурга за 2 млрд рублей поставит «Тролза Маркет»
В Петербурге выпустили книгу о «сером кардинале» Смольного
Петербуржцы завоевали медали Кубка России по дзюдо среди слабовидящих
На Рихарда Зорге мощно горели машины
Суд не стал рассматривать дело о затягивании решения по референдуму о судьбе Исаакия
Глава СПЧ попросил Путина провести административную амнистию
Семенченко заявил о блокаде предприятий украинских олигархов
Группу разбойников в Петербурге переквалифицировали в бандитов
Володин прокомментировал запрос Поклонской о проверке кинокомпании Учителя
Министр образования уличила протестующих подростков в незнании слова «коррупция»
Привычка заставляет водителей нарушать ПДД на виадуке на Обводном
Высокий суд Лондона выдал ордер на арест следователя по делу Магнитского
Полиция проводит обыски по делу о теракте в Манчестере
В Институте Джанелидзе остаются пациенты, получившие травмы при взрыве в метро
ГД передумала рассылать призывникам электронные повестки в армию
Мигранты перевели из РФ в Киргизию $433 млн за три месяца
Оператор "Принцессы Анастасии" не исключает появления ещё одного своего парома на Балтике
Пострадавший при пожаре на стадионе «Автово» скончался
Аваков заявил об ошибке в расследовании дела Шеремета
В Покровском закрыли нарколабораторию
«Убойный» отдел нашел насильника через 13 лет после нападения
В шести районах Петербурга испытают теплосети
Яма на Наставников после ремонта начала «стрелять»
На Пискарёвке мужчина угрожал медикам скорой пистолетом
Из Екатерингофки извлекли мёртвого украинца
Российские каналы заплатят за права на мундиаль и Кубок конфедераций $36 млн
В Петербурге задержали безработного, домогавшегося восьмиклассницы
В Алеппо прошла первая после освобождения города экскурсия
Водитель на Энтузиастов получил битой в голову
В Петербурге взяли наркодилера с полкило психостимулятора
В Европе назвали страны с самым чистыми пляжами
Трое задохнулись в горящем подвале «Пятёрочки» в Купчино
Опрос: 64% американцев назвали Россию врагом США
Мединский призвал расследовать дело «Гоголь-центра» без «демонстративной жесткости»
Задержан десятый подозреваемый по делу о теракте в Манчестере
Викинги сразятся у стен Петропавловской крепости
Весенний «АукцЫон» оживит всех концертом
Найк Борзов пролетит по космосу
Петербуржцам покажут революцию с точки зрения искусства
Lacuna Coil снова в Петербурге - и снова с новым альбомом
Максим Леонидов представит музыкальную автобиографию
Общество

Клеймо Елены Баснер

Следственный комитет Петербурга шокировал мир искусства. В обмане при продаже серьезного полотна заподозрена Елена Баснер - первый специалист на международном рынке живописи авангарда, дочь культового советского композитора, написавшего любимую песню Владимира Путина «С чего начинается Родина». 31 января в камеру помещена ключевая фигура из абсолютного круга городской культуры. «Фонтанка» узнала, как многолетнее дело сдвинул глава СК Александр Бастрыкин и что под боем оказалась репутация Русского музея.
Клеймо Елены Баснер
www.bukowskis.com

Следственный комитет Петербурга шокировал мир искусства. В обмане при продаже серьезного полотна заподозрена Елена Баснер - первый специалист на международном рынке живописи авангарда, дочь культового советского композитора, написавшего любимую песню Владимира Путина «С чего начинается Родина». 31 января в камеру помещена ключевая фигура из абсолютного круга городской культуры. «Фонтанка» узнала, как многолетнее дело сдвинул глава СК Александр Бастрыкин и что под боем оказалась репутация Русского музея.

 

С полудня 1 февраля телефоны большинства игроков на рынке антикварной живописи Петербурга, Москвы, Хельсинки, Амстердама, Лондона подверглись аномальному соединению внутри самих себя. Коллекционеры и посредники, владельцы салонов и организаторы выставок, эксперты и поддельщики созванивались, эмоционально обсуждая только одну новость. О многих широкая публика никогда не слышала, о некоторых знают на разных континентах. Новость о задержании Елены Баснер встала на «Фонтанку» в 11:53.

По мнению Следственного комитета Петербурга, бывший эксперт Русского музея, сотрудник именитого аукционного дома в Финляндии Bukowskis, первый мировой эксперт по живописи русского авангарда участвовала в лукавой схеме продажи картины художника Григорьева серьезному петербургскому коллекционеру Андрею Васильеву.

С этого места необходимо вспомнить, что Елена Баснер не просто № 1, автор монографий и рецензий, специалист, которого приглашают читать лекции в Нью-Йорк, а в данную минуту в Амстердаме проходит выставка Харджиева, которой она давала оценку вступительной статьей в каталоге. Она не только дочь культового советского композитора Вениамина Баснера, чью мелодию «С чего начинается Родина», как известно, любит и лично исполняет Владимир Путин.

Баснер - своего рода наш петербургский символ, провозглашенный культурной столицей. Не Никита Михалков, конечно. Ведь у нас на севере и «труба пониже, и дым пожиже», а все же родилась Елена Баснер внутри самой настоящей культурной элиты. Там не только высокие потолки в просторной квартире с дубовыми буфетами. В гостях у ее отца засиживался Дмитрий Шостакович и другие, ставшие сегодня нашими «греческими богами».

С точки зрения классической, пусть и девальвированной в наше время интеллигенции, если Михалков, Розенбаум — ярые представители истеблишмента, то Елена Баснер стала неотъемлемой частью петербургского духа с его обязательным кодексом поведения. Таких всегда мало. Среди них историк Лев Лурье, арт-критик Александр Боровский и те, кого читатель вспомнит сам. Баснер - фигура, без которой и в «шахматы» сыграть нельзя, и создание мифа хромает. Вставлена в среду как в раму. Фактически она сама в себе несет клеймо качества.

Биография Баснер чрезвычайно правильная: из Академии художеств - в Русский музей. Ее конек — столпы авангарда Малевич и Гончарова. Вовлекается Баснер и в художественный рынок в качестве эксперта. Это очень типично, оправданно и не осуждаемо. Как советской портнихе шить на дому. Так становятся преуспевающими музейными работниками. Баснер всегда вызывает симпатию, весела и энергична.

Все же неправильно проводить аналогии, наподобие Баснер — «Пеле в футболе» или «Кумарин в организованных сообществах». Культура - не только мир больших денег, где честные и не очень занимаются продажами и выставками. Каждое государство имеет визуальную презентацию, и русская живопись — часть этого национального образа. Такой образ есть и в Анголе, но он стоит столько, сколько стоит Ангола. А наш мощнейший визуальный образ на полотнах мастеров, естественно, породил огромный рынок.

Но если в СССР авангард был на отшибе общественного сознания, а в 90-е его тащили за кордон и меняли на кроссовки, то сегодня живопись идет к нам оттуда и здесь же скупается за миллионы. Настоящей живописи мало, у новых героев денег много, а амбиций еще больше. Но если вокруг чего-то крутятся большие суммы, то коррупционная агрессия неминуема.

Посвященные знают, что и в Русском музее можно официально получить оценку живописи, и параллельно можно. Причем часто теми же экспертами. Только без знаковых печатей, а со штампом, к примеру, отдела кадров музея, который заверит, что такой искусствовед работает. Это как получить сумму серебром или ассигнациями. Но при всем уважении к праву умысел — внутреннее убеждение эксперта - мало кто мог опровергнуть.

Баснер давно покинула Русский музей. Она перешла в Дом Матюшина (музей петербургского авангарда), а потом настала формальная пенсия. Ее репутация позволила ей работать при серьезнейших домах, занимающихся бизнесом на искусстве.

В 2009 году началась банальная в этом мире история — петербургский коллекционер Андрей Васильев купил у классического посредника Шумакова работу непростого художника начала ХХ века Григорьева. Васильев брал ее с историей — из коллекции генерала Тимофеева - и за 250 тысяч долларов. Вскоре на выставке в Москве, куда он под телекамеры канала «Культура» отправил полотно, сообщили, что работа эта известна и вовсе это не Григорьев, а его недурная копия.

Пошли переговоры с посредником, он кивнул на Баснер. Баснер смущалась, но опровергала. Васильеву не дали выхода из ситуации, и он обратился в органы. Органы долго смотрели на незнакомую им конструкцию. Васильев трижды в суде выиграл редкие иски о незаконном бездействии, после чего следствие Петроградского УМВД все же возбудило дело по мошенничеству и передало материалы в ГСУ.

Самое грустное, еще выяснилось, что в Русском музее есть такая же картина Григорьева.

Когда вызвали Баснер, она пришла с адвокатом и кратко кивнула на гражданина Эстонии Аронсона. Мол, он нашел картину у себя в гараже во Всеволожском районе Ленобласти, показал Баснер, а эксперт ахнул и позже предложил Васильеву через посредника.

После чего детектив начал походить на фельетон. Проверка показала, что Аронсон четырежды судим, в Таллине торгует стеклотарой, а в Россию в это время не заезжал.

К тому же журналисты опубликовали общие нюансы истории. Баснер давала возмущенные интервью, ее адвокат Лариса Малькова обвиняла в подделке самого Васильева, а дело тем временем приостановили.

В августе прошлого года в стенах Следственного комитета Ленобласти на Торжковской улице, куда прибыл глава ведомства Александр Бастрыкин, начался следующий этап. Он похож на современный российский сериал «Как торжествует справедливость». Васильев оказался на приеме. По левую руку от Бастрыкина сидел руководитель СК Петербурга Клаус, по правую — СК области Лоскутов. Бастрыкин выслушал и вместо ущерба всмотрелся в глубину истории. Коллега Клаус согласился взять дело в свое производство.

В деле накопились десятки экспертиз. Криминалистических, независимых, судебных. Заключительная гласит: «Представленная картина является безусловно профессиональной подделкой».

За скобками этого эпизода остаются размышления о месте подделки. Заметим, что подделки были всегда. Даже при жизни мастеров Средневековья. Но для этого нужен подлинник. Если в Русском музее — Григорьев настоящий, а подделка профессиональна, то, вероятно, ее могли бы исполнить и внутри храма (конечно, главный процесс происходит не рядом с подлинником, в современных реалиях необходима предельно качественная фотография).

А это уже совсем другая история. Если у вас есть эталонная база и господин исполнитель, то у вас джокер. Кстати, настоящие поддельщики — не художники, а реставраторы. Это как хирург и патологоанатом.

Если следствие не остановится перед непреодолимыми факторами в лице моральных авторитетов, на свет может выйти и этот принципиальнейший ответ.

Для интеллигенции задержание Баснер — шок. Остальному антикварному миру это может подломить сложившиеся правила. С непредсказуемыми последствиями. Как для владельцев, так и для музейщиков.

Ранее мы слышали реакцию директора Русского музея Владимира Гусева на заявление Васильева. Он говорил, что скандал на совести коллекционера. Заместитель директора Евгения Петрова грозила подать на Васильева в суд за клевету.

Пока же следователи дают оценку тому, что обнаружили на обысках в течение двух последних дней.

2 февраля Елене Баснер должны избрать меру пресечения. «Фонтанка» пыталась поговорить с Андреем Васильевым.

 - О Баснер мне стало известно из вашей же публикации. Я ничего не хочу сейчас комментировать, - ответил он. На вопрос, знает ли, где и когда будет суд по мере пресечения, Васильев сказал: - Не знаю, но, если бы меня спросили, я был бы категорически против ареста. Что бы ни было в прошлом, но этого я Лене не желаю.

Елена Баснер - автор красивого запатентованного метода определения подделок живописи. В его основе лежит гипотеза, что до начала эры ядерных испытаний на планете Земля, то есть до Хиросимы, на полотнах не было «изотопов», которые появились после 1945 года.

Теперь история петербургской субкультуры антиквариата также будет делиться на «до ареста Баснер» и после него.

Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (193)

Agapov: действительно хорошая статья. Продолжение статьи читайте здесь http://www1.hut.ru/nedvizh.shtml?basner

Написал administrator | 9 марта 2014 г. 19:50

Nike21:

Кстати, у антикварных дилеров принято при обвинении в продаже фальшака (а они кругом, особенно русское искусство) просто возвращать деньги и забирать предмет обратно, тем самым избегая всяческих разборок. Что помешало поступить также в этот раз?
Именно, не пойму, зачем было всё это наружу выставлять, сумма— то не запредельная.

Написал AGP | 13 февраля 2014 г. 14:24

А где вы увидели обвинение в ошибочной экспертизе? Экспертное заключение, пусть и ошибочное, вообще не фигурирует в обвинении. Речь идет об участии в продаже подделки. Сотрудник русского музея дорого продал фальшивку, пользуясь авторитетом организации и собственной репутацией. Это и есть мошенничество, и есть оснавания полагать, что осознанное. Не знать о том, что в Русском музее действует поточное производство копий, которые потом легко становятся подлинниками, Баснер не могла. Не отличить подлинник от подделки, пусть и грамотно выполненной, тоже не могла, будучи экспертом, в том числе и европейского аукционного дома (!). Вот и получается — либо умысел, либо полная некомпетентность, умноженная на невероятный апломб сотрудника ГРМ. Кстати, у антикварных дилеров принято при обвинении в продаже фальшака (а они кругом, особенно русское искусство) просто возвращать деньги и забирать предмет обратно, тем самым избегая всяческих разборок. Что помешало поступить также в этот раз?

Написал Nike21 | 13 февраля 2014 г. 00:44

Hohmach: Вы с творчеством Григорьева знакомы? Судя по вашему комментарию — нет. Поэтому все прочие построения остаются умозрительными. И если вы такой знаток искусства, то у вас должно быть простое как дважды два объяснение, почему Рембрандт, а не допустим Гонгорст, почему Кандинский, а не Явленский, почему Кабаков, а не Шилов — становились №1.. Критерий искусства — в жесткой привязке к мастерству (понятие в свою очередь достаточно субъективное) имеет право на существование, особенно в кругах далеких от искусства. В конце концов есть куча художников, у которых — бездна мастерства и ноль искусства. Но в данном случае, Григорьев — не тот живописец, который дает повод поразглагольствовать об отсутствии мастерства и ничтожности искусствоведения)

Написал rumet | 10 февраля 2014 г. 01:03

Linca: надо автору сделать скидку, он же прежде в милиции работал...

Написал fima sobаk | 8 февраля 2014 г. 12:23

Все комментарии (193)

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Открылся первый музей "Бессмертного Ленинграда"
В 295-й гимназии Фрунзенского района открылся новый музей "Бессмертный Ленинград", посвященный героической истории ленинградцев времен Великой Отечественной войны.
XV Международный шахматный турнир «Юные звезды мира»
Международный шахматный турнир «Юные звезды мира» стартовал в Киришах
XV Международный шахматный турнир «Юные звезды мира», посвященный памяти одного из сильнейших юных шахматистов Ленобласти Вани Сомова, начался в Киришах. В этом году он проходит в новом формате.
«Год до поступления: время выбирать вуз!»
Десятиклассникам и их родителям расскажут как выбрать профессию и вуз
Решение о выборе вуза и профессии всегда одно из самых важных и сложных не только в жизни старшеклассника, но и всей его семьи. 14 мая специалисты образовательного форума «Навигатор Поступления» расскажут десятиклассникам и их родителям о том, с чего начать выбирать профессию и вуз
Фото: ООО "Группа компаний "Дарница"
В Петербурге вместо слов поздравлений раздавали свежий хлеб
Двадцать тысяч батонов «Аладушкин» было роздано девятого мая на городских праздниках в пяти муниципальных округах Санкт-Петербурга: Петроградском, Калининском, Адмиралтейском, Красногвардейском и Московском районах.
«Фонтанка» выберет лучший офис и его команду
Премия интернет-канала [Фонтанка.Офис] «Золотая скрепка» ориентирована на коллективы компаний Петербурга и Ленобласти. По итогам онлайн-голосования на сайте интернет-газеты «Фонтанка.ру» будут выбраны «Лучший офисный коллектив», «Лучшее офисное пространство», а также «Лучший коллектив СМИ» 2017 года
Tele2
Tele2 и фонд «Навстречу переменам» ищут социальных предпринимателей, готовых побороться за миллион
Tele2 объявляет о начале III Всероссийского конкурса социальных предпринимателей «Навстречу переменам»