15:57 19.01.2017
FIS разрешила отстраненным российским лыжникам тренироваться со сборной
"Квадрат.ру": Застройщики-первопроходцы потянулись за допусками в комитет по строительству
МСБанк заплатит Смольному за нерадивого подрядчика 5,5 млн рублей
В крещенских купаниях приняли участие более 40 тысяч петербуржцев
Жителя Вильнюса оштрафовали за вывешенный на доме флаг СССР
Пострадавшие от взрыва газа в Лаголово получат 40 тысяч рублей
"Беговую" соединили с "Новокрестовской"
Водитель автобуса, насмерть сбивший байкера, ждет суда
Дирекция транспортного строительства намерена достроить депо «Южное» за 5,5 млрд рублей
Детсад в Колпино эвакуировали после анонимного звонка о бомбе
Смольный пытается отсудить у СПбГУ здание Академической гимназии
16 ящиков санкционных грибов уничтожат в Петербурге
Российские инспекторы завершили проверку аэропортов Хургады и Шарм-эш-Шейха
За удаление здоровой почки больница выплатит россиянке 1,3 млн рублей
Жилищный комитет назвал "худшие" ЖКС Петербурга
"Квадрат.ру": Спрос на новостройки Москвы побил все рекорды
ВЦИОМ: Больше половины россиян поддерживает декриминализацию побоев в семье
Как продавали "Роснефть": Версия для блондинок
Рабочая группа Смольного, музейщиков и РПЦ проработает проект передачи Исаакия Церкви
Черчесов: Фанатский вираж «Зенита» - это что-то особенное в нашем футболе
Военные ЗВО обещают салют на День освобождения Ленинграда от блокады
Суд не стал рассматривать иск семьи, выселяемой ради дороги к ЧМ-2018
В Петербурге ждут шторм
В Коммунаре найдено тело пропавшего Егора Антонова
Кремль о решении КС по делу ЮКОСа: Это вопрос судебный
Крупнейшая оппозиционная партия Финляндии выступила против членства в НАТО
Полтавченко о «Новокрестовской»: Говорили, что мы не успеем, но мы идем по графику
Российская оборонка разработала новый комплекс активной защиты для танков
В Калининском районе остыли батареи в 31 доме
В Петербурге у гендиректора фирмы эвакуатором угнали «Лексус»
Совет Европы: Решение КС по «делу ЮКОСа» вызывает озабоченность
Что писали о крещенских праздниках дореволюционные путеводители
Зорькин - акционерам ЮКОСа: Любишь кататься - люби и саночки возить
На полигоне “Красный Бор” найден вероятный источник выброса газа
Несанкционированную купель у Петропавловки закрыли для купальщиков
Выходит в продажу новый роман Елены Чижовой «Китаист»
Петербург презентовал свою эмблему для чемпионата Европы - 2020
Мутко отказался назвать сумму, на которую застрахован ЧМ-2018
По делу ЮКОСа в КС будет два особых мнения
Дом на Лиговском, 56, разберут для строительства гостиницы
Спасатели не могут приступить к разбору взорвавшегося дома в Лаголово
Петербургский метрополитен выпустил на линию спецсостав к Кубку конфедераций
В Петербурге впервые прошел «Подиум зрелой красоты»
В Финляндии участились случаи насилия на сексуальной почве
Россия может дать экс-акционерам ЮКОСа немного денег
Мутко: Адаптация стадиона на Крестовском к ЧМ-2018 потребует еще 1,5-2 млрд рублей
КС: ЮКОС уклонялся от налогов «в беспрецедентном масштабе»
Вооруженных налетчиков на столичный банк задержали под Курском
В итальянском отеле под лавиной погибли 30 человек
Зорькин заявил о «невозможности» выплат ЮКОСу
Прорыв трубы на Замшиной улице ликвидирован
Еще один член запрещенной в РФ организации «Хизб ут-Тахрир» задержан в Петербурге
В Ингушетии полицейский застрелил своего брата, угрожавшего прохожим
На проспекте Королева из окна выпала женщина
В трети «Докторской» колбасы петербургские эксперты обнаружили дефицит белка
Приехав на курсы экстремального вождения в Петербург, водитель лишился Toyota Land Cruiser
В Петербурге грабитель ломбарда не рассчитал свои силы и сбежал
В Петербурге задержали мужчину, обещавшего "взорвать «Роснефть»"
"Квадрат": Итоги рынка жилья Петербурга оказались выше ожидаемых
После пожара на Обуховской Обороны нашли тело мужчины
КС начал провозглашать решение по делу ЮКОСа
Более 1,8 миллиона россиян приняли участие в крещенских купаниях
В Петроградском районе насильник напал на девушку в парадной
Полицию предупреждали о возможном взрыве газа в квартире в Лаголово
Петербургская старушка отдала мошеннику полмиллиона, чтобы "выручить внука"
Суд арестовал двух фигурантов дела об убийстве российского посла в Турции
Девушка упала на рельсы метро на "Крестовском острове"
В финских тюрьмах растёт число психически больных заключенных
В Петербурге няню разыскивают за развращение ребенка
Общество

С чего начинается русская подделка

Органами следствия петербургского ГУ МВД решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества с произведением искусства. После того как питерский коллекционер Андрей Васильев приобрел за семь с половиной миллионов рублей картину известного художника начала XX века Григорьева, выяснилось, что фактически такая же работа этого автора находится в запасниках Русского музея. Теперь уже следователю предстоит доказать, кто именно - музей или коллекционер - является собственником подделки.
С чего начинается русская подделка

Органами следствия петербургского ГУ МВД решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества с произведением искусства. После того как питерский коллекционер Андрей Васильев приобрел за семь с половиной миллионов рублей картину известного художника начала XX века Григорьева, выяснилось, что фактически такая же работа этого автора находится в запасниках Русского музея. Теперь уже следователю предстоит доказать, кто именно - музей или коллекционер -  является собственником подделки.   

- Летом 2009 года мне предложили работу  Бориса Григорьева «В ресторане». Главное, что у нее была биография – в 1914 году знаменитый петербургский собиратель Александр Евгеньевич Бурцев опубликовал ее в своем издании «Мой журнал для немногих», к тому же мне рассказали, что Григорьев продается, как говорится, «из хорошего дома», из старой ленинградской коллекции. То есть вещь была с безукоризненной историей бытования.  Посредником  выступил  тоже солидный человек – один издатель нашего города. Не хочу называть имен, потому что теперь выяснилось, что этот человек ни при чем – его использовали втемную. Так что в результате я ее купил за серьезные деньги,  – начал свой рассказ «Фонтанке» 56-летний Андрей Васильев, занимающийся коллекционированием чуть ли не с 1970 года.

Как стало известно «Фонтанке»,  продавать и покупать Григорьева помогал владелец издательства «Золотой век» петербуржец Леонид Шумаков, а за картину Васильев заплатил 250 тысяч долларов наличными, что на тот момент было эквивалентно семи с половиной миллионам рублей. Несмотря на сумму, химико-технологическое исследование Васильев не делал.

- Вам покажется забавным, но почти никто из коллекционеров не пользуется научно-технической экспертизой. Коллекционеру или искусствоведу важнее некое обобщенное эстетическое представление. Прежде всего, вещь должна нравиться. А самый важный довод – это провенанс – ее происхождение. Никому же в голову не придет делать анализ ДНК своим детям. А если же у вас будет картина большого мастера, но  ниоткуда, хотя и с прекрасными заключениями – вы вряд ли легко ее пристроите, -  объяснил «Фонтанке» один из искусствоведов, пожелавший, как он сам сказал, «не светиться в этой темной истории».     

Сам же Васильев продолжил рассказ: «Потом я отправил картину в Москву в одну из самых престижных галерей, где проходила выставка русских художников под названием «Парижачьи». Там был выпущен каталог с репродукцией моего приобретения. И там же сотрудники института Грабаря увидели моего Григорьева и деликатно сообщили, что знают эту вещь, так как недавно, за пару месяцев до покупки, она была у них на экспертизе, и они признали в картине подделку. Я был настолько в себе уверен, что отмахнулся от этой «чепухи», посчитав их замечание за типичные интриги нашего мира».

Вскоре (как в детективе) эксперты все же убедительно доказывают Васильеву свою правоту – они ссылаются на оставшиеся у них  после экспертизы записи, оплату, произведенную конкретным лицом, и, что самое главное - на химико-технологическую экспертизу. Источник в полиции нам рассказал, что экспертиза установила наличие в красках пигментов, вошедших в обиход значительно позже смерти Григорьева в 1939-м году, не говоря уж о 1913-м, когда был исполнен оригинал.

- К тому же в довесок к этому я неожиданно узнаю, что еще в 1986 году Русский музей выпустил каталог завещанных музею работ из коллекции профессора Бориса Окунева, в котором мое приобретение было описано как картина Бориса Григорьева. Автором предисловия и одним из составителей каталога была искусствовед музея - ныне знаменитая Елена Баснер. А когда под моим напором посредник все же назвал имя человека, который отдал ему картину для меня,  и им оказалась та же Баснер, то я понял, что  заплатил за подделку, – практически обвиняет Васильев.

По словам Васильева, встреча с Баснер не принесла результатов, так как она так и не смогла вспомнить ни то, что когда-то в 1986 году лично описывала эту работу, ни  имя того, кто принес ей картину.

«Я уверен, что за ней стоит «некто в сером», имеющий настолько мощные рычаги влияния и убеждения, что даже перспектива уголовного преследования и позорной огласки не может их преодолеть. Мои доводы и просьбы решить дело миром, хотя и вызвали слезы, но не помогли вспомнить, кому она отдала семь с половиной миллионов. Кроме того, очевидно, что этот "некто" очень "любит" Григорьева».

В марте 2011 года коллекционер сдает свою картину на экспертизу в Русский музей и получает отрицательный отзыв. «Я лично общался с заместителем директора Евгенией Николаевной Петровой, сетовал на то, что если все так, как изложено в  экспертизах института им. Грабаря и ГРМ, то это значит, что фальшивка, скорее всего, сделана кем-то, кто имеет доступ в запасники музея. Иной вариант фактически исключен, так как вещь до середины 30-х годов принадлежала Бурцеву, потом вынырнула в комиссионном магазине после войны, где была приобретена Окуневым. До 83-го года хранилась в чрезвычайно щепетильном интеллигентном доме профессора баллистики, а затем поступила в Русский музей. При этом единственный раз она была опубликована в 1914-м году в виде посредственной черно-белой фотографии и более нигде не выставлялась и не воспроизводилась.

Качество картины, которую я приобрел через Баснер, очень высокое. Изготовить ее мог только человек, хорошо знающий творчество Григорьева, а главное - внимательно изучивший оригинал… И кто может поручиться, что этот случай единственный? Разумеется, нельзя было не вспомнить давний скандал с Филоновым. Петрова согласилась, что нужно обращаться в полицию», - пересказывает диалог Васильев.

Как по иронии судьбы, весной этого года Русский музей готовит новую выставку, выпускает каталог, где вновь появляется «В ресторане» Бориса Григорьева. В июне 2011 года Васильев обращается с заявлением в антикварный отдел ГУ МВД, который в конце июля передает материалы в СУ УМВД Петроградского района для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по части 4 статьи 159  УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По данным «Фонтанки», доследственная проверка по материалам продлена до 30 суток.

Заместитель директора Русского музея Евгения Петрова заявила корреспонденту «Фонтанки», что обе картины проходили через экспертизу, которая показала, что у коллекционера Васильева картина не подлинная. «У нас нет оснований сомневаться в подлинности своей работы, - сказала искусствовед. – А в подлинности его работы у нас были основания сомневаться, что мы и выразили в своем заключении. Никаких претензий к Русскому музею быть не может. С Баснер мы давно расстались».

Елену Баснер мы застали в Финляндии, а так как она сослалась на дороговизну роуминга, то общались с ней в режиме смс.
- Правильно ли мы понимаем, что Вы утверждаете, что картина, проданная вами Васильеву, подлинная, а у Русского музея – подделка?
- Это очень упрощенная, примитивная версия, и мне бы очень хотелось самой озвучить то, что я могла бы по этому поводу сказать. Если все так срочно, то, увы, без меня. А я оставлю за собой право прокомментировать ваш сюжет. Хочу пояснить, что никаких комментариев сейчас по поводу имеющихся у вас версий не даю. С уважением,  – таков был смс-ответ Елены Баснер.

Консультант Васильева по правовым вопросам, старший партнер юридической компании Pen&Paper  Константин Добрынин так отреагировал на наши вопросы: «Произошедшее - не частный случай, а уже тенденция. В последние годы технологии подделок стали более совершенны, а коррупция поразила как профессиональные сообщества, так и искусствоведов. Причем львиная часть подделок остается за кадром, ведь покупатели не хотят скандалов - это бросает тень на их коллекции в целом. Помешать буму подделок можно только очень жестким уголовным преследованием тех, кто сбывает их или атрибутирует. И обнародованием историй, конечно. В данном случае я уверен, что уголовное дело до суда дойдет, а исполнитель и организатор преступления получат сроки реальные».

В заключение Андрей Васильев признался: «Я мог бы помолчать, возможно, даже частично компенсировать траты – все же картина побывала на выставке, опубликована в каталоге, но как-то не хочется чувствовать себя персонажем толстовского «Фальшивого купона». Да и должно же в нашей стране остаться хоть одно место, свободное от коммерческих махинаций. Например, ведущий музей национального искусства».


Краткая история картины:
Борис Григорьев – художник, всегда остающийся немного особняком в поле национальной культуры. Более всего его любили в Ленинграде, где он служил полновесным доказательством европеизма «великого города с областной судьбой».
Его знаменитый цикл «Расея» является попыткой художественного осмысления трагедии родной страны самыми современными для своего времени изобразительными средствами. С каждым годом его значение в истории русского искусства становится все более весомым. Соответственно растет и цена на его работы.
В  1913 году петербуржец и богач Александр Бурцев, над страстью к искусству которого больше посмеивались за недостаток образования, приобретает работу Григорьева «В ресторане» в ряду прочих его работ. Скорее всего, они достались Бурцеву за то, что он финансировал его поездку во Францию. В своем журнале он и публикует картину. До 2010 года она оставалась единственной публикацией.
До 1934 года Бурцев жил в Ленинграде. После убийства Кирова его с семьей выслали в Астрахань, где с женой и расстреляли как финских шпионов в 1938-ом.  Коллекция, как осиротевшие дети, разбрелась по чужим рукам.
После войны профессор баллистики Борис Окунев покупает эту картину в ленинградском комиссионном магазине. После его смерти вся коллекция досталась его дочери, которая в  1983 году передала ее по завещанию в Русский музей. В 1986 году Русский музей издает каталог, где ее не воспроизводит, но описывает. Каталог составляла и писала предисловие искусствовед Елена Баснер.

Ныне Елена Баснер – чрезвычайно известный человек. Она ведущий мировой специалист по русскому авангарду начала XX века, историк и эксперт, лично разработала методики определения подделок. Наконец, ее отец - автор песни «С чего начинается Родина?».

В апреле 2011 года Русский музей открыл выставку картин Бориса Григорьева и вновь выпустил каталог, где воспроизводит «В ресторане». Выставка продлится до 15 августа.
 

История с рисунком Филонова

В мае 1992 года к одной из сотрудниц Государственного Русского музея обратился частный коллекционер с просьбой подтвердить подлинность рисунка русского художника, оценённого в 500 тысяч долларов. Как выяснилось, рисунок был создан известным художником-авангардистом Павлом Филоновым и хранился в Русском музее. Вскоре было обнаружено — пропали ещё несколько рисунков  Филонова. В результате долгой оперативной разработки были задержаны сотрудница  музея  Татьяна Король и организатор похищений Моисей  Поташинский.

 
Евгений Вышенков,

Фонтанка.ру
 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (29)

gri:

года 4-5 назад -там рассказывалось про ограбление Эрмитажа (тетка с сыном там чето сперли) , это не главное
Вы про семейство Завадских? Так это было в 2006г. А вообще почитайте интервью с Ю. Болдыревым: http://flb.ru/info/38023.html Как хорошо— живёшь и не знаешь, только, м.б., догадываешься. Пока не прочитаешь.

Написал AGP | 2 февраля 2014 г. 00:04

gigur: ну, да, точно— всё он— проклятый Аронсон, он подставил Кролика Роджера уважаемого эксперта Баснер))

Написал AGP | 1 февраля 2014 г. 23:55

Xodok: странно, блог конкретно зачистили!

Написал krutilla | 13 августа 2011 г. 04:30

sidandnency: Все кто надо знает — это очень многозначительно и попахивает пустотой... Поконкретнее ...

Написал Ротмистр Лемке | 9 августа 2011 г. 02:00

уверена, что ее подставили. Принесли картинку, наврали с три короба, а дальше — бабка за дедку, дедка за репку, внучка за жучку.

Написала gigur | 7 августа 2011 г. 09:18

Все комментарии (29)

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform