20:34 29.04.2017
Википедию обвинили в очернении имиджа Турции
Полицейский шесть дней полз на четвереньках до финиша Лондонского марафона
В Москве расследуют загадочное падение девушки из окна
«Тосно» продолжит играть в Новгороде после выхода в премьер-лигу
«Тосно» отложил выход в Премьер-лигу
Теплоход с 60 пассажирами сел на мель в столице
Беглый «яблочник» Попов выйдет из мадридской тюрьмы
В лобовом ДТП в Ленобласти погиб ребенок, еще двое ранены
Роналду стал лучшим бомбардиром в пяти европейских чемпионатах
Глава МИД Германии раздосадовался из-за Иванки Трамп
Какие поликлиники и травмпункты работают в Петербурге 30 апреля
В МИДе заявили о готовности рассмотреть возобновление соглашения с США по плутонию
Движение по «красной» ветке метро остановил нетрезвый мужчина
Пожар в Бурятии: пострадавшим выписали компенсации – по 10 тысяч
Очевидец: На «красной» ветке метро задерживаются поезда
Почти во всей Финляндии ожидается гололед
В Москве арестован налетчик на аптеку и 90-летнюю женщину
Сборная России проиграла второй матч подряд на Чешских хоккейных играх
После теракта в Петербурге возбуждено уголовное дело против сотрудника метрополитена
В Москве будут эвакуировать машины без номеров
Путин подписал указ о назначении главы «Росатома» членом набсовета «Роскосмоса»
В МВД Украины попросили отказаться от георгиевских лент
Пока Москва греется: Петербург заливает дождем, ветром срывает карнизы
Акция «Открытой России» в Москве прошла без задержаний
На Неве открылся фестиваль ледоколов
Ломоносовский суд арестовал «верблюда» за наркотики
Российский хоккеист отказался от Олимпиады из-за опасения потерять работу
Трамп назвал возможного соперника в президентской гонке в 2020 году
Синоптики зафиксировали самый теплый день с начала года в Москве
Лидеры ЕС одобрили указания по ведению переговоров о Brexit
На акции «Открытой России» в Москве сотни людей стоят в очереди в администрацию президента
Следователь выбросил останки человека в мусорный бак в Москве
Рабочий в Медном Заводе пролетел четыре метра и сам дошел до больницы
Полиция Петербурга расправилась с акцией протеста за 45 минут
Байкеры открыли сезон с Дворцовой
В соцсетях заблокировали группы «Открытой России»
Москва и Киев прокомментировали «тайные переговоры» Путина и Порошенко
На Металлистов – ДТП. Пострадали двое водителей
Российские дворы и подъезды будут убирать каждый день
На акции в Петербурге начались первые задержания
Берлускони упал дома и разбил губу
На митинге «Открытой России» в Кемерово задержали около 20 активистов
Ле Пен объявила кандидата на пост премьера при победе на выборах
Автомобиль протаранил протестующих в Сан-Паулу
Петербуржца подозревают в похищении человека в Подмосковье
Участника митинга в Екатеринбурге задержали за неправильную футболку
В Бурятии главу сгоревшего поселения подозревают в халатности
«Фонтанка_Еда»: куда отправиться вдвоем
Москвичей снова попросили отказаться от участия в акции 29 апреля
СК: Экс-премьер Украины участвовал в расстрелах россиян в Чечне
Курсант-полицейский попал под машину в Петергофе. Водитель сбежал
Чиновники рассказали, сколько в России ветеранов ВОВ
Ковальчук пропустит чемпионат мира по хоккею из-за травмы
Петербургский ОМОН ждет участников акции протеста на Петроградской стороне
В Петергофе заработали фонтаны
У дома и кабинета двух крымских чиновников вывалили мусор
Петербуржцы убрали город с песнями, танцами и за еду
Синоптики ухудшили прогноз погоды в Петербурге
В Японское море вошел американский авианосец «Карл Винсон»
Из-за сжигавшего мусор жителя в Приангарье сгорели шесть десятков домов
В Турции заблокировали Википедию
Рабочий упал в лестничный пролёт на набережной канала Грибоедова
Один из нападавших на Варламова в Ставрополе задержан
На вечеринку петербургских подростков спасатели попали через окно
В Совфеде сообщили о повышенной боеготовности ПВО после запуска КНДР
На МАПП «Брусничное» водители стоят в пробке больше полутора часов
Задержан лжеминер офисов на Боровой
На Типанова «Волга» сбила байкера
Саперы ЗВО ликвидируют боеприпасы времен ВОВ
Общество

С чего начинается русская подделка

Органами следствия петербургского ГУ МВД решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества с произведением искусства. После того как питерский коллекционер Андрей Васильев приобрел за семь с половиной миллионов рублей картину известного художника начала XX века Григорьева, выяснилось, что фактически такая же работа этого автора находится в запасниках Русского музея. Теперь уже следователю предстоит доказать, кто именно - музей или коллекционер - является собственником подделки.
С чего начинается русская подделка

Органами следствия петербургского ГУ МВД решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества с произведением искусства. После того как питерский коллекционер Андрей Васильев приобрел за семь с половиной миллионов рублей картину известного художника начала XX века Григорьева, выяснилось, что фактически такая же работа этого автора находится в запасниках Русского музея. Теперь уже следователю предстоит доказать, кто именно - музей или коллекционер -  является собственником подделки.   

- Летом 2009 года мне предложили работу  Бориса Григорьева «В ресторане». Главное, что у нее была биография – в 1914 году знаменитый петербургский собиратель Александр Евгеньевич Бурцев опубликовал ее в своем издании «Мой журнал для немногих», к тому же мне рассказали, что Григорьев продается, как говорится, «из хорошего дома», из старой ленинградской коллекции. То есть вещь была с безукоризненной историей бытования.  Посредником  выступил  тоже солидный человек – один издатель нашего города. Не хочу называть имен, потому что теперь выяснилось, что этот человек ни при чем – его использовали втемную. Так что в результате я ее купил за серьезные деньги,  – начал свой рассказ «Фонтанке» 56-летний Андрей Васильев, занимающийся коллекционированием чуть ли не с 1970 года.

Как стало известно «Фонтанке»,  продавать и покупать Григорьева помогал владелец издательства «Золотой век» петербуржец Леонид Шумаков, а за картину Васильев заплатил 250 тысяч долларов наличными, что на тот момент было эквивалентно семи с половиной миллионам рублей. Несмотря на сумму, химико-технологическое исследование Васильев не делал.

- Вам покажется забавным, но почти никто из коллекционеров не пользуется научно-технической экспертизой. Коллекционеру или искусствоведу важнее некое обобщенное эстетическое представление. Прежде всего, вещь должна нравиться. А самый важный довод – это провенанс – ее происхождение. Никому же в голову не придет делать анализ ДНК своим детям. А если же у вас будет картина большого мастера, но  ниоткуда, хотя и с прекрасными заключениями – вы вряд ли легко ее пристроите, -  объяснил «Фонтанке» один из искусствоведов, пожелавший, как он сам сказал, «не светиться в этой темной истории».     

Сам же Васильев продолжил рассказ: «Потом я отправил картину в Москву в одну из самых престижных галерей, где проходила выставка русских художников под названием «Парижачьи». Там был выпущен каталог с репродукцией моего приобретения. И там же сотрудники института Грабаря увидели моего Григорьева и деликатно сообщили, что знают эту вещь, так как недавно, за пару месяцев до покупки, она была у них на экспертизе, и они признали в картине подделку. Я был настолько в себе уверен, что отмахнулся от этой «чепухи», посчитав их замечание за типичные интриги нашего мира».

Вскоре (как в детективе) эксперты все же убедительно доказывают Васильеву свою правоту – они ссылаются на оставшиеся у них  после экспертизы записи, оплату, произведенную конкретным лицом, и, что самое главное - на химико-технологическую экспертизу. Источник в полиции нам рассказал, что экспертиза установила наличие в красках пигментов, вошедших в обиход значительно позже смерти Григорьева в 1939-м году, не говоря уж о 1913-м, когда был исполнен оригинал.

- К тому же в довесок к этому я неожиданно узнаю, что еще в 1986 году Русский музей выпустил каталог завещанных музею работ из коллекции профессора Бориса Окунева, в котором мое приобретение было описано как картина Бориса Григорьева. Автором предисловия и одним из составителей каталога была искусствовед музея - ныне знаменитая Елена Баснер. А когда под моим напором посредник все же назвал имя человека, который отдал ему картину для меня,  и им оказалась та же Баснер, то я понял, что  заплатил за подделку, – практически обвиняет Васильев.

По словам Васильева, встреча с Баснер не принесла результатов, так как она так и не смогла вспомнить ни то, что когда-то в 1986 году лично описывала эту работу, ни  имя того, кто принес ей картину.

«Я уверен, что за ней стоит «некто в сером», имеющий настолько мощные рычаги влияния и убеждения, что даже перспектива уголовного преследования и позорной огласки не может их преодолеть. Мои доводы и просьбы решить дело миром, хотя и вызвали слезы, но не помогли вспомнить, кому она отдала семь с половиной миллионов. Кроме того, очевидно, что этот "некто" очень "любит" Григорьева».

В марте 2011 года коллекционер сдает свою картину на экспертизу в Русский музей и получает отрицательный отзыв. «Я лично общался с заместителем директора Евгенией Николаевной Петровой, сетовал на то, что если все так, как изложено в  экспертизах института им. Грабаря и ГРМ, то это значит, что фальшивка, скорее всего, сделана кем-то, кто имеет доступ в запасники музея. Иной вариант фактически исключен, так как вещь до середины 30-х годов принадлежала Бурцеву, потом вынырнула в комиссионном магазине после войны, где была приобретена Окуневым. До 83-го года хранилась в чрезвычайно щепетильном интеллигентном доме профессора баллистики, а затем поступила в Русский музей. При этом единственный раз она была опубликована в 1914-м году в виде посредственной черно-белой фотографии и более нигде не выставлялась и не воспроизводилась.

Качество картины, которую я приобрел через Баснер, очень высокое. Изготовить ее мог только человек, хорошо знающий творчество Григорьева, а главное - внимательно изучивший оригинал… И кто может поручиться, что этот случай единственный? Разумеется, нельзя было не вспомнить давний скандал с Филоновым. Петрова согласилась, что нужно обращаться в полицию», - пересказывает диалог Васильев.

Как по иронии судьбы, весной этого года Русский музей готовит новую выставку, выпускает каталог, где вновь появляется «В ресторане» Бориса Григорьева. В июне 2011 года Васильев обращается с заявлением в антикварный отдел ГУ МВД, который в конце июля передает материалы в СУ УМВД Петроградского района для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по части 4 статьи 159  УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По данным «Фонтанки», доследственная проверка по материалам продлена до 30 суток.

Заместитель директора Русского музея Евгения Петрова заявила корреспонденту «Фонтанки», что обе картины проходили через экспертизу, которая показала, что у коллекционера Васильева картина не подлинная. «У нас нет оснований сомневаться в подлинности своей работы, - сказала искусствовед. – А в подлинности его работы у нас были основания сомневаться, что мы и выразили в своем заключении. Никаких претензий к Русскому музею быть не может. С Баснер мы давно расстались».

Елену Баснер мы застали в Финляндии, а так как она сослалась на дороговизну роуминга, то общались с ней в режиме смс.
- Правильно ли мы понимаем, что Вы утверждаете, что картина, проданная вами Васильеву, подлинная, а у Русского музея – подделка?
- Это очень упрощенная, примитивная версия, и мне бы очень хотелось самой озвучить то, что я могла бы по этому поводу сказать. Если все так срочно, то, увы, без меня. А я оставлю за собой право прокомментировать ваш сюжет. Хочу пояснить, что никаких комментариев сейчас по поводу имеющихся у вас версий не даю. С уважением,  – таков был смс-ответ Елены Баснер.

Консультант Васильева по правовым вопросам, старший партнер юридической компании Pen&Paper  Константин Добрынин так отреагировал на наши вопросы: «Произошедшее - не частный случай, а уже тенденция. В последние годы технологии подделок стали более совершенны, а коррупция поразила как профессиональные сообщества, так и искусствоведов. Причем львиная часть подделок остается за кадром, ведь покупатели не хотят скандалов - это бросает тень на их коллекции в целом. Помешать буму подделок можно только очень жестким уголовным преследованием тех, кто сбывает их или атрибутирует. И обнародованием историй, конечно. В данном случае я уверен, что уголовное дело до суда дойдет, а исполнитель и организатор преступления получат сроки реальные».

В заключение Андрей Васильев признался: «Я мог бы помолчать, возможно, даже частично компенсировать траты – все же картина побывала на выставке, опубликована в каталоге, но как-то не хочется чувствовать себя персонажем толстовского «Фальшивого купона». Да и должно же в нашей стране остаться хоть одно место, свободное от коммерческих махинаций. Например, ведущий музей национального искусства».


Краткая история картины:
Борис Григорьев – художник, всегда остающийся немного особняком в поле национальной культуры. Более всего его любили в Ленинграде, где он служил полновесным доказательством европеизма «великого города с областной судьбой».
Его знаменитый цикл «Расея» является попыткой художественного осмысления трагедии родной страны самыми современными для своего времени изобразительными средствами. С каждым годом его значение в истории русского искусства становится все более весомым. Соответственно растет и цена на его работы.
В  1913 году петербуржец и богач Александр Бурцев, над страстью к искусству которого больше посмеивались за недостаток образования, приобретает работу Григорьева «В ресторане» в ряду прочих его работ. Скорее всего, они достались Бурцеву за то, что он финансировал его поездку во Францию. В своем журнале он и публикует картину. До 2010 года она оставалась единственной публикацией.
До 1934 года Бурцев жил в Ленинграде. После убийства Кирова его с семьей выслали в Астрахань, где с женой и расстреляли как финских шпионов в 1938-ом.  Коллекция, как осиротевшие дети, разбрелась по чужим рукам.
После войны профессор баллистики Борис Окунев покупает эту картину в ленинградском комиссионном магазине. После его смерти вся коллекция досталась его дочери, которая в  1983 году передала ее по завещанию в Русский музей. В 1986 году Русский музей издает каталог, где ее не воспроизводит, но описывает. Каталог составляла и писала предисловие искусствовед Елена Баснер.

Ныне Елена Баснер – чрезвычайно известный человек. Она ведущий мировой специалист по русскому авангарду начала XX века, историк и эксперт, лично разработала методики определения подделок. Наконец, ее отец - автор песни «С чего начинается Родина?».

В апреле 2011 года Русский музей открыл выставку картин Бориса Григорьева и вновь выпустил каталог, где воспроизводит «В ресторане». Выставка продлится до 15 августа.
 

История с рисунком Филонова

В мае 1992 года к одной из сотрудниц Государственного Русского музея обратился частный коллекционер с просьбой подтвердить подлинность рисунка русского художника, оценённого в 500 тысяч долларов. Как выяснилось, рисунок был создан известным художником-авангардистом Павлом Филоновым и хранился в Русском музее. Вскоре было обнаружено — пропали ещё несколько рисунков  Филонова. В результате долгой оперативной разработки были задержаны сотрудница  музея  Татьяна Король и организатор похищений Моисей  Поташинский.

 
Евгений Вышенков,

Фонтанка.ру
 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (29)

gri:

года 4-5 назад -там рассказывалось про ограбление Эрмитажа (тетка с сыном там чето сперли) , это не главное
Вы про семейство Завадских? Так это было в 2006г. А вообще почитайте интервью с Ю. Болдыревым: http://flb.ru/info/38023.html Как хорошо— живёшь и не знаешь, только, м.б., догадываешься. Пока не прочитаешь.

Написал AGP | 2 февраля 2014 г. 00:04

gigur: ну, да, точно— всё он— проклятый Аронсон, он подставил Кролика Роджера уважаемого эксперта Баснер))

Написал AGP | 1 февраля 2014 г. 23:55

Xodok: странно, блог конкретно зачистили!

Написал krutilla | 13 августа 2011 г. 04:30

sidandnency: Все кто надо знает — это очень многозначительно и попахивает пустотой... Поконкретнее ...

Написал Ротмистр Лемке | 9 августа 2011 г. 02:00

уверена, что ее подставили. Принесли картинку, наврали с три короба, а дальше — бабка за дедку, дедка за репку, внучка за жучку.

Написала gigur | 7 августа 2011 г. 09:18

Все комментарии (29)

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
КЕЙ
Завершился благотворительный велопробег «Арктический берег Якутия – 2017», проходивший при поддержке КЕЙ
Сеть супермаркетов цифровой техники КЕЙ выступила одним из ключевых партнеров экстремальной велосипедной экспедиции, направленной на популяризацию донорства костного мозга и посвященной 15-летию фонда АдВита и 95-летию республики Саха (Якутия).
ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
Клиенты Банка «Санкт-Петербург» приняли участие в записи альбома Billy’s Band
Необычное мероприятие провели в студии звукозаписи RedWave Банк «Санкт-Петербург» и группа Billy’s Band. Музыканты записали новый альбом в присутствии клиентов банка. Для того, чтобы получить приглашение на запись, молодые пользователи интернет-банка заранее подавали заявки.
uralairlines.com
«Уральские авиалинии» ведут набор бортпроводников в Санкт-Петербурге
Авиакомпания «Уральские авиалинии» расширяет свой лётный штат в Санкт-Петербурге и приглашает в авиаотряд опытных сотрудников с действующим свидетельством и тех, кто хочет пройти обучение на должность бортпроводников для выполнения полетов из Санкт-Петербурга и Москвы.