
Л. И. Соломаткин. «Бродячие музыканты», 1870
В тридцатые годы прошлого века в Советском Союзе было провозглашено, что песня — штука полезная, она «строить и жить помогает». Но… не всякая. Есть песня-друг, а бывает песня-враг. Исполнение последних — чревато. По крайней мере публичное. Ничего не напоминает?..
В мое окошко дождь стучится.
Скрипит рабочий над станком.
Была я уличной певицей,
А ты был княжеским сынком…
Это из Марины Цветаевой, 1919 год. Про уличную певицу — неспроста: в 1920-е на улицах, площадях, в самых разных публичных пространствах Петрограда-Ленинграда звучала живая музыка, и ее было много. Раньше, до революции, — да, над воротами, ведущими во дворы приличных столичных домов частенько красовалась табличка: «Мусорщикамъ и музыкантамъ входъ воспрещенъ». Теперь же, что называется, цепи пали. Все, включая цензурные. В первые годы новой власти просто некогда было заниматься такими пустяками, как надзор за песенным репертуаром населения в частности и состояние дел на отечественной эстраде в целом. Все пели что хотели.
«Ленинградский летний полдень… В проеме подворотни возникают женщина и мужчина средних лет; одеты они очень скромно, но не нищенски, — одним словом, люди как люди. По их наигранно-уверенной походке, по тому, как, едва войдя во двор, они устремляют взоры вверх, к окнам, мы тотчас угадываем в них бродячих певцов. Так оно и есть. Эти двое становятся посреди двора и начинают печальными голосами петь про „рыжего“, от которого ушла его возлюбленная… Затем певица исполняет соло романс „Простой конец, простой несчастный случай…“. Концерт вроде бы окончен. Мужчина снимает кепку и держит ее за козырек на вытянутой руке, как бы приглашая нас кинуть туда по монетке; жест сугубо символический: от нас он не заимеет ни копья и знает это. Но из окон начинают падать во двор завернутые в бумажки деньги…» (Вадим Шефнер, «Имя для птицы, или Чаепитие на желтой веранде», Л., 1976.)

Гравюра Владимира Егоровича Маковского к книге Владимира Одоевского «Сказки и сочинения для детей с 14 картинками, рис. В. Е. Маковским и грав. на дереве Ю. Э. Конденом» (Москва, 1871)
А вот сценка из 1924 года, запечатленная репортерами ленинградской вечерней «Красной газеты» на галереях Гостиного двора: «…в середине галереи стоит высокая, полная, пожилая дама со следами былой красоты на лице и поет арию из „Травиаты“. Немного дальше три старушки в элегантных, но уже обносившихся демисезонных пальто исполняют псалмы Давида. А там, в самом конце галереи, на ступеньках сидит молодая, белокурая „хохлушка“ с ребенком на руках и поет заунывные украинские песни о запорожской славе, о чумацкой доле и о вишневых садочках… эти гостинодворские миннезингеры имеют не только моральный, но и материальный успех у публики».
Помимо дворовых певцов в тогдашнем уличном шоу-бизнесе подвизались бродячие циркачи и комедианты, музыканты, шарманщики, цыгане и, разумеется, представители многочисленной армии беспризорников. В репертуар последних входили преимущественно «жалистливые» песни.
Что еще исполняли в ту пору на улицах? Рассказывает доцент факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге фольклорист Михил Лурье:
«Они пели жестокие романсы, тюремную лирику, старые и новые романсы профессиональных авторов — в общем все то, что их потенциальные слушатели знали и пели и так. К этому следует добавить, что уличные исполнители очень активно использовали эстрадную продукцию, прежде всего песни в сатирическом жанре. Кроме этого, пользуясь подручным песенным материалом, они много сочиняли и сами. Тексты, которые выходили из-под их пера, своей содержательной стороной соотносились с современной жизнью, а во многих случаях — и с ее конкретными реалиями: социальными, бытовыми, географическими, экономическими и так далее. Это были песни о буднях и судьбах самих уличных певцов, о разных городских происшествиях, преступлениях, самоубийствах…»

Из таких газетных колонок черпали вдохновение ленинградские сочинители песен-хроник. Фрагмент «Новой вечерней газеты» от 30 октября 1925 года
Считается, что особый поджанр советской уличной песни — «песни-хроники», изготавливаемые по методике «утром в газете, вечером в куплете», — зародился как раз в Ленинграде. К началу 1920-х на берегах Невы сложился пул особого рода рифмачей: они изучали газетную хронику происшествий и, вдохновляясь наиболее страшными и кровавыми сюжетами, сочиняли на их основе тексты для уличных певцов. Опыт показывал, что за «страшилки» подавали больше. Самые удачные, либо по каким-то иным причинам полюбившиеся публике, песни подобного рода расползались по стране, трансформируясь под особенности новых мест бытования, дополняясь подробностями, местечковыми деталями и сюжетными поворотами. Соответствующими были и названия — в стилистике заголовков бульварной прессы: «Отец-убийца», «Насильник», «Трамвайная катастрофа», «Кошмарный случай»… Но, как пелось в одной из старых тюремно-лирических песен, «недолго музыка звучал, недолго фраер танцевал».
«Не зря товарища Сталина ближайшее окружение называло за глаза Хозяином. Этот „сын сапожника“ должен был знать обо всем, что творится в его „доме“, мелочей в деле строительства новой империи для него не было. Наступил момент, когда взгляд вождя обратился на культуру — передовую идеологического фронта. И началась пора „закручивания гаек“…» — пишет Михаил Кравчинский, писатель, журналист («Песни, запрещенные в СССР», НН, Деком, 2008).



Уличную певческую вольницу начали сворачивать к концу 1920-х. Как бы заодно с вольницей НЭПа. Отчасти для этих целей в 1929 году была создана организация под названием ВАПМ (Всероссийская ассоциация пролетарской музыки). Одной из ее основных задач стала борьба с музыкой, «классово чуждой пролетариату».
«Нам, пролетарским музыкантам, культработникам и комсомолу, нужно, наконец, лицом к лицу, грудь с грудью встретиться с врагом. Нужно понять, что основной наш враг, самый сильный и опасный, это — цыганщина, джаз, анекдотики, блатные песенки, конечно, фокстрот и танго… Эта халтура развращает пролетариат, пытается привить ему мелкобуржуазное отношение к музыке, искусству и вообще к жизни. Этого врага нужно победить в первую очередь. Без этого наше пролетарское творчество не сможет быть воспринято рабочим классом» (журнал «Пролетарский музыкант» № 5, 1929 год).
Весной 1929 года в Ленинграде состоялась Всероссийская музыкальная конференция, в ходе которой было принято решение запретить исполнение подобной музыки. Чуть позже в Москве создали специальную комиссию из «комиссаров» от искусства. Задача — «пересмотреть» всех работающих на эстраде артистов и их творческий багаж. К тому времени Главрепертком выпустил «Репертуарный указатель. Список разрешенных и запрещенных к исполнению на сцене произведений». Как сказано в предисловии, к его составлению были привлечены «наиболее сведущие и культурные знатоки и исполнители цыганского песенного репертуара». Список названий вокальных произведений, отныне запрещаемых к исполнению, занял три десятка страниц. Как пояснили авторы Указателя, «критерии в оценке запрещенного эстрадного материала очевидны для всякого», так как они «соответствуют единственно правильной политической линии».
После того, как находившиеся в ротации песни поделили на чистые и нечистые, проблемы с репертуаром возникли не только у эстрадников, но и у уличных певцов. Петь «идеологически невыдержанные» песни — значит заведомо рисковать, а за исполнение кондовых официальных публика денежку не даст. Продолжать сочинять и исполнять те же песни-хроники стало и вовсе опасно: с некоторых пор все то, что подпадало под определение «городской фольклор», могло быть заклеймено как выражение протестных настроений. Доносительство поощрялось и культивировалось: «Мы утверждаем, что идеологическое вредительство в области музыки существует. Если музыканты хотят помочь бороться с вредительством, им нужно поднять свой голос и обратить внимание рабочего класса и партии на конкретные факты вредительства на музыкальном фронте».



Окончательно песенные гайки ленинградские власти закрутили к 1935 году. Во-первых, цитирование (пение) антисоветских фольклорных текстов (здесь «антисоветский» — понятие расплывчатое, на усмотрение экспертов) стало караться не только во внесудебном порядке, но и было выделено в особую группу преступлений: «…исполнение и распространение контрреволюционных рассказов, песен, стихов, частушек, анекдотов и т. п.». За антисоветскую песню (частушку) можно было получить от трех до пяти, а за песни, «дискредитирующие вождей партии», отхватить и побольше. А во-вторых…
«Инициатива идеологических инстанций была трансформирована в нормативное суждение — летом того же года (1935 г. — Прим. ред.) Управление ленинградской милиции подготовило приказ „О борьбе с музыкантами, певцами и продавцами запрещенных песен на рынках и базарах“. К уголовной ответственности как лица, нарушающие закон о выпуске „печатных“ произведений, согласно статье 185 УК РСФСР, привлекались люди, распространявшие пластинки с запрещенными песнями, а к административной — уличные певцы и музыканты, осмелившиеся включить в свой репертуар „упаднические, жестокие романсы“…» (Н. Б. Лебина, «Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920–1930 годы», СПб, 1999).
Помимо этого уличные исполнители могли привлекаться и к уголовной ответственности в рамках развернутой в стране кампанейщины по борьбе с нищенством и бродяжничеством… Понятно, что при таких раскладах количество профессиональных уличных певцов, равно как зарабатывавших пением беспризорников, инвалидов, нищих и попрошаек, снизилось практически до нуля. Хотя наиболее яркие и запоминающиеся песни из их репертуара в народном бытовании по-прежнему оставались и продолжали занимать верхние строчки изустного низового хит-парада на протяжении многих десятилетий.
Хотите быть в курсе всех событий? Подписывайтесь на наш официальный телеграм-канал «Фонтанка SPB online». А еще мы создали канал в MAX, чтобы размещать там только эксклюзивный и действительно важный контент. Подписывайтесь — будем держаться вместе!














