перейти к публикации 
420 комментариев к публикации
Авиаэксперты объяснили, почему выпуск МС-21 отложен на конец 2026 года

2 ноября 2025, 18:30

Заливщик голосовых планок*
2 ноября, 19:05
"осталось заместить пять основных компонентов" - фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, шасси и силовую установку?
Гость
2 ноября, 19:12
Были бы спички, закурил бы. Да табачку нема...

Maxi 555
2 ноября, 19:22
Это на начальном этапе. Дальше сложнее: навигация, компьютеры, ПО...
Гость
2 ноября, 20:25
"своя" силовая есть, но пока нет импортных компонентов и её не собрать.
перья тоже есть, но оперить не можем, вопрос прорабатывается.
шасси автоваз обещал, но им пока самим не хватает, т.к. не справляются с умопомрачительным серийным выпуском аж в 4500 Искр в год!
Slava_Rossii2
2 ноября, 18:49
Чего мелочиться, пусть сразу откладывают на 2057.
А там или ишак или падишах.
Гость
2 ноября, 19:28
Бездельник Slava опять вылез из под коряги
Гость
2 ноября, 19:39
Гость
2 ноября, 19:28
Бездельник Slava опять вылез из под коряги
А вы там зато пашите, я смотрю, дым стоит. Не из-за ваших трудовых "успехов" в +100500ый раз переносится выпуск очередного отечественного "аналоговнета"? :))
Гость
2 ноября, 21:54
Гость
2 ноября, 19:28
Бездельник Slava опять вылез из под коряги
15-рублевый, ты 24/7 строчишь? Кожа с пальцев не слезла еще?
Имя Фамилие
2 ноября, 18:59
НЕОЖИДАННО !!! 😳
Гость
3 ноября, 03:36
Попрыгай
Гость
5 ноября, 12:08
никогда такого не был... и вот ...

Вадим Вадимов
2 ноября, 23:14
Ставлю на 2040 год. Ставки принимаются !
Гость
4 ноября, 09:40
Зачем так рисковать а вдруг кощей бесмертный.
Гость
4 ноября, 15:50
Нет!!!!...2060...3 штуки!...
Гость
2 ноября, 19:31
Неблагодарные! Вам уже столько всего наобещали, а вам всё мало! ;)

Maxi 555
2 ноября, 19:32
Я тут родственнице скорую вызвать не мог минут 15. Приступ у неё был. Во дворе трубу прорвало. Так у неё залило всё на втором этаже через балкон. Сначала . после 112 , нажмите 03. Нажимаю, через минуту сбрасывает. В общем дозвонился как то, через четверть часа. Через 20 минут приехали, потом зайти не могли. Вода везде. А самолёты то да... мы построим. Всех боингов аэрбасов опередим, так же как уже германию перегнали.
Гость
2 ноября, 19:34
Ты кем работаешь, чтобы говорить про авиаконструкторов? Каким-нибудь менеджером по продажам утюгов в ТЦ?
Гость
2 ноября, 19:46
Гость
2 ноября, 19:34
Ты кем работаешь, чтобы говорить про авиаконструкторов? Каким-нибудь менеджером по продажам утюгов в ТЦ?
А Вы думаете, в авиационных КБ правят бал конструкторы, а не такие же "продажные менеджеры"? Ошибаетесь! В противном случае результат был бы иным.
Гость
3 ноября, 23:40
Гость
2 ноября, 19:46
А Вы думаете, в авиационных КБ правят бал конструкторы, а не такие же "продажные менеджеры"? Ошибаетесь! В противном случае результат был бы иным.
конструкторы святые чтоли?
Гость
2 ноября, 18:49
Фантазия (Обещания и иллюзии)
Культурный код «обещаний». Комментарий Шатилина — «если ты не наобещаешь, найдут того, кто наобещает» — это, к сожалению, не уникальная российская проблема, но в данном контексте она является главным генератором фантазий. Изначальные планы (9 самолетов в 2025, 31 в 2026) были оторваны от технологической реальности. Они рождались не из анализа возможностей цепочки поставок и тестовых циклов, а из политического и административного запроса. Это и есть «фантазия».
Гость
2 ноября, 23:36
Машины толком делать не можем. А тут летающие машины...как не оторваться?
Гость
4 ноября, 02:49
Гость
2 ноября, 23:36
Машины толком делать не можем. А тут летающие машины...как не оторваться?
Как насчёт СУ57
bc124
4 ноября, 12:20
Гость
4 ноября, 02:49
Как насчёт СУ57
Вот на них все ресурсы и ушли. На гражданку уже не осталось
Гость
2 ноября, 19:01
Традиция, однако, каждые полгода обещать, что через год полностью импортозамещенный самолёт завершит испытания, а через 5 лет будет налажена серийная сборка, вот, только возникает вопрос- когда он действительно будет запущен в серию, не будет ли этот самолёт технологически отсталым, дорогостоящим и дорогим в эксплуатации
Гость
2 ноября, 23:22
Гость, да еще и летать небудет
Гость
3 ноября, 02:45
Гость
2 ноября, 23:22
Гость, да еще и летать небудет
лучше и не надо. Пусть делают, но лишь бы не летали.
Гость
3 ноября, 08:11
Вы не верите в наше тёмное прошлое? (Светлое будушее уже построили, теперь строим тёмное прошлое)
Гость
2 ноября, 20:25
А я считаю, что надо параллельно начинать разработку фотонных двигателей на антивеществе! И сделать их к 2035 году. Потому что 2030 уже не за горами, а там опять нужно будет что то обещать.
Гость
3 ноября, 07:14
Фотонные двигатели??? Это уже давнишнее прошлое. Надо разрабатывать транс-ген-шмен перебрасыватель по червоточинам. Когда непонятно, тогда больше денег дадут под...а не важно. Гланое, деньги выделят под неизведанное.
Гость
5 ноября, 06:12
Фотонные двигатели антивещество не используют. Не лезь в тему о которой понятия не представляешь!
Гость
5 ноября, 08:30
Гость
5 ноября, 06:12
Фотонные двигатели антивещество не используют. Не лезь в тему о которой понятия не представляешь!
Это твои не используют! А мои используют!
Гость
2 ноября, 19:25
удобно пилить деньги бесконечно. почему это финансируется за счет бюджета?
Гость
3 ноября, 07:50
В том-то и вопрос. Если бы финансирование велось из личного кармана, то давно бы все разошлись. Осваивать выделеные средсва - надо уметь!
Гость
2 ноября, 18:41
Да, нелегко придется сделать до 2030 года 1000 самолетов.
Гость
2 ноября, 18:51
Придется поднажать, времени на раскачку нет, потом 1000 это условная цифра, так сказать, программа максимум. Получится сэмь-восэмь. Уже хорошо
Гость
2 ноября, 19:29
Устроить бы встречу Васильча с брежневым. Разговор будет на русском народным.
Denis_5e4cccd08a04e
2 ноября, 19:35
План такой, до 2029 включительно - 1, в 2030 - 999. Оплата сейчас.
Гость
2 ноября, 19:41
Главная проблема в том, что решают эту проблему люди не умеющие работать ни головой, ни руками, могущие только врать,запрещать и придумывать разные оправдания для своей бездеятельности для которых кресло под пятой точкой важнее , чем реальная работа
Гость
4 ноября, 08:58
Главная проблема в том, что нет контроля исполнения обещанного. Иосиф Виссарионович быстро порядок навёл бы.
Гость
5 ноября, 07:04
Гость
4 ноября, 08:58
Главная проблема в том, что нет контроля исполнения обещанного. Иосиф Виссарионович быстро порядок навёл бы.
ОТК нет!)))
Гость
5 ноября, 08:43
Гость
5 ноября, 07:04
ОТК нет!)))
И ИТК мало, нужно больше почадок чтобы наконец то взлетел.
Гость
2 ноября, 18:50
Ой, да давайте честно скажем, что не сделаем...
Гость
2 ноября, 18:57
тогда денег не дадут на развитие
Гость
2 ноября, 19:42
Отбор в вертикаль власти вы только что провалили )
Гость
2 ноября, 19:52
Ага, ищи дураков

timalean
3 ноября, 22:40
Все знают что мешает, но если это сказать, то можно сесть.
Гость
2 ноября, 18:39
Ничего, что 2027. Зато есть посейдон, буревестник и орешник, которые гораздо удобнее для пассажирских перевозок. Пора окончательно отказаться от нескрепных боингов.
Гость
2 ноября, 18:48
Ну к этому все и идет
Гость
2 ноября, 19:36
Самое то !!
Гость
2 ноября, 19:37
И экономно .
Гость
2 ноября, 19:40
Всего то заместить 5 систем...
Одно только электроснабжение - это весь самолет.
Гость
2 ноября, 21:19
А когда начинали импортозамещать, то мужики-то этого ине знали-и-и
Гость
5 ноября, 06:20
Там давно уже заместили. Тут эксперты - апельсины.
Гость
2 ноября, 20:23
Первый Boeing 747 под официальным обозначением Боинг 747-100 был построен 2 сентября 1968 года.
От идеи до выпуска самолёта прошло 28 месяцев.
Гость
2 ноября, 20:35
Вообще-то, эскизное проектирование этого самолета началось в 1965, а первый полет опытного образца состоялся в 1969-м.
Гость
2 ноября, 20:49
Гость
2 ноября, 20:35
Вообще-то, эскизное проектирование этого самолета началось в 1965, а первый полет опытного образца состоялся в 1969-м.
Manufactured
1968–2023 вообще-то
Гость
2 ноября, 21:36
Ту-134 тоже не 15 лет проектировали
Гость
2 ноября, 18:56
Не будет этого самолёта НИКОГДА и хватит уже обещаниями кормить, деньги тратить на фантазёров
Гость
2 ноября, 19:24
А дешёвый понт, дороже денег.
Что не будет, понятно давно. Но признать это...
Гость
2 ноября, 19:29
Ну-ну... Не будет больше никакого КБ Антонов в Киеве, вот это факт.
Гость
2 ноября, 19:54
Гость
2 ноября, 19:29
Ну-ну... Не будет больше никакого КБ Антонов в Киеве, вот это факт.
За это не волнуйся
Гость
2 ноября, 19:37
Метеолокатор?
В Рф нет производства современных полупроводников и интегральных микросхем .Серый импорт они ставить не могут ,не пройдет международную сертификацию .
Гость
2 ноября, 19:51
Помню перед перестройкой делали мы для космонавтов мед. прибор измерения артериального давления на отечественной электронной базе.
Получился размером с посылочный ящик.
Гость
2 ноября, 20:01
А она нужна, международная сертификация этого с позволения сказать летадла? Куда они собрались летать международно? Если только в Абхазию, так там все равно, есть сертификация или нет.
Гость
2 ноября, 21:02
Гость
2 ноября, 19:51
Помню перед перестройкой делали мы для космонавтов мед. прибор измерения артериального давления на отечественной электронной базе.
Получился размером с посылочный ящик.
Наша микроэлектроника была самая большая микроэлектроника в мире)
Гость
2 ноября, 18:39
На самолет не наорать, и угроз начальства он не боится...
Гость
2 ноября, 18:42
Наорать можно на сборщиков и они опять применят русскую смекалку - забивать болты молотком.
Гость
2 ноября, 18:44
Гость
2 ноября, 18:42
Наорать можно на сборщиков и они опять применят русскую смекалку - забивать болты молотком.
Таксистам всегда лучше знать как управлять страной.
Гость
2 ноября, 18:48
Гость
2 ноября, 18:44
Таксистам всегда лучше знать как управлять страной.
Ну один вон управляет, все довольны. Ещё друг у него есть, водитель автобуса, тоже хорошо справляется
Гость
2 ноября, 19:17
Никогда такого не было, и, вот, опять.
Гость
3 ноября, 01:24
В СССР до перестройки 1985 года за 30 лет
Конструкторское бюро Антонова
Ан-24 произведено 1200, отправлено на экспорт всех модификаций 220 единиц в 38 стран мира.
КБ Туполева
Ту-154 произведено 930, экспортировано 156 самолетов различных модификаций в 28 стран.
Ту-134 произведено 852 машины, экспортировано 135 экземпляров различной модификации.
КБ Ильюшина
Ил-62 произведено 276, экспортировано 92 машины.
Ил-18 произведено 790, экспортировано 108 машин
КБ Яковлева
Як-40 произведено 1011, поставлено на экспорт 125, в том числе 3 в США, 5 в ФРГ и 3 в Итальянскую республику.
Что произвели коммунисты решившие стать буржуями за 30 лет ?
Гость
3 ноября, 05:38
Осталось всего лишь только уточнить, какие такие коммунисты ( а они были ли ваще???) и какими таким "буржуями стать"?
Гость
3 ноября, 14:59
Ну это было наше светлое прошлое, а сейчас - тёмное будущее. Вроде я ничего не перепутал?
Гость
3 ноября, 17:12
Гость
3 ноября, 14:59
Ну это было наше светлое прошлое, а сейчас - тёмное будущее. Вроде я ничего не перепутал?
вы о причинах импотенции ?
Гость
2 ноября, 21:25
Дедуляризация -- сущ. ж.р. -- стагнация и регресс экономики, политики и общественной жизни в государстве, которым долго бессменно руководит цепляющийся за власть дедуля.
Гость
5 ноября, 06:21
Трамп на унитазе в окне БД?
Гость
2 ноября, 20:58
Всё верно, обещать, пока ишак или падишах не сдохнет, а там уже и забыть про это можно будет.
Гость
2 ноября, 18:45
Так а что, проблему с весом импортозамещенных композитных крыльев уже решили? Кто то говорил недавно, что из-за этого нужно пересматривать и заново проектировать весь самолет.
Гость
2 ноября, 18:52
Не вопрос, спроектируем!
Кiт вчений
2 ноября, 18:54
Гость
2 ноября, 18:52
Не вопрос, спроектируем!
Очередной транш на пару миллиардов на проектировку выделим, и с проектируем. А потом ещё раз, и ещё...
Гость
2 ноября, 19:44
Не надо ничего проектировать - достаточно просто вернуться к старому доброму Як-242 ;) Но на этом бабло не попилишь!.
Гость
2 ноября, 19:42
«Чтобы человек шел работать в авиапром, он должен был не учиться на юриста, экономиста или менеджера по продажам табуреток, — заметил Илья Шатилин, но добавил, что эти школьники смогут принести пользу для отрасли только через 10 лет."
Чтобы человек шёл туда работать то и работа должна быть не у чёрта на рогах. А так же если "эффективный менеджер" вдруг решит перенести предприятие в другой регион то работник не должен идти на "рынок безработных".
Про зарплаты и жильё я вообще умолчу.
Гость
2 ноября, 19:53
Да, помню свой диплом: Система электроснабжения вертолета МИ-8
Гость
3 ноября, 01:29
там же сокращения были ))). видимо нет проблем с персоналом.
Гость
2 ноября, 19:57
Самолёт оочно 21 века ?
Гость
2 ноября, 20:01
Ну 22 - но может быть
Гость
2 ноября, 23:19
Гость, 22 скорее всегл
NoName chel
3 ноября, 01:21
СВО?
Гость
2 ноября, 18:46
Когда нибудь да построят
Гость
2 ноября, 21:45
Что тормозит? Вы сами этого не знаете? Тормозит то, что продолжается уже 4 года, и чем дольше оно будет продолжаться, тем серьёзнее и прочнее будут тормоза.
Гость
2 ноября, 18:36
= Автоваз
Гость
2 ноября, 18:48
Технологическая сложность. Замена пяти ключевых систем (антиобледенение, авионика, электропитание) — это не сборка смартфона из готовых компонентов. Это создание с нуля сложнейших систем, которые должны работать в экстремальных условиях с гарантией 99.999% надежности. Заявления о том, что в этом «нет ничего сверхсложного (rocket science)», верны лишь отчасти. Проблема не в одной технологии, а в интеграции всех систем в единый, безопасный и эффективный комплекс. Это колоссальная работа по системной инженерии и тестированию. Реальность такова, что на это нужно время, и его нельзя «спрессовать».
Гость
2 ноября, 18:55
Это не наш случай! Нам подвластно и время и пространство, утрамбуем!
Гость
2 ноября, 18:56
Хорошо излагает, собака... (с)
Кiт вчений
2 ноября, 18:57
Времени всё никак не хватает? Ситуация схожа с рождением 365 женщинами ребенка за сутки. Вот только уже и рожать никто не хочет, глядя на эффективность управления страной.
Гость
2 ноября, 20:41
Осталось создать самолет и дело в шляпе.
Гость
2 ноября, 18:41
лет 10, может 20 накроется всё окончательно. на днях сам видел- 12 примерно дворников чорных один двор убирали, из них10 болтали, курили, в смартфон залипали. хотя раньше для этого одного белого хватало
Гость
2 ноября, 19:18
У меня под окнами с весны так дорогу ремонтируют, один стоит с лопатой, а еще 14 на поребрике или под кустом сидят, и так целыми днями.
Гость
2 ноября, 19:41
Так к этому и идём: дальше будут 10 молящихся на ковриках дворников и 2 примерно белолицых, убирающих двор :))
Гость
2 ноября, 20:48
10 лет?? да вы оптимист! глядя на этот спидран, я думаю, года за два управятся
Гость
2 ноября, 21:06
Великое искусство пообещать , а потом аргументированно объяснить почему это нельзя было сделать
Гость
2 ноября, 18:55
Спектакля не будет!(С)
Гость
2 ноября, 20:49
нас всех тошнит! (с)
Гость
3 ноября, 07:32
Как не будет??? Это вы просто не тот канал смотрите.
Гость
5 ноября, 07:28
Гость
2 ноября, 20:49
нас всех тошнит! (с)
Не всех.
Гость
2 ноября, 18:35
Шо, опять?
Гость
2 ноября, 19:01
Лучше велосипеда нет ничего!
Гость
2 ноября, 19:07
Так и веосипеды все китайские
Гость
4 ноября, 04:50
Гость
2 ноября, 19:07
Так и веосипеды все китайские
У меня российский велосипед, форвард.
Гость
5 ноября, 07:29
Гость
2 ноября, 19:07
Так и веосипеды все китайские
Открою секрет. И гвозди,и мышеловки,все из китая
Гость
2 ноября, 18:48
Унаследованные системные проблемы. Комментарий о «развале отрасли в 1990-2000-х» и «кадровом голоде» — это ключевая реальность. Технологическую цепочку, особенно в авиации, нельзя восстановить за 2-3 года. Это требует десятилетий. Отсутствие «свежей крови» (инженеров, технологов) — это бомба замедленного действия, которая сработает на этапе масштабирования производства с 36 до 72 самолетов в год. Мигрантами эту проблему не решить — нужны высококвалифицированные кадры, чье обучение и становление занимает годы.
Гость
2 ноября, 19:20
Ну руководители заводов хотели опытных, сразу со школьной скамьи минуя другие учебные заведения, вот и закономерный итог доя всего. Так что пусть едят ложками, а лучше через край.
Гость
2 ноября, 19:26
Гость
2 ноября, 19:20
Ну руководители заводов хотели опытных, сразу со школьной скамьи минуя другие учебные заведения, вот и закономерный итог доя всего. Так что пусть едят ложками, а лучше через край.
Это когда руководить заводами поставили менеджеров, а не производственников.
Гость
2 ноября, 19:44
Гость
2 ноября, 19:20
Ну руководители заводов хотели опытных, сразу со школьной скамьи минуя другие учебные заведения, вот и закономерный итог доя всего. Так что пусть едят ложками, а лучше через край.
Вы путаете немного. Руководители заводов и вышестоящие товарищи хотели встретить достойно старость на Манхетене и Мальдивах. В рамках решение этой проблемы, инженеры сразу из институтской курилки - самое то.
Гость
3 ноября, 20:55
Хорошие у нас специалисты. Объяснили и все стало ясно. Никакой мучительной неизвестности.
Гость
4 ноября, 22:15
объяснили глупышам
282740185
3 ноября, 18:01
Тяжко идут высшие технические новинки во всем мире,но особенно тяжко это идет в России,первоначальные сроки удваиваются и даже утраиваются.Ждать новый самолет нудно и долго!
Гость
2 ноября, 18:39
Одно то, что один и тот же завод выпускает УБ ЯК-130 и гражданский самолёт для рынка, говорит о многом.
Гость
2 ноября, 18:44
О чем например?
Гость
2 ноября, 18:56
Гость
2 ноября, 18:44
О чем например?
Подумай, в чем разница между продукцией военного назначения и гражданской, и в чем разница подходов при производстве военных и гражданских изделий.
Гость
2 ноября, 19:15
Гость
2 ноября, 18:56
Подумай, в чем разница между продукцией военного назначения и гражданской, и в чем разница подходов при производстве военных и гражданских изделий.
Ну и что? Аэробус тоже производит как гражданские, так и военные самолеты. Еще и вертолеты ухитряется, одни из лучших мире. Боинг тоже самое.
Гость
2 ноября, 21:43
"осталось заместить пять основных компонентов", а на Алиэкспрессе поискать не пробовали?
Гость
4 ноября, 11:14
У них теперь Озон в тренде.:-)
Гость
2 ноября, 18:50
Сроки масштабирования. Обещание выйти на 72 самолета в год к 2029 году, когда новый цех будет построен только к весне 2029-го, — это чистая фантазия. Как мы видим в ИТ и хай-тек производстве, запуск нового производства и отладка технологического процесса занимают годы даже после сдачи здания «под ключ». Реалистичный график, как верно отметили эксперты, — 36 самолетов к 2030 году.
Гость
2 ноября, 18:59
реалистичный, ага, в этой стране график фантастический
Гость
2 ноября, 21:09
Реалистический - продолжаем героически трудиться, прилетят марсиане и из чувств солидарности и симпатии к руководящим артистам-журналистам-юристам быстренько помогут и всё сделают. Занавес! Бурные аплодисменты и орденопад!
Фантастический - сами всё сделаем, но когда не знаем. Срок контракта с Боингом на закрытие рынка для отечественных самолётов - тайна тайн. Вот такой контракт надо отработать, дело то серьёзное.....
Гость
2 ноября, 22:02
Да, кому он нужен… По официальным данным максимальный взлетный вес увеличен с 79 до 85 тонн, а дальность снижена с 6 тыс до 3.8. Массу пустого тщательно скрывают…
Похоже, он в процессе импортозамещения набрал столько веса, что коммерчески стал бессмысленным. И если он вдруг сертифицируется, то ой, что будет..
Когда все решения принимает царь, а инженеры исполняют инструкцию, оно так всегда получается.
Гость
2 ноября, 19:32
"осталось заместить пять основных компонентов"
"Высылайте запчастя:
Фюзеляж и плоскостя!"(с)
Гость
2 ноября, 23:17
чем позже введут, тем лучше для нас, вдруг он будет также летать, как работает отечественное ПО?
Гость
5 ноября, 07:33
Панцирь
Гость
3 ноября, 17:14
-Всего пятьсот тысяч?
-Но это же лучше чем четыре!
Гость
5 ноября, 07:34
Там не четыре,это так сказал напарник,там два! И то если он не обманул
Гость
2 ноября, 23:29
ну ладно уж - это, на самом деле, удивления не вызывает. Удивление вызвало бы, если бы они провели сертификацию ))).
Сразу же можно понять и что в 2027 году тоже не будет МС-21, и в 2030 не будет. Сложно сказать когда будет. Закончится СВО + несколько лет. Вот примерно так и звучит прогноз (и то при условии, что программу будут продолжать, а не свернут за отсутствием финансирования).
Гость
3 ноября, 14:26
Зачем вам летать куда-то, в телеке всё есть
Гость
2 ноября, 19:55
В 2029 проект закроют из-за отсутствия импортозамещенных композитных крыльев.

Новый атлас водных путей «ЛОЦИУС» выйдет в начале навигационного сезона 2026Петербургская компания «МОРИС»* продолжила выпуск сборников уникальных навигационных карт «ЛОЦИУС» и анонсирует новый том 3 «Атлас водных путей для путешествий и туризма» по реке Волге от Ярославля до Самары. Выход издания из печати планируется в марте 2026 года.
7 ноября, 14:02











