
16 октября Дзержинский районный суд Петербурга отправил музыкантов группы «Стоптайм» под арест за организацию несогласованного мероприятия. Группа привлекла к себе внимание ещё до того — уличные музыканты пели песни иноагентов, а об этом активно рассказывали эмигрантские медиа. В итоге на певицу Диану Логинову пожаловались общественники, депутат Госдумы и малоизвестный рэпер, а после её обвинили ещё и в дискредитации армии. «Фонтанка» спросила музыкантов, как они проводят выступления на Невском, и депутатов, которые ещё несколько лет назад пытались это регламентировать, о том, нужно ли менять закон.
Певицу Диану Логинову (Наоко) отправили под арест на 13 суток за нарушение статьи 20.2.2 административного кодекса. В этой статье говорится об организации массового пребывания граждан, которое повлекло нарушение общественного порядка. Протокол на Логинову составили из-за выступления 11 октября у станции метро «Площадь Восстания». В полиции указали, что концерт слушали порядка 70 человек, — из-за этого, по версии правоохранителей, было затруднено движение пешеходов и перекрыт вход в метро.
В конце октября Логиновой предстоит объяснять суду ещё одно выступление — у станции метро «Сенная площадь». Согласно протоколу о дискредитации армии, вечером 26 сентября она пела песню Монеточки* «Ты солдат» и собрала порядка 25 слушателей. В полиции сочли, что в тексте нет прямых высказываний, направленных на дискредитацию российской армии, но есть контекст, который вкладывала в эту песню признанная иноагентом певица. В другой протокол вписали песню «Светлая полоса» Noize MC**. Суды не запрещали её к распространению, но сам автор публиковал комментарии слушателей песни в соцсетях, из которых можно сделать вывод о негативной оценке СВО.
«Благодаря Диане люди стали обращать внимание на песни иноагентов»
Исполнительница, которая регулярно поет на Невском (свое имя она просила не называть), сказала «Фонтанке», что песни иностранных агентов музыканты пели и ранее: «Есть, например, Глеб — он последние пять лет поет Noize MC**. Просто благодаря Диане и её интервью и популярности (певица дала интервью „Бумаге“***, где рассказала о том, что боится, но исполняет запрещенные песни) стали обращать на это внимание. В Петербурге каких-то массовых публичных выступлений, как это выдают сейчас в СМИ, в поддержку Дианы не было — все высказались у себя в соцсетях, но не на улице. Там все как было, так и осталось».
Ещё один артист утверждает, что в последние годы исполнители все-таки немного фильтровали то, что поют. Но песни тех, кого признали иноагентом, играют даже по радио, так что ни у кого вопросов о легальности их исполнения на уличных концертах не возникало. «Куда нам без Меладзе, Бумбокс и Земфиры****?»
В отличие от улицы, все несколько иначе у кавер-групп, которые выступают на праздниках и корпоративных мероприятиях. «Сейчас все больше Кадышевой, а иноагентов почти не просят ни заказчики, ни зрители», — говорит гитарист одной из наиболее популярных в Петербурге кавер-групп.
«Чтобы выступить, надо вступить в чат»
С 1 мая 2023 года в Петербурге вступил в силу закон об уличных музыкантах, с помощью которого власти хотели защитить покой граждан, страдающих от громкой музыки под окнами, а заодно упростить жизнь самим исполнителям.
Согласно закону, каждый район самостоятельно определил точки, где можно выступать музыкантам, а также какое оборудование на них можно использовать. Например, в районе Невского проспекта выделены порядка 10 точек. Играть на них можно только без звукоусиления. Чтобы подать заявку на исполнение, нужно указать схему размещения сценического оборудования, перечень аппаратуры и характеристику, паспорт или устав юрлица. Заявку надо подавать заранее — за три дня на «тихие мероприятия», за 10 — с использованием звукового оборудования. Нельзя выступить более чем на трёх площадках за один месяц. Заявку будут рассматривать три или пять рабочих дней.
На сайте комитета по культуре указано, что исполнитель не должен в выступлениях противоречить нормам морали, использовать экстремистские материалы и пропагандировать войну, наркотики и расовую ненависть.
Как заявили в комитете по культуре «Петербургскому дневнику», с 1 июня по 31 августа в ведомство поступило 319 заявок на проведение уличных выступлений. Большинство из них подали музыканты. Остальные — судя по всему, органы власти. Например, во Фрунзенском районе, по словам сотрудников администрации, в основном подавали заявки на мероприятия госучреждения.
На сайте комитета по культуре видно, если кто-то подал заявку на точку и когда будет ближайшее выступление. Судя по этой таблице, заявок немного, точки в спальных районах не востребованы, а на Невском выступают единицы. Например, 21 октября у Гостиного двора с 18 до 22 часов собирался выступать музыкальный коллектив «Акустическая гитара».
Уличные музыканты, с которыми поговорила «Фонтанка», подтвердили, что не пользуются этим механизмом. Вместо этого, чтобы распределить, кто и когда играет, они организовали чат. «На каждую точку есть свой чат, если вы придете и решите сыграть, вас просто так никто не пустит, а предложат вступить в чат и там согласовать время с остальными», — говорит одна из исполнительниц. Её слова подтверждают ещё двое уличных музыкантов.
Самые популярные точки — на Большой Конюшенной, выходе рядом с метро у канала Грибоедова, у Восстания и «Галереи». Из всех этих мест только точка у выхода из метро на Восстания совпадает с теми местами, где официально играть разрешено.
«На Гостинку (где есть точка от комитета по культуре. — Прим. ред.) никто не лезет, так как там уже лет 10 играют одни и те же люди и с ними лучше не ссориться, вызовут полицию, поэтому мы туда не ходим», — поясняет исполнительница. По её словам, желающих выступать на Невском много — обычно бронируют на неделю вперед. «На Восстания даже два чата, потому что на одной из точек без барабанов нет смысла играть».
Музыканты добавляют, что периодически их гоняет полиция — но случается это только если кто-то из жителей, кому громко, пожалуется. «Конечно, сейчас мы все переживаем, есть ощущение, что наша деятельность под угрозой», — добавляет ещё один исполнитель с Невского.
Нужно ли менять закон
По словам спикера Заксобрания Александра Бельского, после событий с задержанием группы «Стоптайм» депутаты изучат работу системы подачи заявок на уличные выступления. «Когда мы принимали этот закон, предполагалось, что именно в таком виде это будет временной мерой, а сама система должна стать такой, как в Москве, для того, чтобы музыканты могли сами регистрировать свои выступления. Сейчас этого нет, у нас была принята полумера». Бельский добавил, что минимум, что сейчас могут сделать депутаты, — это выяснить, когда систему доработают и выделены ли на это денежные средства. «Если это не реализовано, то нужно понимать, почему и что нужно для этого сделать».
Депутат Денис Четырбок говорит, что в Петербурге действительно сейчас действует система, по которой нужно отправить заявку на выступление и получить её одобрение, тогда как в Москве порядок в основном уведомительный — на сайте можно сразу забронировать место. «Мы обсуждали, что нам нужно прийти к такой же системе, как в Москве, но она требует все-таки вложений, то есть надо разработать платформу, на которой без лишних действий можно будет забронировать место. Музыканты ведь люди творческие, часто неподкованные юридически, поэтому сейчас им проще договориться между собой в чатах, чем подавать заявку по всем правилам», — считает депутат. По его мнению, чтобы артистов стимулировать пользоваться действующей системой, нужно включать в неё как можно больше точек, где можно выступать.
Депутаты признают: сейчас получается, что закон и сами музыканты оказались в параллельных вселенных.
Можно ли петь песни иноагентов — отвечают депутаты
Вопрос о том, нужно ли цензурировать репертуар, спикер парламента Александр Бельский адресовал в комитет по культуре.
Сам он, впрочем, уверен, что в нынешние времена (неважно — выступление это на улице или в СМИ) надо придерживаться «определенных» ограничений. «Улица — это такое же средство массовой информации», — добавил он.
По словам депутата фракции «Новые люди» Дмитрия Павлова, видимо, нужно прописывать правила для уличных артистов, чтобы они понимали, что можно, а что нельзя: «У государства есть своя геополитика, есть внутренняя политика, есть общество людей, которое стремится к общей цели и жить по правилам, поэтому, если мы не регулируем это, то мы создадим анархию». Сам Павлов добавляет, что любит остановиться на светофоре на Невском и послушать музыкантов, которые поют на Большой Конюшенной, но то, что они там поют без разрешения, он не знал.
«Я сам иногда хочу выложить сторис и наложить музыку, „Машины времени“, например, вспоминаю, что музыкант — иноагент, и воздерживаюсь», — добавляет Павлов.
«Люди, которые сейчас поют вот эту музыку в публичных местах, должны все-таки понимать особенность времени, но это их личная ответственность за выбор репертуара», — говорит лидер фракции «Справедливая Россия» Марина Шишкина. Депутат от «Яблока» Ольга Штанникова сказала «Фонтанке», что считает излишним ограничивать творчество: «Тут может быть иное мнение — у тех, кто говорит о том, в каком положении находится наша страна. Но наша партия как раз и выступает за то, чтобы это положение изменить». Вице-спикер парламента, депутат от ЛДПР Павел Иткин сказал «Фонтанке», что изменения надо обсуждать с сообществом музыкантов.
«Вы знаете, я хотел бы обратить ваше внимание на репертуар, который исполнялся [группой „Стоптайм“], там все-таки матные слова были (а публичные ругательства запрещены). И, действительно, артист должен понимать, что и зачем он делает. Это не совсем оторванные от общества люди». Сам он порекомендовал исполнять на Невском песню «Город над вольной Невой».
*Елизавета Гырдымова, известная как певица Монеточка, признана Минюстом РФ иностранным агентом.
**Noize MC (настоящее имя — Иван Алексеев) признан Минюстом РФ иностранным агентом.
*** Газета «Бумага» признана Минюстом РФ иностранным агентом.
**** Земфира Рамазанова признана Минюстом иноагентом.













