Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Наша коллекция Ты не пройдешь. За что попадают в стоп-листы на автобусах и в метро

Ты не пройдешь. За что попадают в стоп-листы на автобусах и в метро

57 117
Источник:

Сотрудник «Фонтанки» неудачно съездил на работу: приложил к турникету метро «Единую карту петербуржца», выяснил, что она в стоп-листе, и получил памятку по восстановлению своей репутации. Если это неожиданность для него, значит, могут удивиться и читатели.

Что случилось


Ваша банковская карта (включая ЕКП) оказывается в стоп-листе, если вы прошли по ней в метро, но не заплатили. Причин может быть несколько: она заблокирована, произошли технические проблемы при запросе на списание или — самое частое — на ней нет денег, о чем владелец забыл. В метро, куда все время идет сплошной поток пассажиров, действует система: «нет времени объяснять, проходи». Проще говоря, банк-эквайрер, у которого с подземкой договор, берет на себя эту поездку и только потом выясняет у вашего банка — а что там на карточке. Сейчас эквайреров два, но это переходный момент: дело в том, что раньше платежи обеспечивал банк «Санкт-Петербург», а новый конкурс выиграл АБ «Россия», он и является официальным подрядчиком.

Метро примерно об этом же предупреждает более бюрократическим языком: «Прием платежных средств для оплаты проезда на транспорте имеет технологические особенности, обусловленные необходимостью обеспечить высокую пропускную способность, вследствие чего применяется технология офлайн-платежей, то есть сначала оказывается услуга, авторизация операции у банка-эмитента (банка, выпустившего карту) осуществляется позднее».

«Во избежание попадания платежного средства в стоп-лист, перед оплатой прохода в метрополитене убедитесь, что баланс на платежном средстве достаточен для оплаты проезда», — добавляет предприятие. Если вы этого не сделали и прошли в метро по «пустой» карте, банк-эквайрер чувствует себя обманутым. И вносит вашу карту в стоп-лист. Важно: это черный только для турникета. Во всех других местах, включая кассу метро в трех метрах от него, карту никто не ограничивает.

На наземном транспорте примерно то же самое: карта попадает в стоп-лист, «если в момент оплаты проезда через валидатор ресурс банковской карты был ниже, чем стоимость проезда».

И что делать


Корреспондент «Фонтанки» тут же получил памятку в кассе метро: проверьте свою историю в личных кабинетах и идите на сайт подземки.

Источник:


На самом деле есть два варианта. Первый — эквайрер метрополитена еще несколько раз запрашивает списание с вашей карты, периодичность этих попыток устанавливает он сам. Так что если вы по ошибке приложили «пустышку», а потом пополнили ее, то 70 рублей (или 47 рублей по ЕКП) у вас спишут отложенно, а карту выведут из черного списка, и вы даже не заметите, что побывали изгоем.

Второй вариант, если вы уже прочно обосновались в списке злодеев. Тогда надо войти в личный кабинет, ввести номер и срок действия карты, выбрать неоплаченную поездку, нажать — «погасить задолженность». Дальше все стандартно — реквизиты платежной карты, подтвердить оплату кодом из СМС. 10 минут — и вы снова в белом списке.

В наземном транспорте аналогично, с той разницей, что перевозчиков больше, как и личных кабинетов:

  • ООО «ВЕСТ-СЕРВИС», ООО «Домтрансавто», ООО «Такси»: https://rrtp.ru/;

  • ООО «Транспортная концессионная компания» («Чижик»): https://bilet.nspk.ru;

Кроме того, «Организатор перевозок» ведет еще один «черный список» — не по банковским картам, а по другим носителям проездных билетов, в том числе транспортного приложения ЕКП: туда заносят только в случае повреждения информации на носителе или при подозрении, что ваш проездной как-то нелегитимно пополнили. Чтобы вывести ваш «Подорожник» или другой билет из стоп-листа, надо оставить обращение в СПб ГКУ «Организатор перевозок», используя специальную форму на сайте (http://orgp.spb.ru/treatment/), либо по телефону информационно-справочной службы (812) 576–55–55.

А зачем это все

«Фонтанка» писала, что приоритет — скорость пассажиропотока. Толпы на конечных станциях показывают, что лишние миллисекунды на турникете складываются в заторы и очереди. Усугублялось это еще и тем, что на станциях были считаные аппараты, где можно использовать именно банковскую карту, а Смольный параллельно развивал льготную программу для ЕКП, делая ее самым выгодным средством платежа.

По итогам первого квартала 2023 года банковскими картами оплатили 71 млн поездок, это 17,2% от общего числа (для сравнения, по «Подорожнику» — 161 млн). Метрополитен и в 2023 и в 2024 году проводил работу по расширению линейки именно универсальных турникетов, заключая контракт за контрактом на конкретные станции. А на ПМЭФ-2024 город подписал соглашение о развитии платежных сервисов с АБ «Россия» и «Сбербанком». «К началу июля все турникеты петербургского метро планируется оборудовать возможностью принимать к оплате банковские карты,— говорится в релизе. — Использование турникетов с терминалами для оплаты банковскими картами помогает избежать очередей и экономить на проезде, так как жители города теперь смогут во всех турникетах пользоваться «Единой картой петербуржца» и скидкой, которую она даёт».

Внесение в стоп-лист — естественная попытка избежать обмана, раз уж перевозчик оказывает услугу «авансом». И сложно представить человека, который бы регулярно пытался оплатить проезд пустышкой, зная о рисках и будущих хлопотах. Разве что если денег на карте, и правда, нет, а ты в спешке — рассказал собеседник корреспондента из числа молодых журналистов: «Когда денег нет, то выручает этот способ оплатить метро. Одна поездка — на халяву. Обычно сообщение о попытке списать деньги приходит через пару минут после оплаты. Если после этого приложить карту, тогда на турникете появится красная надпись «БК в стоп-листе». Карточка снова разблокируется после появления на ней денег через пару дней».

При этом непонятная ситуация с платежным стикером, который заменяет карту, добавляет он: «Он блокируется, а когда его вынимают из стоп-листа — я так и не понял, это может происходить очень долго, даже после того, как карта из него вышла».

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
60
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях