Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Комплексы неполноценности. Петербургские ТРК ждут новой волны исхода арендаторов

Комплексы неполноценности. Петербургские ТРК ждут новой волны исхода арендаторов

18 708

Моллы Северной столицы пока не получали вестей об окончательном уходе H&M, но не исключают, что до конца года недосчитаются нескольких крупных арендаторов.

Архивное фото
Источник:

Уходящих иностранных фешен-ретейлеров ТРЦ пытаются заменить российскими и турецкими игроками, а на месте кинотеатров хотят открывать фуд-холлы, развлечения, клиники и офисы. Но помимо закрытия магазинов моллы Северной столицы сталкиваются с серьезным дефицитом импортных эскалаторов, лифтов и другой техники. Запаса прочности хватит на полгода, считают они.

Будущее торговых центров Северной столицы участники рынка обсуждали 6 сентября в ходе круглого стола, организованного MarketMedia. Дискуссия происходила на фоне известия о предстоящем возобновлении работы магазинов Reebok под управлением турецкой FLO Retailing и возможном окончательном закрытии магазинов H&M в декабре этого года.

Ранее участники рынка прогнозировали, что бренды, приостановившие работу весной 2022 года, к 1 сентября смогут наладить поставки и возобновят работу. Но этого не случилось: магазины Zara и прочие бренды Inditex, а также японский Uniqlo остаются закрытыми, хотя продолжают платить за аренду. В таком же статусе точки испанского ретейлера Mango, хотя франчайзинговые магазины возобновили работу. H&M, вновь открывшийся в августе для распродажи, пока не уведомлял собственников о дальнейших планах, рассказали «Фонтанке» в трех компаниях, управляющих торговыми моллами. Так что и здесь ситуация в подвешенном состоянии.

Но оптимизма у участников рынка явно поубавилось. «Где-то турбулентность. А где-то штопор. Штопор там, где была IKEA, линейка Inditex и H&M», — прокомментировал управляющий партнер «АйБи Групп» (ТЦ «Румба», «Юго-Запад», «Экополис premium») Юрий Борисов. Так, в дисконт-центре «Румба» «колеблются» 20% марок, рассказал он. В отличие от других ТЦ у «Румбы» были заключены контракты напрямую с европейскими офисами. Такие ретейлеры, как Mango, Nike, Jack Wolfskin, предпочли жесткий уход с серьезными отступными. Другие, к примеру Quicksilver, пока не приняли решения, но управляющая компания опасается, что тенденция продолжится. «Ощущение, что IKEA всем дала знак — «будьте как мы». Сейчас мы говорим не так оптимистично по поводу декабря», — прокомментировал он.

Отсутствие флагмана Nike приносит «Румбе» «серьезные потери», отметил Борисов. Но найти альтернативу среди оставшихся на рынке марок непросто, а торговать товаром, ввезенным по параллельному, невозможно, считает предприниматель. Так что освободившиеся площади какое-то время будут пустовать. «Усилия направлены не на то, чтобы быстро заполнить вакантность, а чтобы привести правильного арендатора», — комментирует он.

Впрочем, в других двух ТЦ «АйБи Груп» ситуация лучше. ИП, работающие в «Экополисе», успешно продолжают возить вещи из Италии: укрепившийся рубль и уход иностранных конкурентов оказывают им серьезную поддержку. Хорошо чувствуют себя на фоне закрытия IKEA и продавцы мебели в ТЦ «Юго-Запад».

В торговых центрах под управлением «Адаманта» доля свободных площадей с февраля выросла на 2–4 процентных пункта, сообщил совладелец группы Евгений Гуревич. «Тенденции разнонаправленные. Международные операторы ушли, некоторые вернулись под другими названиями и из других стран (вероятно, имеются в виду бренды польской LPP), федеральные сети стараются удержаться, ИП и те, кто вырос из них, будут держаться зубами за тот бизнес, который есть», — отметил он.

Многие арендаторы из числа иностранных компаний хотят уйти, но пока считают убытки — за досрочное расторжение долгосрочного контракта приходится платить большие неустойки, говорит Татьяна Невеева, партнер BGP Litigation, специализирующаяся на сделках M&A и разрешении споров. «Нельзя сказать, что сбежали те, кто хотел сбежать, остались те, кто хотел остаться, и начинаются возвращения. Процесс все еще идет», — комментирует она.

«Осень будет показательной. Время ожиданий и заморозки, которое нужно было арендаторам, прошло», — соглашается советник практики разрешения споров и банкротства BGP Litigation Руслан Петручак.

Операторы моллов уже понемногу подбирают замену уходящим западным брендам. «Ведем переговоры. Желающих хоть отбавляй. Но как они будут работать — сложно спрогнозировать», — комментирует топ-менеджер одного из крупных ТРК Северой столицы. Турецкие ретейлеры наращивают присутствие в торговых комплексах, рассказал Евгений Гуревич. Однако среди них пока нет тех, кто мог бы стать якорем.

Помимо фешен-брендов из моллов уходят кинотеатры. ТЦ «Адаманта» уже покинули два таких арендатора, и компания пока подбирает им замену. Остальные пока решают проблему с контентом. Если операторы решат показывать иностранные кинофильмы без разрешения правообладателей, бизнес может возродиться. «Если нет, им придется терять большие деньги и уходить», — отметил он. Убытки понесут и ТРК. «Эти помещения сделаны по специальной технологии, их просто перепрофилировать не получится», — рассказал предприниматель. Но даже если кинотеатры сделают выбор в пользу узаконенного пиратства, они могут столкнуться с технологическими сложностями. Для кинопоказа используются импортные лампы с небольшим сроком службы, в России они не выпускаются, говорит Юрий Борисов.

Вопрос импортозамещения оборудования стоит и перед самими ТЦ. По словам Евгения Гуревича, моллы с трудом могут найти замену лифтам, эскалаторам, противопожарным системам, приборам учёта, инженерным системам. Запаса прочности хватит на полгода, отметил он. Топ-менеджер крупного ТЦ рассказал, что тоже пока не может найти замену лифтам, эскалаторам, вентиляционному оборудованию. «Всё едет очень плохо», — подчеркивает он.

Что касается замены кинозалам, то в ТЦ будет расти доля общепита и услуг для времяпрепровождения, считает Евгений Гуревич. Спектр таких услуг может быть различным — от медицинских центров до отелей. «Единственное, церкви вряд ли», — иронизирует он. «Клубная жизнь — это то, что может подтянуть [бизнес]», — рассуждает Юрий Борисов. По его словам, «АйБи Груп» также видит потенциал в студиях творческого развития для детей и взрослых.

«Фуд-холлы — там, где их нет, развлечения детские и взрослые, где это можно по правилам пожарной безопасности, коворкинги, клиники, МФЦ», — рисует профиль новых потенциальных арендаторов топ-менеджер одного из крупных ТРЦ. Ранее стало известно, что на месте киноцентра в ТЦ «Пик» появится фуд-холл. «Адамант» откроет гастрономические пространство в «Варшавском экспресс» уже в этом ноябре. А вот запуск четвертой очереди «Заневского каскада» компания решила отложить на конец 2023 года. «Идут серьезные дискуссии по концепции», — подчеркнул Евгений Гуревич. Начинать сейчас новые проекты в сфере торговой и офисной недвижимости, по мнению топ-менеджера, не очень целесообразно.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
23
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях