Слова о том, что в Шиханах в помине не было смертоносных газов, ставят под сомнение десятки госконтрактов, в рамках которых до сих пор зачищают объекты по разработке химического оружия.
«В лаборатории государственного НИИ «Шиханы» никогда не было химического оружия. В Саратовской области действительно располагался объект «Горный», но он стал первым, где была завершена ликвидация химоружия».
Полпред президента в Приволжье Михаил Бабич руководил госкомиссией по химразоружению и таким образом прокомментировал публикацию The Times, где говорится, что британского шпиона Скрипаля отравили ядом с «военной научно-исследовательской базы в городе Шиханы Саратовской области». Бабича поддержали региональный депутат Николай Панков, бывший главком ВКС, сенатор Виктор Бондарев, глава МИД Сергей Лавров. Главный довод — такого названия нет в публичном списке объектов по уничтожению химоружия. Нижнее Поволжье в нем представлено только поселком Горный. Аргумент лукавый. Не только потому, что Горный — это и есть Шиханы.
В публикации The Times от 6 апреля саратовские Шиханы названы аналогом британской лаборатории «Портон-Даун», где военные химики изучают, создают и испытывают зелья массового поражения. «Пока мы об этом говорим, русские заметают следы», – сказал лондонской газете эксперт по химическому оружию Хэмиш де Бреттон-Гордон. Он счел убедительными доводы королевской разведки, которая считает, что под Саратовом нет промышленных запасов «Новичка», но остались крохи, достаточные для локальных убийств. Формой своего опровержения Михаил Бабич перекликается с представителем МИД Марией Захаровой, которая заявила, что в СССР не существовало программы под названием «Новичок». (Это имя газу было дано позже и за пределами страны.)
На сегодняшний день Шиханы представлены в четырех ипостасях. Не то что Ми-6, русскому с ходу не разобраться. Центральные Шиханы — это закрытого типа муниципальное образование с населением не больше 6 тысяч человек, где находится филиал московского ГосНИИОХТа, участник программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В сентябре 2017 года глава госкомиссии, сам же Михаил Бабич, доложил президенту о досрочной ликвидации 40 тысяч тонн отравляющих веществ нервно-паралитического и кожно-нарывного действия.
В семи километрах на юго-восток находятся Шиханы-1, он же Вольск-17. А фактически это тот самый Горный, о котором говорил Михаил Бабич. Здесь квартировался Институт технологии органического синтеза, ФГУП «ГИТОС», до этого бывший Вольским подразделением ГосНИИОХТа, а еще раньше филиалом № 9 почтового ящика-74. В Шиханах-1 создавали опытные партии химоружия, а испытывали его на соседнем полигоне. В открытых источниках говорится о двух десятках сильнодействующих ядов, чьими отцами-открывателями стали ученые ГИТОС. Запасы химоружия хранили на окраине поселка Горный, что на противоположном берегу Волги. После конвенции здесь создали ЗАТО «Михайловский», где в 2002 – 2005 годах были уничтожены 1143,202 тонны кожно-нарывных ядов, в том числе разновидности «горчичного газа», им немцы травили противников в Первой мировой. Для ликвидации запасов построили завод ФКП «Горный», а чтобы у местных осталась жизнь после химоружия, потратили 1,4 миллиарда на дома, больницу и дорогу. Сам ГИТОС в программу химразоружения не попал, в итоге разорился и в 2008 году был ликвидирован. На заводе «Горный» в 2018 году планируется начать производство мышьяка.
Видео: Администрация ЗАТО "Шиханы"/vk.com
В двух километрах от Шихан стоят Шиханы-2, они же Вольск-18. В ядопоражающем смысле это пионер. Именно здесь в 1928 году был образован немецко-советский военный химический полигон, объект «Томка». Поначалу красноармейцы выполняли функцию технического персонала, а исследованиями занимались опытные в газовых атаках немцы. Но через пять лет чужих химиков попросили покинуть Советский Союз и об отравлении потенциального противника начали думать отечественные умы. В 60-е полигон стал местом постоянного базирования отдельного химического батальона, который сформировали из местных испытателей и сотрудников Московского военного научного института. После спецзадания в Афганистане химики Шиханского полигона были представлены к госнаградам. В 1987 году площадку впервые показали иностранной делегации. Фотографии с того аттракциона неслыханной открытости вошли в публикацию о Russia’s Porton Down.
Сегодня Шиханы-2 занимает 33-й Центральный научно-исследовательский и испытательный институт химических войск Минобороны. По данным сайта госзакупок, услуги сторонним организациям оказывает нечасто: за последние три года провел испытания для производителей боевых роботов и реактивных систем залпового огня, помогал петербургскому институту робототехники с разработкой комплекса РХБ-защиты, а московской «Неорганике» проверял эффективность фильтров-поглотителей от радиоактивной пыли. В 2016 году 33-й ЦНИИ закупил для собственных нужд изотопы, в 2017-м в списке покупок чаще всего встречаются стройматериалы, спецодежда, химреактивы, расходный материал для научной деятельности — сюда же отнесены 340 беспородных кроликов и 1920 белых крыс. Прошлым летом у института появился еще один беспилотник, который в отличие от купленного в 2015 году может сбрасывать до 10 кг груза.
С востока к центральным Шиханам прижимаются Шиханы-4, территория арсенала войск радиохимической и биологической защиты. В 90-е, по разным данным, объемы только ирритантов (вещества слезоточивого и раздражающего действия) могли достигать 3400 тонн. В том числе газ CS, которым разгоняли участников тбилисских событий 1989 года. В перечне семи объектов химразоружения этот склад не значится. С 60-х годов прошлого века боеприпасы охраняла войсковая часть 42734. Система СПАРК определяет ее как недействующую с 2004 года, но в 2010-м на специализированных форумах обсуждали предстоящую поездку на присягу в Шиханы-4. В июне 2012 года Вольский районный суд отказал стрелку 3-го разряда в денежных претензиях к своим бывшим работодателям – в/ч 42734 и ФБУ «33-й ЦНИИИ». А в апреле 2016-го волжская инспекция не нашла в работе в/ч 42734 нарушений в области использования атомной энергии. Правда, на официальном сайте местного Ростехнадзора указано, что проверяемая часть находится в городе Вольске.
Если бы британская разведка поставила себе задачу сосчитать саратовские Шиханы, то обнаружила бы, что Шиханы-3 в списке отсутствуют. Официально такого населенного пункта в России нет. Те, кто пытается решить «цепочку химических превращений», чаще всего получают ответ, что Шиханы-3 никогда и не существовали. Самые упорные находят неформальную информацию, что в советское время так назывался военный аэродром в Шиханах-2, сейчас там склады.
О том, что линейку газов, получивших позже название «Новичок», создал Петр Кирпичев и именно в лаборатории ГосНИИОХТа в Шиханах, рассказали уже трое ученых из группы разработчиков: раскрывший в своей книге формулу яда Вил Мирзаянов, выступавший в 90-е против химоружия Владимир Углев и фигурант дела об отравлении банкира Кивелиди Леонид Ринк. Причем интервью последнего в марте 2018-го было опубликовано РИА «Новости», в нем химик обвинил в отравлении Скрипалей британские власти, но местом разработки «Новичка» тоже назвал Саратовскую область.
Наконец, заявление Михаила Бабича об отсутствии у ЗАТО «Шиханы» прошлого с душком опровергает действующая программа с названием «Приведение в безопасное состояние и последующая ликвидация бывшего объекта по разработке химического оружия – комплекса 21-26 филиала федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии» «Шиханы». Согласно госконтракту Минпромторга, до конца 2018 года должны быть выполнены работы XIII этапа.
На клининговые услуги в Шиханах в последние пять лет выделено свыше 4 миллиардов рублей. Техзадания включают в себя реконструкцию, ремонт и поддержку в рабочем состоянии зданий, которые подлежат ликвидации. Например, в 2014-м чинили дымовую трубу корпуса № 27, в корпусе № 22 — крышу; в 2015-м меняли окна и двери в корпусе № 92, а по периметру филиала ставили новые калитки и ворота с электрозамками; в прошлом году в том же корпусе № 27 отремонтировали печь сжигания жидких отходов, а еще досмотровую яму на КПП.
Из текста техзаданий следует, что химические лаборатории приговорены к уничтожению, а подрядные организации не просто проводят дегазацию помещений, они разбирают сооружения «по кирпичикам», дробят на мелкие кусочки и хоронят в оборудованном на полигоне могильнике. Контрактом предусмотрена обязанность исполнителя быть бережным к окружающей среде и не допустить утечки «отравляющих веществ типа VX, иприта, люизита, зомана, зарина, мышьяка». В 2018 году, как и в прошлые годы, ГосНИИОХТ должен наработать государственные стандартные образцы этих ядов — от 1 до 5 граммов в зависимости от типа.
За работами в Шиханах наблюдают. С августа 2015-го по ноябрь 2017-го один только Ростехнадзор приезжал 12 раз и насчитал под сотню нарушений, среди самых распространенных — небрежность с документацией. У МЧС имеется немало претензий к тому, как организована эвакуация, а подведомственное Минздраву медико-биологическое агентство не нашло воды в душевых, куда должен бежать рабочий, если обольется химикатами. Ежегодно в филиале ГосНИИОХТа ждут инспекторов международной организации по запрещению химического оружия. Очередной госконтракт на подготовку к визиту ОЗХО заключен в январе.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»
Переданный Великобритании в рамках обмена шпионами бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль был отравлен 4 марта 2018 года в британском городе Солсбери. В больницу также попала его дочь Юлия. Эксперты расположенной неподалеку от места ЧП химической лаборатории «Портен Даун» заявили, что был применен боевой нервно-паралитический газ «Новичок», но страну его изготовления не назвали, сказав, что перед ними не ставилась такая задача. Великобритания обвинила в отравлении Россию, которая назвала претензии в свой адрес голословными. Результатом международного скандала стала высылка 150 российских дипломатов из различных стран. Закрылись генконсульства в американском Сиэтле и Санкт-Петербурге. Сергей Скрипаль «идет на поправку», его дочь пришла в себя.