Представители Смольного при содействии ФСБ и Росприроднадзора в октябре 2017 года нашли свалку строительных грунтов прямо в Финском заливе. Спустя полтора месяца объект работает в три смены.
О нелегальной свалке грунта в устье Красненькой речки комитет по природопользованию рассказал 3 октября. При помощи чекистов арестовали четыре бульдозера и восемь самосвалов, составили административные протоколы и обещали уголовную перспективу для нарушителей. Все всё сделали правильно, но сегодня в том же месте каждую ночь разгружаются несколько сотен самосвалов с ближайшей стройки.
«Нелегальная свалка строительных грунтов» была выявлена на территории бывшего золоотвала Первомайской ТЭЦ - на дамбе при впадении реки Красненькой в Финский залив. Сотрудники петербургского комитета по природопользованию, регионального управления ФСБ и Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора работавшую на объекте технику арестовали, составили протоколы об административных правонарушениях.
«Надеемся, что это не ограничится только административными делами», – делился тогда с «Фонтанкой» заместитель комитета по природопользованию Александр Кучаев, напомнив об уголовной ответственности за экологические нарушения.
Как подсказали читатели «Фонтанки», живущие по соседству с заливом, после визита контролеров и правоохранителей на дамбу изменения действительно произошли. Теперь самосвалы с грунтом начинают свои рейсы с наступлением темноты и не прекращают работы до рассвета.
Несложная проверка показала: это так. После захода солнца у въезда на объект, именуемый «Отсыпка эксплуатационной дороги по золоотвалу», машины выстраиваются в очередь, а на дамбе привезенный грунт разравнивают два-три бульдозера. За час разгружается двадцать-тридцать самосвалов. За ночь – не менее двухсот рейсов.
Откуда поступает грунт, выяснить оказалось тоже несложно. Разгрузившаяся машина, за которой мы проследовали, проехала по улице Маршала Казакова, выехала на проспект Героев, затем повернула направо на Ленинский проспект и въехала под шлагбаум. Из-за этого же шлагбаума нагруженные самосвалы выезжали на дамбу. Загрузка происходила на строительной площадке жилого комплекса «Огни залива», застройщик – «БФА-Девелопмент».
Как мы заметили, в последние дни работа по вывозу грунта началась уже и днем, хотя и с меньшей интенсивностью, чем ночью.
Это не свалка, а ремонт дамбы
Вовсе это не свалка, утверждает собственник дамбы. «Фонтанка» рассказывала о перипетиях, в результате которых осенью 2016 года собственником золоотвала стало ООО «Синий». Участники компании – Олег Ануфриев, Андрей Дубровский, Алексей Осипов и ООО «Первомайское».
Андрей Дубровский в разговоре с «Фонтанкой» объяснил: «Мы восстанавливаем дамбу и подъездную дорогу. ООО «Синий» является собственником гидротехнического сооружения и, в соответствии с законом, обязано поддерживать сооружение в безопасном состоянии, в том числе обеспечивать экологическую безопасность. Было проведено исследование, было установлено, что за 30 лет эксплуатации гидрофильтрационная дамба, которая обеспечивала безопасность данного сооружения, она просто сползла». Вот для восстановления дамбы, по словам Дубровского, «Синий» и принимает грунты 5 класса опасности (то есть не опасные).
«В основном это котлованные грунты, которые вынимаются при строительстве жилых домов», – заметил бизнесмен.
Как именно происходит «восстановление дамбы», можно видеть на наших фото.
Как утверждает Андрей Дубровский, в настоящий момент административных дел в отношении ООО «Синий» нет, а результаты независимой экспертизы и подтверждают, что обнаруженные грунты не опасны. И вообще, по мнению Дубровского, рассматриваемая часть акватории «не является Финским заливом», и соответствующие документы направлены в Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора.
Зачем вообще коммерческая организация приобрела такую странную собственность как дамба, которую вроде как невозможно использовать в предпринимательских целях, «Фонтанке» так и не объяснили.
В «БФА-Девелопмент» на вопрос об утилизации грунта со строительства «Огней залива» пока не ответили.
Смольный: это свалка
«Водители транспортных средств, которые завозили отходы, привлечены к административной ответственности. Проведен анализ проб завезенных отходов, в двух машинах из семи проверенных оказались отходы даже не пятого класса, а четвертого. Материалы проверки мы направили в ФСБ», – рассказал «Фонтанке» зампред комитета по природопользованию Кучаев. По его мнению, свалка есть свалка: «Отходы сдвигались прямо в море. Здесь возможна ответственность за загрязнение морской среды».
Что касается экспертизы, которая установила отсутствие опасных отходов в районе дамбы, то она у Кучаева доверия не вызывает, так как, по его словам, не был обеспечен правильный отбор проб.
Возможны и другие нарушения, связанные не только с экологией, но и с экономикой: было установлено, что, согласно документам, грунт со стройплощадок якобы утилизировался совсем в других местах.
Услышав от «Фонтанки», что на дамбе ежедневно и еженощно разгружаются сотни самосвалов, зампред комитета по природопользованию отреагировал: конечно, «надо пресекать». Но уже не комитету, а, видимо, следователю, в распоряжение которого должны поступить материалы проверки.
Однако не поступили. Как сообщили «Фонтанке» в природоохранной прокуратуре, надзорное ведомство материалы, касающиеся размещения строительного грунта в устье Красненькой речки, в следствие не направляло.
В управлении ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ответили по-государственному:
«В рамках своей компетенции управление проводит все необходимые мероприятия, направленные на устранение угроз в сфере экологической безопасности».
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»