Автомобильная промышленность советских времен только внешне пребывала в застое. В недрах автопредприятий работали талантливые инженеры, которые неустанно придумывали что-то новое и передовое. А то, что их разработки не шли в серийное производство, к сожалению, от авторов совершенно не зависело.
Журналисты издания Daily-Motor.Ru отобрали три лучших, на их взгляд, концепт-кара времен позднего СССР, которых так и не увидели заводские конвейеры.
На третьем месте этого своеобразного рейтинга находится внедорожник «НАМИ ЛУАЗ-Прото», разработанный группой отечественный инженеров под руководством Г. Хаинова. Автомобиль был представлен в 1988 году, под его капотом установлен мотор МеМ3-245 от «Таврии». По мнению экспертов, концепт, хоть и не попал в серию, все-таки остался в истории как весьма интересное видение дизайна для автомобилей сегмента SUV на советском авторынке.
На вторую позицию издание поместило электрокар «ВАЗ-2702 Пони». Презентация прототипа состоялось в 1982 году. «Пони» вполне мог стать первым отечественным электромобилем, вышедшим на рынок Советского Союза, но... В ходе тестовых испытаний было выявлено, что батарея НЦ-125, установленная на прототип, требовала слишком частой профилактики при полных разрядах. Ее планировалось доработать, однако поставщик этих аккумуляторов (НПО «Источник») отказался от выпуска этой дорогостоящей батареи, тем самым «похоронив» и весь проект «ВАЗ-2702 Пони».
Самым интересным прототипом автомобиля в СССР по мнению журналистов Daily-Motor оказался концепт «АЗЛК» – «Москвич-2144 Истра». Разработкой этого проекта занимался дизайнер Сергей Ивакин. Прототип 1985 года выглядел для того времени как «машина будущего» с футуристичными линиями кузова, большой площадью остекления а также открывающимися вверх боковыми дверями. Автомобиль должен был быть оснащен дизельным мотором фирмы Elsbett и уникальной АКПП. Макет этого прототипа увидел свет в 1991 году, но дальнейшему развитию проекта помешал распад СССР.