Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество Горящий творог как триумф импортозамещения

Горящий творог как триумф импортозамещения

4 444

Горящий творог из Купчино - символ победы над санкциями. Провинциальный заводик доказал независимость России от надоев. Спонсором суррогатной кулинарии выступает государство.

Год назад из уст Дмитрия Рогозина страна узнала о провале импортозамещения в оборонке. На днях с военным позором сблизилось не только количеством репостов в социальных сетях, но и государственно ритуальное сожжение творога в Купчино. Оно компенсировало потери. Экспериментом «Фонтанки» подтверждено, что скромный завод под Липецком показал вектор прорыва европейской блокады. Имя ему – выгодная всем, хоть и не просчитывающая последствий, суррогатная кулинария.

Предыстория вкратце. В петербургской автолавке «Фонтанка» купила творог. Он загорелся. Еду-пламя произвел Лев-Толстовский молочный завод (ЛТМЗ) под Липецком. Обман потребителя кроется в автолавке.

А теперь развернуто.

Основного владельца ЛТМЗ зовут Павел Точилин. Он же – директор компании «Мак-Прод», которая распространяет продукцию завода от Петербурга до Краснодара, включая столицу. При беседе бизнесмен с ходу потребовал опровержения. Впечатлившись видеозаписью «Фонтанки», поджег свою продукцию. А она не воспламенилась.

«Ваш эксперимент по федеральному ТВ транслируют. Четыре телеканала ко мне просились», – усовестил Павел Владимирович, позвав «Фонтанку» в Лев Толстой взять мазки с цеховых ванн и вынести оправдательный приговор. Дескать, не горит.

Поселок Лев Толстой населяют восемь тысяч человек. ЛТМЗ когда-то действительно был заводом, а сейчас, по оценкам районного прокурора Алексея Кириллова, – это просто цех. Производственную линию обеспечивают около сорока сотрудников.

Но ЛТМЗ нельзя назвать жертвой сокращений. Он оптимизирован под реалии. В неспокойные санкционные времена перестал работать с цельным молоком. Отпала потребность в сепарации, процесс которой заключается в разделении жировой фракции (молочный жир) и белковой (суспензия из белка и воды). Популярность приобрели заменители молочного жира (ЗМЖ) на основе пальмового масла с примесью рапсового, растительного и прочих. В общем, готовился раньше творог на молоке, потом появился творожный продукт с добавлением ЗМЖ, а эволюционировало производство в выпуск творожной пасты с содержанием заменителей до ста процентов. Пасту-то «Фонтанка» и сжигала. Еще не зная, что она заклеймена штампом государства «Одобрено».

Есть такая форма производства еды – стандарт организации (СТО). Ее отличие от технических условий ТУ и ГОСТа заключается в разрешенном сокрытии рецептуры. СТО позволяет варьировать соотношение ингредиентов без уведомления надзорных органов и потребителя.

Предприятия, ориентированные на СТО, продукцию на заменителях вводят в товарный оборот документом под названием «Декларация о соответствии». Для его получения необходима виза государства. Творожный продукт ЛТМЗ признавали безопасным Тамбовская и Липецкая ветлаборатории. Руководитель Липецкой Михаил Зибров подтвердил, что 12 февраля 2015 года был подписан протокол 279/05 на творожный продукт ЛТМЗ. 21 марта 2016 года протоколом испытаний № 117/05 та же лаборатория сочла соответствующей регламентам безопасности творожную пасту «Фермерская». Декларация о соответствии выдана до конца марта 2017-го.

В творожной пасте, напомним, от молока может остаться эхо. Продукт вправе полностью состоять из ЗМЖ.

Логику того, чем 50 процентов содержания растительных жиров безопаснее ста процентов, «Фонтанке» объяснил коммерческий директор «Мак-Прод» Алексей Волдаев. Внедренная бизнес-модель полностью исключила зависимость предприятия от поставок молока. ЛТМЗ не работает с сетями, поэтому не озадачен изготовлением тары для конечного потребителя и ограничивается выпиской ингредиентов на коробе или ведре: сухое молоко, закваска, заменитель молочного жира. Технология в целом повторяет ту, что применяется при производстве настоящего творога, и процесс створаживания (свертывания) позволяет оставлять в наименовании слово «творожная».

Феномен сожжения Волдаев объясняет составом. Творожная паста «Фермерская» содержит до 35 % жиров.

«Вся продукция с содержанием свыше тридцати процентов подвержена горению, – уверен коммерческий директор. – Опытный человек в поход для розжига костра берет не бензин, а самое дешевое масло. Сырный продукт, спред, маргарин — попробуйте».

«Фонтанка» обязательно попробует, но чуть позже. Надо усвоить хотя бы первый зажигательный эксперимент. Заодно отдать должное безупречному маркетингу. И правда, зачем брать в поход масло, если можно запастись полкило от ЛТМЗ. И костер разожжешь, и подкрепишься. Ввиду скрытности состава «Фонтанка» дублирует предложение работникам ЛТМЗ о выкупе рецептуры. И не только потому, что их зарплата, по нашим данным, составляет 12 – 15 тысяч рублей. За «Фермерской», мы уверены, – будущее, а потому надо знать друга в лицо.

Творожная паста и сейчас пользуется спросом. По словам Волдаева, изучавшего конъюнктуру рынка и конкурентов, месячный объем поставок симулякра «молочки» в Петербург составляет до 3000 тонн. Доля ЛТМЗ – меньше 100 тонн.

«Потребительские качества настолько извратились, что зачастую трудно отличить пасту от творога, – приговаривает собеседник российского покупателя. – Проблема не в том, что людей обманывают. Они рады сами обманываться, живя в условиях нехватки средств на пропитание. Иначе стали бы не замечать очевидное? Никакой творог не может стоить 105 рублей/кило».

Цепочку контрагентов ЛТМЗ «Фонтанка» пока не проследила. Известно, что их около десятка. Павел Точилин поостерегся с выдачей списка клиентов, закрывшись коммерческой тайной, и дал слово на днях приехать в Петербург и посвятить в бизнес-дела полицию: «Напишу заявление о мошенничестве».

Поэтому вернемся к первоистокам. На Бухарестской улице смотрят друг на друга через проезжую часть однотипные длиннющие многоэтажки под номерами 72 и 23. В них есть П-образные арки. Здесь и нашли пристанище передвижные магазины, или автолавки. Открывают фургонные забрала по утрам, торгуют мясом и прочим. Именно в этом месте читатель «Фонтанки» приобрел рассыпчатую массу с маркировкой «Творог ГОСТ» и волею случая инициировал историческое воспламенение.

«Фонтанка» узнала, что принадлежат автолавки компании «Ленрегионпродукт». Бизнес семейный, с оттенками запрещенного. Комитет имущественных отношений (КИО) ведет публичный реестр передвижных средств развозной торговли хлебной, мясной, рыбной и молочной продукцией. По состоянию на 7 июня 2016 года дома 72 и 23 по Бухарестской в списке отсутствовали.

Директорствует в «Ленрегионпродукте» гражданин России Ким Ен Чер Те Гынович. Человек с такими же данными присутствует на сайте Политеха в качестве кандидата технических наук, доцента кафедры «Транспортные и технологические системы». На его ближайших родственников, по данным «Фонтанки», регистрировались более 30 автолавок и легких тентованных грузовиков, включая арочные на Бухарестской.

В реестре КИО «Ленрегионпродукт» присутствует по десяти точкам города с разрешением на реализацию мясной продукции. Не исключено, что компания и в других точках, кроме Бухарестской, реализует творожную пасту под видом творога.

«Фонтанка» публикует адреса:

– ул. Композиторов, уч. 102 (юго-западнее д. 5, лит. А);
– ул. Маршала Казакова, уч. 75 (северо-восточнее д. 22, корп. 1, лит. А);
– ул. Рихарда Зорге, уч. 51 (юго-западнее д. 28, лит. А, по пр. Кузнецова);
– ул. Рихарда Зорге, уч. 53 (южнее д. 28, корп. 1, лит. А, по ул. Доблести);
– ул. Полярников, д. 8, лит. А);
– пр. Авиаконструкторов, д. 14;
– Богатырский пр., уч. 1 (севернее д. 4, лит. А);
– Богатырский пр., уч. 2 (южнее д. 66, корп. 1, лит. А);
– Пушкин, ул. Генерала Хазова, (юго-восточнее д. 14, лит. А, по ул. Генерала Хазова);
– ул. Олеко Дундича, уч. 58 (западнее пересечения с Будапештской ул.).

С семьей Ким разговор об автолавках не задался.

– Как вы понимаете, у нас корейская национальность, – начали на том конце провода. – Наших родителей до 1945 года японцы насильственно завезли на Сахалин…
- Простите, а можно про малый бизнес в Петербурге?
– Мы обязательно перезвоним.

До сих пор Россельхознадзор припечатывает пальмовое масло, делая акцент на раке и ожирении https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/regLicensing/docs/palm_oil.pdf. Но эту аналитику сыскать гораздо сложнее цифр Росстата. По данным последнего, в 2015 году импорт пальмового масла и его фракций вырос на 25,5 процента – до 889 тысяч тонн. Сложно не соизмерять плюс с сокращением ввоза настоящих сыров и творога на 36 процентов, до 201 тысячи тонн. На внутреннем рынке приговор исконной кулинарии ставит Минсельхоз. В России, судя по его отчетам, дефицит молока составляет 25 % – 8 млн тонн.

По информации «Фонтанки», опыт ЛТМЗ по тотальному переходу на заменители перенимают другие предприятия, внедряя стандарты на творожную пасту. Ее отпускная цена – от 60 рублей за килограмм. Жить можно. Потреблять, как говорит государство, – тоже.

Александр Ермаков,
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях