Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Чиж и его медвежонок Миша

Чиж и его медвежонок Миша

2 443

- Виктор Александрович, всенародная любовь к олимпийскому Мише, символу московской Олимпиады, совершенно не удивляет. Благодаря вашим умным, добрым иллюстрациям в «Мурзилке», «Веселых картинках» и детских книгах мы выросли нормальными людьми, хотя время было сложное – партия рулила. Вот и вы писали: «Я работал в «Крокодиле» — юмористическом журнале для взрослых с крокодилом на обложке, курящим трубку. Потом, правда, крокодил курить бросил. По приказу партии». А к появлению Миши ЦК КПСС тоже был причастен?

- Был, но не сразу. Наша группа московских художников ничего не знала о конкурсе олимпийского талисмана. И вот однажды моего друга и коллегу Володю Перцова на улице встретил один из руководителей Союза художников и сказал, что конкурс прошел, никто ничего не дал, и вот бы вам, детским художникам, включиться в это дело. Перцов собрал своих близких друзей - Монина, Лосева и меня - и предложил: «Давайте, ребята, нарисуем». За неделю каждый из нас сделал легкие карандашные наброски не менее ста медведей. Это были просто поиски образа. И забыли про это, и что надо отдать в Олимпийский комитет - тоже. Занимались своими делами. А потом Перцову звонят и интересуются: «Что же вы не несете, нам сказали, что ваша группа работала над талисманом?» Так наши медведи туда наконец-то и попали. Потом их смотрели, смотрели и выбрали одного. Выяснили чей и сказали: «Пусть Чижиков к 1 апреля 1977 года сделает его в цвете».

- Ваш Мишка сразу был такой, каким мы его увидели на Олимпиаде, или вам пришлось еще порядочно поработать над образом?

- Всё, о чем просили, я сделал, но Мишка до августа пролежал в Олимпийском комитете. Я ничего о нем не знал. Но понимал, что на моем рисунке причастность медведя к олимпийскому движению никак не отображена. Образ я вроде бы нашел, им нравится. Но, понимаете, не все было так просто, передо мной стояла задача нарисовать медведя, которого еще не было в истории человечества, даже в фантазиях других художников. Ведь плагиат мог привести страну к юридическим неприятностям. До меня миллионы художников рисовали миллионы медведей, задача выдалась сложнейшая. Любой художник, если бы я повторил чей-то образ, мог предъявить мне претензии. Значит, нужно что-то вытаскивать из собственных глубин.

Виктор Чижиков накануне 70-летия
Источник:

Вот я и думал, как показать, что он именно олимпийский? Может, ему на голову что-то надеть? Нарисовал кепку с разноцветными клинышками под цвет континентов стран - участниц Олимпиады. Но… как же быть с ушами? И вдруг во сне увидел Мишку с олимпийским поясом. Так со мной раньше бывало. Когда я работал в «Крокодиле», очень важно было уловить тему. «Иван Иваныч, вы - дурак. От такого слышу». Если во сне приходила идея – надо проснуться и зарисовать увиденное. Если продолжишь спать, утром забудешь, и остается только кусать локти. Так вот, я вскочил и все зарисовал. А наутро позвонил в Олимпийский комитет и сказал: «Придумал!» Когда мы встретились, стало понятно, что образ найден, «олимпийскость» отображена, и я сделал все от меня зависящее. Стал ждать развития событий. Мне, конечно, ничего не сообщали, но я привык к такому отношению, и нетерпения не проявлял, хотя любому нормальному человеку, выполнившему работу, все-таки хочется знать, что дальше. А между тем задним числом я узнал, что в Москве проходит выставка проектов олимпийского талисмана.

- Никуда России наверно от этого символа не уйти, на одной Олимпиаде - мишка, на другой - мишка?

- Это было желание телезрителей. Они писали в передачу «В мире животных» Василию Пескову, что хотят видеть олимпийским талисманом именно медведя. И вот в конце августа на выставке были представлены 64 мишки. И один из них мой. Туда приехал президент Международного олимпийского комитета лорд Майкл Килланин. Он смотрел, смотрел и вдруг прямо у моей работы остановился и неожиданно сказал: «Так вот же он!» Потом взглянул на часы и спросил сопровождающих: «Что у нас сегодня еще по плану?» - как бы подытоживая свои размышления. Об этом мне рассказал корреспондент газеты «Воздушный транспорт», а иначе я бы никогда не узнал. Через месяц мне звонят из Олимпийского комитета и говорят: «Виктор Александрович, поздравляем, ваш медведь утвержден, он прошел ЦК партии». Вот тут-то партия как раз и появилась…

Я обрадовался, конечно. Примерно через неделю опять звонок - завтра сдаем его в печать. Я ответил, что перед этим хорошо бы юридически оформить наши отношения. В ответ прозвучало: «Да-да, конечно». Но с авторскими правами так ничего и не решено до сих пор. А 19 декабря 1977 года в газете «Правда» написали, что утвержден талисман Олимпиады, художник В. Чижиков. Такое вот было начало.

- То есть у отца олимпийского Миши даже подтверждающих документов нет, и ни у кого из сотрудников нынешнего Олимпийского комитета не возникло желания все-таки их вам вернуть?

- Об этом можно спросить в Олимпийском комитете, но лучше не надо. Мне, честно говоря, даже к этому возвращаться не хочется. Не хочу никого радовать тем, что я все время держу это в мыслях. Я уже давным-давно ушел от этого и живу в совершенно ином пространстве. Считаю, что для художника очень важно в первую очередь сделать талисман, который будет любить народ. А моего Мишку любят до сих пор.

Когда Виктор Чижиков предложил «юридически оформить отношения», то услышал в ответ обычные для того времени слова: «Автор не вы, а советский народ». Ему было предложено подписать документы, в которых значилось, что он нарисовал не олимпийский талисман, а выполнил работу под названием «Забавный медвежонок».

«Дайте Чижикову, он усмешнит»

- А у него есть прототип? Я читала, он на вас был похож. Вы и были тем самым Мишкой – «открытый взгляд, медлительная, торжественная манера говорить». Это так?

- У меня был сосед по дому композитор Зубков, вы наверно слышали его музыку к сериалу «Цыган». Помните, Будулай, Клара Лучко? Так вот Валерий Зубков, действительно чем-то очень похожий на олимпийского медвежонка, распустил слух, что талисман я нарисовал с него. А тем временем, артист Евгений Леонов в одном из интервью на вопрос: «Говорят, что с вас списали олимпийского мишку?» – тоже ответил: «Вполне возможно, я очень похож».

Потом появилось еще много разных самозванцев. Уже после смерти Валерия Зубкова, во время памятного вечера, его сын, тоже композитор, прямо так и сказал: «Музыка отца была очень популярна. Его сосед, художник Чижиков, может об этом рассказать, а также подтвердить, что именно с отца он срисовал олимпийский талисман». Я иду на трибуну и думаю, а что спорить – хороший человек был, и говорю: «Я подтверждаю, что олимпийского мишку я срисовал с композитора Зубкова».
А вообще, все правы. Я, сам того не подозревая, сделал медведя очень русским. Поэтому каждый русский считает, что я рисовал Мишу именно с него.

- О вас говорят, что вы могли любую самую скучную книгу смешно проиллюстрировать? Ваши издатели шутили: «Что, слишком грустно? Дайте Чижикову, он усмешнит». Мне кажется, что ваш медвежонок Миша точно был смешнее, добрее и обаятельнее, чем тот, который медленно взмыл над олимпийскими трибунами.

- Если бы сам делал, то нарисовал бы иначе. А созданием резиновой куклы занимались люди, возможно, не имеющие художественного образования. Какие к ним могли быть претензии. У меня был не только эскиз, но и макет игрушки, то есть я смастерил Мишку в виде куклы то ли из шкурок, то ли из какого-то лохматого материала. У тех, кто работал над тем самым резиновым огромным олимпийским медведем, не должно было быть особых мучений, если заданы и пропорции, и портретные характеристики. Всё было, не представляло труда повторить, только в увеличенном виде.

- А вы не имели права контролировать по художественной части дальнейшее производственное превращение вашего медвежонка в 8-метрового медведя-аэростат?

- Нет, конечно. Когда образ создан, у художника развязываются руки. Все же ясно, можно запускать, можно тиражировать. Мной был сделан канонический рисунок. А каждый художник впоследствии копировал медведя в силу собственного таланта, представления. Художники так устроены, что хочется внести что-то свое, неинтересно повторять чьи-то чужие линии. Поэтому многие последующие олимпийские мишки, сохраняя сходство, были не очень-то похожи на оригинал.

Сначала 8-метровый талисман - аэростат «Олимпийский мишка» планировали изготовить в московском НИИ резиновой промышленности. Но позже эту работу перепоручили филиалу института, расположенному в Загорске (Сергиевом Посаде. - Прим. ред.), так как кукла имела слишком большие габариты. Мишка был сделан из специальной прорезиненной ткани, надувные лапы крепились к туловищу при помощи шарниров. С его подъемом тоже были очень большие проблемы. Наполненный гелием Мишка совершал тестовые полеты то на боку, то вверх ногами, а должен был подниматься вертикально. Когда ему утяжелили лапы, привязали к ним гирлянды воздушных шаров, мишка наконец-то стал взлетать правильно.

Сначала мишка-аэростат полетел по направлению к дому

- Вся страна плакала в момент закрытия московской Олимпиады, когда Лещенко и Анциферова пели «до свиданья, наш ласковый Ми-и-и-ша, возвращайся в свой сказочный лес». А вам плакать не хотелось?

«Я не плакал, а соседки по трибуне ревели как белуги. Понятно, женщины».

Миша - свойский парень, с ним было жаль расставаться. Это совершенно неожиданный образ, характер. Я почему-то его так нарисовал, и он получился.

Олимпиада-80. А вы помните, как это было?
Источник:

- А вы не чувствовали страх - полетит, не полетит? Вот звездочка в Сочи не раскрылась...

- Так он полетел неожиданно для меня. Ну, вынесли и вынесли на стадион медведя… Самое интересное, что когда его отпустили, то он полетел в направлении Красной Пресни, а потом, под напором ветра, в другую сторону. Я сначала подумал, надо же, как он хорошо чувствует дом, где родился. А оказалось, что он не долетел, рухнул где-то недалеко от университета, на Воробьевых горах.

- Без последствий?

- Его нашли около пивного киоска, причем он сшиб и сам киоск, и половину очереди. Так говорят. А я не могу ничего ни подтвердить, ни опровергнуть.

После московской Олимпиады Мишка еще некоторое время красовался в павильоне «Юный техник» на ВДНХ, после чего его заточили в подвале Олимпийского комитета, где со временем, «благодаря» условиям и крысам, от него не осталось и следа былой славы.

Почему сочинский мишка похож на московского

- Сочинский олимпийский медведь случайно не брат вашему мишке ?

- Я - художник, смотрел и видел - есть общее. Разрез глаз, улыбка с насечками в углах рта, характерными для моих персонажей.

«Сочинского мишку воздухом накачали больше и сделали из него какого-то алкаша, раздув нос. Шарф надели. Но от этого он не изменил внешность».

Сочинский Мишка, 2014 год

В общем, чувствовалось, что мимо не прошли. А многие люди совершенно серьезно думали, что в Сочи был мой мишка, только перекрашенный в белый цвет. Больше того, в связи с сочинской Олимпиадой магнитик на холодильник выпускался под маркой Сочи, но с моим медведем. Накануне Олимпиады мы купили с женой майки с моим мишкой и надписью «Москва-80», аналогичную китайскую чашку. В общем, им хорошо попользовались. И это все очевидно делалось по заказу нашего Олимпийского комитета, но никак не отражалось на моем благосостоянии.

А в Праге мой Мишка работает в Музее коммунизма. Об этом я узнал по НТВ в 2006 году из передачи «Будни чешской столицы». Люди поднимаются по эскалатору, а на стене рекламный плакат - медведь с автоматом Калашникова и надпись «Посетите Музей коммунизма». Хотя я совершенно не приспосабливал моего Мишу под ношение автомата и для войны. Он изображен с оружием, а его назначение быть миротворцем. (Михаил Тимофеевич Калашников тоже так и не получил патент на свое изобретение, хотя им до сих пор пользуется весь мир. – Прим. ред.)

- Позвольте привести в пример еще один из ваших афоризмов: «Мне нравилось рисовать картины с интригой и мордобоем. Чем больше народу дерется, тем мне интереснее». И вдруг такой добряк медвежонок. Пример для подражания. И без интриг и мордобоя… Почему он в себя смог весь мир влюбить?

- Покладистый и приветливый. Он более волевой, чем Чебурашка. У него на лице было написано: «Не волнуйтесь, договоримся, заходите в гости». Он любезный, он может поговорить, утешить, если что. Он рассчитан, конечно же, на добрую аудиторию.

- Вы какие-то награды получили после московской Олимпиады за своего героя? Сколько стоил национальный олимпийский символ России?
- Орден «Знак почета».

- О деньгах лучше не спрашивать?

- Я не хочу говорить, потому что стыдно (за работу Виктор Чижиков получил 2 000 рублей. – Прим. ред.). Короче говоря, это все прошлое и не в деньгах дело. Главное, что газеты всего мира опубликовали мой рисунок. Еще один любопытный момент. Моряки торгового флота мне рассказывали о фантастической популярности олимпийского медведя. Однажды они заходили в Новую Гвинею, в те места, которые посещал Миклухо-Маклай, попали в офис-хижину к главе местной администрации папуасов и тоже увидели на стене плакат. На нем был изображен мой Мишка и надпись «Посетите Москву»! Уж это они точно не ожидали встретить у вождя.

Таинственный ключ открывал «все двери» в Финляндии

- Я знаю, что вас многое связывает с Финляндией. Здесь были переведены и изданы книги Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке» и «Колобок идет по следу», к которым вы сделали гениальные иллюстрации.

- Первый раз я попал в Финляндию в 1962 году на фестиваль молодежи. Тогда я не был знаком с Успенским. Мало ходил по музеям, историческим местам. А больше по дискуссиям типа «Что лучше, капитализм или социализм»?»

- А что лучше?

- У меня с мозгами все нормально было и в то время.

- Что особенно запомнилось в первый приезд?

- Кто-то из знакомых финнов показал нам новостройку, где у него была квартира. Я увидел, что в 30 сантиметрах от начала фундамента растет мощная сосна. Ее не тронули, высчитали точно, что она не помешает. Потрясающее отношение к природе. Что-то аналогичное я видел в Германии, в лесу, где оказался со своей семьей. Обратил внимание, что нахожусь под деревом, на котором была нарисована цифра 1241, а на соседнем - 1242. Мы очутились в пронумерованном лесу, понимаете? На русского человека это действует жутко. Как можно отдыхать в таком месте? Но там же берегут каждую веточку. Почему пронумеровали? Чтобы не срубили. Они хотят жить в зеленом мире. То же самое и в Финляндии. Бог дал – надо сберечь.

- А когда второй раз приехали уже после московской Олимпиады, вам не предлагали Мишку нарисовать и обменять на что-то красиво-иностранное или подарить музею?

- Во время выступления на финском ТВ телеведущая Риита предложила его изобразить на листе ватмана на глазах у телезрителей. А потом Миша участвовал в съемках в городском парке Хельсинки. На скамейке сидели и разговаривали я, Риита, Успенский, а сзади стоял финский парень с этим рисунком.

- То есть в Финляндии к нему относились с большим теплом?

- Самое интересное, что финский одиннадцатилетний мальчик даже написал книжку о нашем олимпийском мишке, она вышла в издательстве Otava («Большая медведица»). Нас вместе фотографировали для финской газеты и вообще в СМИ много писали, что страну посетил автор русского олимпийского талисмана. Мы тогда приезжали с Эдуардом Успенским, которого в Финляндии даже на улице узнают (популярность Чебурашки, дяди Федора с компанией по-прежнему бьет в стране все рекорды. – Прим. ред.).

- Да, повезло, с Эдуардом Николаевичем не соскучишься, тем более в чужой стране…

- Во второй мой приезд в Хельсинки нас разместили в отеле Seurahuone, недалеко от вокзала. И дали каждому ключ с номером. Мы очень волновались, как будем там одни. И вот Ханну Мякеля, писатель, начальник отдела художественной литературы, и просто хороший друг, который нас тогда опекал, сказал: «Чыыыыж, вот в этом таинственном ключе вся твоя жизнь. Берешь ключ, идешь, показываешь и тебе дают пить. Захотелось в бильярд сыграть – берешь ключ, идешь, показываешь и играешь». (Все записывалось на счет комнаты, а расходы, как водится, брала на себя принимающая сторона. – Прим. ред.). Мы с Эдиком пришли в ресторан, нас взяли под белы ручки, людей никого. Вся надежда была на английский моего друга, который знал несколько слов. Но он знал и слово «лосось» по-фински, поэтому радостно заказал его. Две порции. Ему ответили, что вам одной хватит, хотя он очень настаивал: «Нет, две». Сидим ждем и вдруг видим – движется тележка, точнее, целая телега. И официанты с бабочками, накрахмаленные такие, толкают ее именно по направлению к нам. Эдик говорит: «Ты знаешь, Чиж, по-моему, они везут нашего лосося». Бежать было поздно, у официантов были такие приветливые лица. Посреди тележки лежал здоровенный лосось на здоровенном блюде, накрытом здоровенной крышкой с изображением рыбы. Когда мы ее открыли, оттуда с паром понеслись такие запахи приправ, причем мы увидели, что рыба была со всех сторон обставлена соусами. Ну, сколько мы могли съесть? Пришлось вызывать переводчика издательства Otava Мартти Анхава. Узнав в чем дело, он сказал: «Еду, еду». А после того как лосось, благодаря ему, исчез со стола, признался, что готов нас отныне сопровождать, а в трудные минуты всегда придет на помощь. Мартти удивительный человек, он специально учил русский язык, чтобы перевести «Записные книжки» Чехова, и сделал это в 18 лет (а позже перевел на финский многие популярные детские книги Э. Успенского. – Прим. ред.).

Виктор Чижиков в Хельсинки. 1980 год. На следующий день он сказал свою знаменитую фразу, ставшую афоризмом: «Последние пятнадцать рюмок может быть были лишними»
Источник:

- С финнами, в отличие от русских, с авторскими правами проблем после издания книг не возникало?

- Никогда никаких затруднений.

- Виктор Александрович, трудно ли сохранять в себе детство, да и нужно ли в наше жесткое время?

- Чтобы быть детским художником, надо обязательно помнить, что у тебя было интересное детство. Детство такая пора, которая лучше всего запоминается в жизни. Ты можешь забыть, куда ходил вчера. Но какой-то эпизод о том, куда ты ходил в детстве, для тебя становится с годами все четче и яснее. Проходит твою внутреннюю цензуру. Детство очень серьезная пора и очень важно не пугать детей. Писателям не писать страшилок. Зачем? У них еще будет столько поводов испугаться по-настоящему, что не надо им заранее расшатывать нервы. Добра и зла в мире достаточно, и надо, чтобы побеждало добро. И тогда они будут вырастать нормальными. Сейчас очень нервные дети, потому что нервные родители.

Иллюстрация к книге "Вниз по волшебной реке". Автор иллюстраций Виктор Чижиков
Иллюстрация к книге "Дядя Фёдор, кот и пёс. Автор иллюстраций Виктор Чижиков
Все его медведи, как правило, были добрыми. Книга «Мой Мишка». Автор иллюстраций Виктор Чижиков
Рисунок из журнала "Крокодил", где автором выступил Виктор Чижиков
Рисунок из журнала "Крокодил"
Все его медведи, как правило, были добрыми. Книга «Мой Мишка». Автор иллюстраций Виктор Чижиков
1 из 6
Иллюстрация к книге "Вниз по волшебной реке". Автор иллюстраций Виктор Чижиков

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях