Службы медико-социальной экспертизы обязаны проводить оценку степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. К такому выводу 4 марта пришел Верховный суд России.
Жалобу в высшую инстанцию подала Наталия О., получившая телесные повреждения в результате ДТП. С целью оценки степени утраты профессиональной трудоспособности она обратилась в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы (МСЭ) для проведения обследования, но получила отказ. Сославшись на действующий административный регламент, чиновники указали, что такая экспертиза проводится только в после несчастного случая на производстве или для установления профессионального заболевания. Суд, в который обратилась потерпевшая, признал отказ МСЭ обоснованным.
К иному выводу пришли служители Фемиды высшей инстанции. Ведь законодательство не связывает определение степени утраты профессиональной трудоспособности с исполнением гражданином обязанностей по трудовому договору при причинении вреда. А резолюция Генеральной Ассамблеи ООН предписывает всем странам обеспечить поддержание надлежащих доходов инвалидов, которые в силу нетрудоспособности или по связанным с ней причинам временно утратили возможность зарабатывать средства к существованию или она уменьшилась. «При этом отсутствие специально разработанных правил освидетельствования учреждениями МСЭ пострадавших не на производстве не может ограничивать право заявителя на получение государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, без которого невозможно получение им страхового возмещения в связи с повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия», – заключил Верховный суд России.
Вместе с тем нормы действующего административного регламента, руководствуясь которым чиновники вправе отказывать в оценки нетрудоспособности потерпевшим не на производстве, не отменены. Высшая инстанция указала служителям Фемиды при разрешении гражданских дел применять имеющие большую юридическую силу нормативные правовые акты – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и положения международного права. То есть в каждом подобном случае потерпевшим в ДТП придется судиться с органами МСЭ.
Отметим, что по данным Федеральной службы государственной статистики, ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения 250-258 тысяч человек, в том числе в среднем 10 тысяч – в Санкт-Петербурге и около 5 тысяч – на территории Ленинградской области.