Бывший старший санитар Городского патолого-анатомического бюро Валерий Бурыкин заказал, а бывший санитар одного из городских моргов Алексей Чабан исполнил убийства адвоката Евгения Соловьёва, юриста Алексея Храпунова и санитара Романа Архипова. Таков приговор Санкт-Петербургского городского суда, который заканчивается совсем не так, как просил прокурор – вместо пожизненного заключения Бурыкин и Чабан получили 23 и 24 года лишения свободы соответственно.
Время воспоминаний
Незадолго до вынесения этого приговора Валерий Бурыкин и Алексей Чабан начали сотрудничать со следствием, хотя никто от них этого не ожидал, да и следствия никакого уже не было. Но вдруг они легально вспомнили о том, что не имело никакого отношения к данному делу, совершенно не интересовало суд, но представляет немалый интерес для Следственного комитета – хотя казалось, что взаимодействие этих людей с данным ведомством закончилось навсегда. Не с этим ли обстоятельством связан относительно мягкий приговор – по сравнению с предложенным прокурором пожизненным заключением?
Бурыкин и Чабан изъявили желание рассказать о том, о чём их никто не спрашивал – по данным «Фонтанки», они вспомнили об убийствах, которые пока не исследовал ни один суд. До этого момента данные преступления считались «глухими»: все заинтересованные понимали, кто совершил их, но никто не рассчитывал на официальное раскрытие ввиду отсутствия доказательной базы. Бурыкин и Чабан с доказательной базой помогли, скоро следователь Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Борис Смирнов предъявит новые обвинения.
И складывается впечатление, что в данном случае обвиняемыми будут не Валерий Бурыкин и не Алексей Чабан. Как минимум, не только они.
Самоуничтожение
Судья Санкт-Петербургского городского суда Галина Пономарева смогла наказать их за убийства Соловьёва, Храпунова и Архипова благодаря свидетельским показаниям тех, кто в те далёкие годы считались одним коллективом – с Валерием Бурыкиным и отбывающим наказание за убийства бывшего начмеда Городской наркологической больницы Ларисы Артюховской и санитара Сергея Ефимова Павлом Беляевым во главе. После рассмотрения судом уголовного дела об убийствах Ефимова и Артюховской (за что Валерий Бурыкин и Алексей Чабан получили первые сроки) среди санитаров наметился раскол – тогда со следствием стали сотрудничать Павел Беляев и те, кто позиционировал себя рядом с ним.
Сегодняшний приговор городского суда – почти на сто процентов результат этого раскола. Доказательная база в отношении Бурыкина и Чабана строилась в основном на показаниях тех же Павла Беляева и его окружения. Одним из основных свидетелей обвинения был киллер Александр Сыров, который описал эти убийства как непосредственный их участник. Во время предварительного следствия Сыров находился на свободе, в отношении него была применена программа защиты свидетелей, однако Калининский районный суд вынес ему приговор, на который он явно не рассчитывал – 8 лет лишения свободы. Несмотря на апелляционную жалобу, приговор вступил в законную силу.
Уже в середине завершившегося сегодня процесса было совершенно очевидно: приговор будет обвинительный и, скорее всего, такой, какой попросит прокурор. А прокурор на прениях предсказуемо попросил о высшей мере наказания. И тогда это казалось совершенной реальностью, равно, как и факт: Павел Беляев отсидел большую часть своего срока и в ближайшие пару лет окажется на свободе. Скорее всего, в качестве единоличного лидера той части коллектива, которая сделала выбор в его пользу. На тот момент этот выбор большинству казался правильным.
Но такой расклад, судя по всему, категорически не устроил Бурыкина и Чабана – это совсем не те ребята, которые соглашаются с ролями проигравших. Они начали говорить, и сегодня не вызывает сомнений: те, кого мы привыкли называть «бандой санитаров», приступили к окончательному уничтожению самих себя.
А показания, которые они стали давать Следственному комитету, практически обречены на судебный успех – по данным «Фонтанки», речь идёт о тех самых убийствах, кое-какая доказательная база по которым у правоохранительных органов уже имеется. Она была сформирована в 2001 году, когда после очередного убийства очередного санитара Сергея Ефимова обнаружилась записка, которую покойный оставил перед смертью. В ней список убийств, несколько позиций в котором пока в официальных документах фигурируют как нераскрытые преступления. (Текст записки приводится без правок. – Прим. ред.).
«11-м буду я…»
«Я, Ефимов Сергей Робертович … делаю признание. Много лет проработав санитаром в городском патологоанатомическом бюро, начиная с начала 90-х годов, происходили убийства людей, которые представляли угрозу или из мести, Бурыкину Валерию Васильевичу… Он такой же санитар в бюро.
Первое убийство произошло в морге больницы № 21 … санитара Пивоварова с целью поставить в данный морг своих людей, убийство было имитировано под самоубийство. Следующее убийство произошло в Красногвардейском районе … в парадной на своём этаже был убит адвокат Соловьёв Евгений Георгиевич. Мотив: Бурыкину показалось, что умный адвокат рабочую инициативу в свои руки и это может повредить его замыслам, так как на работу юристом в ГПАБ пригласил начальник бюро Ковальский Георгий Борисович, поскольку они были знакомы, так как были соседями. Исполнителем убийства был санитар Чабан Алексей Адольфович, он ударил его по голове несколько раз металлическим прутом, после чего Чабан ушел через чердак и вышел из другой парадной. В тот же год с интервалом месяц-два были убиты два санитара бюро Дмитрий Ситнер и Валерий Савинцев. Уголовное дело велось Приморским РУВД, так как их тела нашли в Приморском районе. Предыстория этого дела такова. Савинцев начал заниматься какими-либо криминальными делами, какими, я не знаю, но от других санитаров до меня дошла информация, что в один из дней ему должны принести в морг (Учебный, 5) пистолет ТТ. я всё рассказал Бурыкину, так как он был и остаётся в бюро старшим, последнее слово всегда за ним, он распорядился устроить засаду…
Я делаю признание в том, что работаю с первого дня образования ГПАБ санитаром … Хочу рассказать с самого начала последовательно в хронологическом порядке. Первый начальник ГПАБ был Глуховец Б.И., которому было дано указание … объединить морги города в одно патанатомбюро. Начало 90-х, по городу, в стране создавались ОПГ, чем и воспользовались люди, во главе которых стояли Бурыкин В.В. и Беляев П.В. Было убито не менее 10 человек, 11-м стал я, так как пишу это заранее, другого выбора нет, Бурыкин и Беляев загнали в угол, с Бурыкиным буду разговаривать завтра у себя дома, поставлю его в известность о том, что если не оставит меня и мою семью в покое, я дам ход этим материалам. Это будет 7 августа 2001 года…».
30 сентября 2001 года Сергея Ефимова убили – за совершение этого преступления были, напомним, осуждены Валерий Бурыкин ( организация убийства плюс бандитизм), Павел Беляев и Алексей Чабан. На последней страничке записки Сергея Ефимова был список:
«1. Пивоваров (зачёркнуто)
2. Ситнер
3. Савинцев
4. Верстуков
5. Соловьёв (зачёркнуто)
6. Серёжин
7. Архипов
8. Шахрей
9. Георгич 10. Хитров…».
Сегодня Санкт-Петербургский городской суд вынес приговор за убийства Соловьёва, Архипова и не указанного в списке Храпунова. Там осталось ещё 8 пунктов.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»
О "банде санитаров" заговорили после убийства старшего санитара петербургского городского патолого-анатомического бюро (ГПАБ) Сергея Ефимова в сентябре 2001 года. Тогда киллер подкараулил Ефимова с женой в подъезде их дома на проспекте Культуры. Ефимов был убит, его жена выжила, несмотря на полученные ранения. От этого преступления и потянулась ниточка к преступной группе, созданной инспектором по работе с младшим медперсоналом ГПАБа Валерием Бурыкиным и менеджером ГПАБа Павлом Беляевым еще в 1990-е годы, целью которой было установить контроль над теневыми финансовыми потоками городских моргов. Большинство членов "банды санитаров" были задержаны оперативниками УБОПа в 2005 году по обвинению в убийстве начмеда городской наркологической больницы Ларисы Артюховской, взорванной в августе 2004 года в подъезде своего дома.
Вместе с членами банды - менеджером ГПАБа Павлом Беляевым, санитарами морга Алексеем Чабаном, Дмитрием Полешкиным и Александром Сыровым - под стражей оказались бывший главный нарколог Северо-Западного федерального округа Сергей Тихомиров (выступивший, согласно материалам дела, подстрекателем убийства Ларисы Артюховской) и совладелец клиники "КредоМед" Марат Дрейзин (его следствие считает посредником между санитарами и наркологом). К этому времени Валерий Бурыкин вместе с семьей покинул Россию, выехав в Германию на лечение. Он был объявлен в международный розыск.
В октябре 2006 года городской суд Санкт-Петербурга признал подсудимых, за исключением Тихомирова и Дрейзина, виновными в бандитизме, убийстве Сергея Ефимова, убийстве Ларисы Артюховской, а также в нескольких нападениях на Леонида Шпиленю, занимавшего пост главного нарколога СЗФО до Сергея Тихомирова. По приговору суда Беляев, Полешкин и Чабан получили от 13 до 15 лет колонии строгого режима. Александр Сыров, проходивший по эпизодам небольшой тяжести, был от наказания освобожден в связи с истечением срока давности. Сергей Тихомиров получил десять лет лишения свободы, а Марат Дрейзин - четыре года. Валерия Бурыкина удалось задержать 20 октября 2007 года при переходе австро-венгерской границы, после чего он был передан российским правоохранительным органам. Впоследствии Бурыкин был приговорен к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
21 ноября 2014 года Санкт-Петербургский городской суд признал Валерия Бурыкина и Алексея Чабана виновными в совершении ещё трёх убийств: адвоката Областной коллегии адвокатов Евгения Соловьёва в июле 1996 года, санитара Городского патолого-анатомического бюро Романа Архипова в феврале 1999 года и юриста Алексея Храпунова в феврале 2003-го.