Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Социальны и крайне опасны

1 199
Сергей Николаев
Источник:

Суд отправил под арест всех участников террористической организации "Хизб ут-Тархир аль-Ислами", которых пожелало следствие. Их задержали накануне. Кроме одного – все граждане России, образованны, социальны, с женами, детьми и стопроцентной ассимиляцией. Однако подозрение в особо тяжком преступлении не оставило им ни шанса на свободу. Суд посчитал, что они уже опасны для общества – могут навредить ключевому свидетелю или скрыться от следствия и продолжить преступную деятельность.

В результате масштабных обысков рано утром 24 июня в здание УФСБ на Литейном, по уточненным данным, доставили более 30 человек. Они в разной роли участвуют в уголовном деле о деятельности в Петербурге террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (Партия исламского освобождения). Сегодня, 25 июня, следователь Фомин обратился в Кировский суд с ходатайствами об аресте. Всего в списке кандидатов на заселение в следственный изолятор ФСБ на Шпалерной – шестеро. Их считают лидерами, идеологами. Или, по профильной терминологии, мушрифами – наставниками, под контролем которых находятся халки из пяти человек, внимающих тому, как на просторах РФ создать теократический Халифат. Со свержением конституционного строя соответственно. В суд привезли четверых, пару оставили на завтра.

К вечеру у входа в Кировский районный суд было пестро от автомобилей с госномерами и цветографией силовиков и лиц в балаклавах. Маски натянул даже оперсостав в штатском. Спецназ ФСБ "Град" запомнился полной выкладкой и черными бейсболками с логотипом подразделения. Смотрелось необычно.

К залу судьи Татьяны Стрельцовой на третьем этаже пришли близкие фигурантов. Мужчины избегали разговоров на русском, хотя телефонные рингтоны были производства отечественной эстрады. Женщины в хиджабах молчали и изредка всхлипывали.

Вероятно, было отчего. ФСБ вчерашним визитом разрушила многолетний уклад петербургских активистов "Хизб ут-Тахрир". По версии следствия, в вопросах идеологической пропаганды и набора новых адептов подозреваемые соблюдали меры конспирации. Судя по материалам дела, вне "Хизба" сливались с пятимиллионным населением города и проблем с ассимиляцией не испытывали.

Иностранцем среди привезенных сегодня в суд был только один – 22-летний студент-второкурсник Государственного морского технического университета Махамадимин Салиев. Гражданин Киргизии, живет в России как минимум с 2011 года. Занимает комнату в общежитии на Стачек, холост, без судимостей.

Впрочем, они все до 25 июня были с чистейшей биографией – не привлекались, не состоят, не замечены. Салиев судье проблем не доставил. На аргументы следователя в пользу ареста студент вспомнил о матери-пенсионерке, сердце которой может не выдержать, и сообщил о выходе из "Хизб ут-Тахрир". Адвокат (кажется, его фамилия Попков), предоставленный государством, "подтопил" клиента.

"Преступление тяжкое, постоянной регистрации он не имеет. Мера пресечения – на ваше усмотрение", – заявил он суду. Татьяна Стрельцова ожидаемо заключила Салиева под стражу до 7 августа. До этой даты продлено расследование по статье 205.5 УК "Организация деятельности террористической организации".

У 25-летнего уроженца дагестанского Каспийска Гапура Магомедова, вполне по-европейски выглядевшего, с бытом еще лучше. В Петербурге живет больше десяти лет, официально безработный, но его мать имеет квартиру на Маршала Жукова и должность в Сбербанке. Семья родного дяди – тоже неплохое подспорье. Не нищенствовал, в общем. Управлял автомобилем ВАЗ.

Его морально поддерживали два молодых человека с черными как смоль бородами. Один из них перед заседанием помолился в коридоре на курточке. Магомедова от ареста это не спасло, но и, кажется, не сильно волновало. Он озвучил просьбу отпустить под подписку о невыезде и, пока судья была в совещательной комнате, был поглощен лекцией своему адвокату. До репортеров доносились обрывки происламских тем. Видимо, склонность мушрифа к педагогике и риторике крепка.

Если ушам своим репортеры верили, то глазам – не вполне. У стеклянной клетки с подозреваемым стояли два спецназовца. Правый бок одного из них, с висевшим в кобуре пистолетом, почти в упор смотрел на широкое окошко клетки, в которое фигуранты суют руки для застегивания и снятия наручников. Что называется, бери – не хочу.

Магомедова тоже увезли в СИЗО, потому что он может, как и другие, скрыться от следствия и суда и угрожать ключевому свидетелю, проходящему в деле под псевдонимом. После заседания корреспондент "Фонтанки" подошел к спецназовцам:
– Разрешиться обратиться?
– Нет.
– Тогда, может, к вам? – повернулся к сотруднику в штатском и маске. – Ваш силовик кобурой с пистолетом смотрит прямо в окошко, по ту сторону которого подозреваемый в особо тяжком преступлении. Я понимаю, эти ребята спецы по идеологии, а не войне, но все же.
– Вы кем работаете?
– Я корреспондент.
– Вот и работайте корреспондентом.
– А я к вам сейчас как гражданин обращаюсь, – фраза уткнулась в спину чекиста, и он не услышал пару свежих примеров о побегах лиц, которых считают особо опасными. Видимо, те, кто конвоировал хромого фигуранта дела о бандитизме Байдюка или хромого же педофила-убийцу Литовченко, тоже некогда излучали самоуверенность.

Петербургский стаж 30-летнего Эльдара Васильевича Рамазанова – невысокого мужчины с аккуратно постриженной бородой – тоже внушителен. Родился в Туркменистане, давно с российским гражданством, четверо детей от года до одиннадцати. Жена владеет комнатой в коммуналке на Фонтанке, но сами живут в съемной двухкомнатной квартире за 25 тысяч рублей. Работает Рамазанов менеджером в компании по импорту морепродуктов, на хорошем счету у начальства. Он сказал суду неплохо поставленной речью: "Прошу посадить меня под домашний арест. Я воспитываю детей, ни к кому никогда агрессию не проявлял, ранее ни в чем не замешан и не заподозрен. Я мусульманин, да. Конституция дает право свободы вероисповедания. Даже если я член партии, не значит, что что-то нарушил".

Звучало это слегка наивно. Без признания "Хизб ут-Тархир аль-Ислами" в 2003 году террористической организацией ни Рамазанов, ни репортеры, ни чекисты, ни судьи с прокурорами и адвокатами не сидели бы в Кировском суде до 23:00.

По версии следствия, идеи о превосходстве и исключительности ислама с последующим образованием теократического халифата фигуранты распространяли с июля 2011 года, в том числе в Соборной мечети. Рамазанов признал участие в Партии исламского освобождения, но показания о роли давать следствию отказался.

Последнего на сегодня, 34-летнего уроженца Псковской области Романа Иванова, суд тоже арестовал. Постановление о направлении в СИЗО слушала жена подозреваемого. Платье в пол, на голове платок, из-под которого выглядывало абсолютно славянское лицо.

Александр Ермаков,"Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях