Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Долгая дорога к Крыму (фото)

Долгая дорога к Крыму (фото)

1 425
Источник:

Провести отпуск в Крыму для сегодняшнего россиянина — это фактически отдать долг Родине и продемонстрировать свой патриотизм. Для корреспондента «Фонтанки» это еще и возможность лично убедиться в безопасности и мирном течении жизни своих родственников. Журналист совершил занимательное путешествие из Петербурга в Крым и готов поделиться с петербуржцами опытом и советами.

Крымские события были для большинства жителей России важной и обсуждаемой темой, но для меня происшедшее стало в прямом смысле слова судьбоносным событием. Тревога по поводу родственников, живущих на полуострове, не давала спокойно заснуть: сведения с малой родины доносились самые успокоительные, а сам я, как работник СМИ, ясно осознаю истинность высказывания про то, что в газетах врать не будут. Так что спокойствие могло прийти только после личной проверки. Такая возможность наступила с очередным отпуском. Будучи аэрофобным и вдобавок габаритно несовместимым с экономклассом пассажиром, я предпочел отправиться в родные пределы кружным сухопутным маршрутом, который власти рекомендуют всем, кто предпочитает не перемещаться в облаках. Дорога выдалась неблизкой и поучительной.

Санкт-Петербург – Краснодар

Чудо логистики, разработанное Единой транспортной дирекцией и предлагаемое будущим курортникам под названием «единый билет», автору этих строк не пригодилось: купившим билет на поезд в Интернете автобусного трансфера в Крым не полагается – говорят, что только пока, дальше будет лучше. Премиум-поезд сообщением Санкт-Петербург – Адлер прибывает в столицу Кубани в три часа утра. Этот факт красноречиво свидетельствовал, что, в отличие от счастливцев с единым билетом, которым был обещан согласованный с ж/д графиком автобусный трансфер, автору этих строк придется провести некоторое время в чужом городе. На деле все оказалось более-менее милосердно: автовокзал в Краснодаре расположен на одной площади с железнодорожным вокзалом, первый рейсовый автобус в Крым отправлялся в 6.50, а билет можно было заказать в Интернете. Но в Краснодар еще нужно было попасть.

Казалось бы: скорый комфортабельный фирменный состав с великокняжескими расценками «Северная Пальмира» не мог оставить никаких возможностей для дискомфорта от путешествия. Тем не менее, Федеральной пассажирской компании невозможное очень даже удается: «премиум» оказался весьма относительным. У соседа по купе постоянно заваливался на полку ослабевший ограничитель, который должен был препятствовать падению тела с высоты. Магнитных карт, открывающих купе, не было и в помине. Видеомониторы не транслировали решительно ничего и висели просто так. Рухнули и надежды плодотворно поработать в дороге, инспирированные сообщением сайта РЖД о том, что в поезде имеется вай-фай. Вай-фай был, но без выхода в Интернет: можно было дать проводнице денежку и получить карточку с пин-кодом, дающую доступ к кинобиблиотеке (надеюсь, что права на трансляцию заявленных трех тысяч фильмов у РЖД имеются).

Еще из развлечений пассажирам полагалось чтение: в индивидуальных пакетах находилась «Российская газета» недельной давности да такое же несвежее издание Федерального собрания РФ. В общем, РЖД реально облегчили дорогу в Крым только кондиционером, присутствием розетки в купе, да возможностью покупки билета и электронной регистрации в Сети (повторюсь – без права одновременно приобрести единый билет на автобус и паром). Еще одна деталь: я, к своему стыду, совершил поступок, недостойный современного человека: распечатав электронную регистрацию на рейс, решил еще взять для надежности «настоящий» билет в кассе. И это оказалось предусмотрительным шагом: в списке проводника моей фамилии не оказалось, и бумажный билет пригодился. В общем, будьте готовы к такого рода проблемам.

Путешествие по железной дороге через Рязань-Воронеж-Ростов было мне в новинку. По сравнению с привычным орловско-курским ходом пейзажи за вагонным окном были сочнее, пролетающие села – богаче, местами попадались натуральные виды Святой Руси. Например, окрестности города Лиски (когда бы еще я узнал о его существовании) один в один повторяли живописный штамп: аккуратные домики привольно расположились по крутобоким холмикам возле веселой речки, а на самой большой возвышенности игриво раскинулся белый низенький монастырек с ослепительными на солнце золотыми маковками. Сердце какого русского не умягчится при виде столь наглядной духовной скрепы? Вот и мои попутчики не остались глухи к красе Родины.

– Да, по хорошим местам едем! – со спокойной уверенностью сказал дядечка, стоящий у коридорного окошка. И несколько неожиданно добавил: – А хохлы, они допросятся!

– А при чем здесь хохлы?

– Вы что, телевизор не смотрите? – дядечка взглянул с укоризной. – Как они землю нашу общую рвут! Как мирных граждан убивают! Дай им волю, бандеры бы всех, кто по-русски говорит, поубивали.

– А сами все работают у нас, зарабатывают на России, – добавил другой попутчик. – Везде влезли.

– Вы даже сами не представляете, как правы! – в целях дорожного развлечения я решил немного развить тему. – Например, даже наш поезд пройдет несколько километров по украинской территории. Так пути проложены. Правда, этот участок в аренде РЖД и никакого пограничного контроля нет, но мало ли, что им в голову взбредет.

- А что за область мы пересекаем? – всполошилась добрая женщина, следующая с внуком в Евпаторию.

- Вроде Луганскую, – неуверенно протянул я.

– Ну, тогда нечего бояться – радостно заявил первый дядечка. – Там же наши! Луганская республика! Нормальные люди!

Тем не менее, какое-то время за окно гляделось с неясной тревогой, но в итоге десяток незалежных километров пролетел неопознанным. А в надвигавшейся ночи к нам стремительно приближался Краснодар.

Краснодар – Порт Кавказ

Ровно в 3.09 наш «премиум» прибыл к перрону краснодарского вокзала. Я с попутчиками по купе, оказавшимися моими земляками из Феодосии, выдвигался из вагона в нетерпеливом возбуждении: сосед, надеявшийся успеть на дневную смену к 12 часам, высказал предположение, что в вокзальной кассе можно попытаться купить пресловутый «единый» билет и отправиться в Крым уже в 3.47, рейсом, согласованным с прибытием нашего поезда. По крайней мере, так ему сказали в петербургской справочной. Надежды укреплялись тем фактом, что к условленному месту, обозначенному на схемах в Интернете как точка сбора пассажиров, следующих в Крым, проследовало совсем немного людей – меньше десятка. Значит, свободные места должны были остаться. Но в справочной краснодарского вокзала нам уверенно сказали, что билеты на рейсы по «единому» нужно искать в кассах напротив, на автовокзале. Спустя двести метров другая тетя в другом окошке сказала, что мы можем уехать только на рейсовом автобусе Краснодар – Симферополь, а информация о количестве приезжающих по «единым» билетам, насколько ей известно, поступает за сутки. Исходя из нее и принимается решение о назначении транспортного средства той или иной вместимости.

Так или иначе, нам ничего не оставалось, как купить билеты на первый рейс в 6.50 (я спокойно выкупил свой, заказанный ранее в Интернете). Выйдя на привокзальную площадь, мы проводили взглядом микроавтобус с изящной бело-красной табличкой «Перевозка пассажиров по «единым» билетам», который умчал кучку «законных» туристов в Крым. Нужно все-таки моему попутчику было проситься «зайцем», авось повезло бы.

Источник:

Вряд ли нужно много говорить о сладости почти четырех часов ожидания автобуса ранним воскресным краснодарским утром. Вход в автовокзал, кстати, через досмотровый транспортер, как в аэропорту. Туда-сюда сновала полиция, что выглядело очень кстати: народ на краснодарском автовокзале тусовался весьма и весьма разношерстный, лишний раз подтверждая справедливость тезиса о богатстве национального состава населения РФ. Появившаяся раздолбанная полутораэтажная колымага, десять лет назад выглядевшая приличным автобусом, была радостно встречена не только мною и моими попутчиками, но и еще приличной толпой прервавших моцион пассажиров. Мест всем не хватило (заявленная схема рассадки, которой руководствовались кассиры, не совпадала с реальностью), но мы успели купить приличные места, не в конце автобуса, где и должны были находиться недостающие сорок какие-то. В конце концов на галерке как-то потеснились, кому-то поставили табуретку в проходе, и мы тронулись в путь.

Автовокзал в Темрюке
Источник:

В каждом пересеченном нами уголке Кубани была разлита духовность. Въезды-выезды из населенных пунктов украшены сделанными по одному шаблону каменными поклонными крестами, окруженными зарослями ирисов. Дорожные бигборды призывали: «В каждой кубанской семье – не менее трех детей!». Стоянки в пути помогли немного познакомиться со Славянском-на-Кубани и Темрюком. Эстетику этих полугородков можно определить одним словом – «Баг’ато!». Если вывеска салона красоты – то на весь этаж и полутораметровыми позолоченными буквами. Если вы захотите купить еды, то магазин будет называться не гастроном, но «Обжорка». Надевать массивные золотые украшения на рынок тамошним хозяйкам явно не в тягость. В общественных местах можно встретить объявления о проведении антитеррористических мероприятий. Возле одного такого объявления, на темрюкском автовокзале, один из моих попутчиков вызвал пристальный интерес патруля (полицейский + казачок в униформе и в фуражке с красным околышем). Они долго испепеляли моего попутчика взглядом, а после подошли с обличением: «Что же вы делаете? Для кого здесь написано – курить запрещено?». Денег не взяли, но переписали из паспорта сведения о регистрации и заявили, что сообщат в ЖЭК по месту жительства для принятия мер (?). Нарушитель правопорядка счел за благо не конкретизировать детали, тем более, что наш автобус уже отправлялся в Порт-Кавказ.

Переправа

Родина приняла своих сыновей и дочерей, держащих путь в Крымский федеральный округ, даже не в материнские – двойные отеческие объятия. Первая проверка документов состоялась в пункте «Ильич», обозначавшем начало финишной прямой на пути к парому. Сотрудник полиции, не удовлетворившийся заранее составленным списком пассажиров автобуса с указанием гражданства и даты рождения, лично познакомился с содержимым наших паспортов, на что ушло около двадцати минут. Мой вопрос о причине такой проверки внутри единой страны остался проигнорированным стражем порядка, но не соседкой по автобусу: «Что значит – зачем? Вы представляете, сколько шпионов мечтает попасть в Крым! Я считаю такую бдительность уместной!»

Проверка в порту
Источник:

Спустя десять минут, когда мы подъехали к морскому вокзалу «Кавказ» и нас попросили покинуть автобус и лично с паспортом в руке преодолеть еще одну линию контроля, на этот раз компьютеризированного, эта же соседка несколько удивилась, но тотчас нашла объяснение: «Как так? По пути сюда такого не было… А! Это, видимо, связано с годовщиной татарской депортации!»

Буксир "Хохол"
Источник:

Как бы там ни было, с паромом нам повезло – пассажирские автобусы пропускаются вне очереди, но прочих автомобилей и без того было немного, не более тридцати-сорока единиц. От подъезда к вокзалу и до въезда на паром «Николай Аксененко» прошло не более получаса. Водители предложили нам не сидеть в темном трюме, где находился автобус, а подняться на верхние палубы. Никаких инструкций по безопасности и информации о наличии спасательных жилетов озвучено не было, зато пассажиров известили о наличии на борту бара. Это не пустые придирки: я вместе со всеми мог лицезреть погрузку автомобилей и пассажиров на маленький паром «Ейск», ошвартовавшийся рядом: лихорадочная суета на борту живо напомнила мне сцену панического отправления судна «Империя» из фильма «Интервенция», а мужчины, скачущие с тяжеленными чемоданами наперевес на самой кромке палубы, имели все шансы оказаться в водах Керченского пролива.

Источник:

Но спустя несколько минут суета осталась позади, и «Николай Аксененко» направился в сторону Крыма. Родные берега приближались, и на борту парома стал явственно ощущаться сакрально-патриотический характер дум пассажиров.

– И как можно было наш Крым Украине оставлять? – вздохнула одна из путешественниц. – Спасибо Путину, что исправил несправедливость!

У меня защипало в носу. Подумалось: вот, в 1920-м врангелевские войска оставляли Крым, навек удаляясь от берегов Отчизны, а мы – наоборот. Между тем разговор моих компатриотов продолжался – все в том же ключе благодарности Президенту.

– У меня соседка – татарочка, они всей семьей ходили на референдум, – делилась сокровенным еще одна говорунья. – Так они благодарны Путину, что подписал закон о реабилитации! Говорит – угрожали нам, говорили, что Москва врет и никакого закона не будет. Обещали зарезать, а тут закон и вышел. Так что теперь не все татары под меджлисом ходят, начали своей головой думать.

– Еще бы! Им теперь тихо себя вести нужно, мирно, как все в Крыму, – поддержал беседу мужчина лет пятидесяти. – Вон, как не пустили их Джемилева в Крым, так они поехали на Перекоп, прорвали границу. Стали возвращаться – а им сделали коридор, сфотографировали каждого и взяли на заметку. И правильно! Как так можно – границу нарушать! Привыкли возмущаться! Пора бы понять: теперь мы снова Россия, и потому никаких недовольств быть не может. Нужно вместе со всеми трудиться и поднимать наш Крым из руин – Украина постаралась, довела нас до ручки!

Особых возражений лично у меня против основных тем беседы не нашлось, но разговаривать не хотелось – глаза стремились туда, в крымские пределы. Впрочем, помимо священных брегов Тавриды, взор отметил еще пару деталей. Так, у причала был замечен буксир под названием «Хохол». Дальнейшие расспросы показали, что еще по проливу курсирует его брат-близнец под названием «Бульбаш». Так что ни Украина, ни Белоруссия не чужие на нашем крымском празднике, пусть злые языки, поющие под заокеанскую дудку, не стараются даром. И еще воодушевил, умилил и заставил прочувствованно вздохнуть петербургский след – на фоне кипящей за бортом пены на белом поручне парома красовался стикер зенитовских ультрас: Питер был здесь.

Крым

Через каких-то тридцать-сорок минут наш автобус уже катил керченскими улицами. Сказать, что они разбиты – ничего не сказать. Ума не приложить, как двухполосные узкие перелатанные дороги справятся с летним ажиотажем, если таковой последует. Картины за окном напоминают кадры хроники периода освобождения полуострова от фашистской оккупации: обсыпавшиеся домишки и всеобщая разруха на фоне немецких указателей. Правда, теперь вывески – на украинском. Сразу на выезде из порта Крым путешествующие могут видеть огромный список достопримечательностей полуострова, выполненный по-украински и по-английски. В подавляющем большинстве случаев украиноязычные дорожные указатели.

Российские флаги – везде. На керченских хибарках в заросших садиках вдоль дороги из порта Крым, в селах на трассе Керчь – Симферополь, на входах в учреждения и организации. Имя Путина у всех на устах: местные жители благодарны ему за защиту от бандеровцев и «Правого сектора», которые, по всеобщему мнению, непременно пришли бы в Крым с кровопролитными целями, если бы не вежливые люди. Выступления Путина закачивают в планшеты и слушают в дороге – мне посчастливилось запечатлеть такую картину на своем же рейсе, и после приходилось видеть подобное. Логичного объяснения этому явлению не нашел, только иррациональное – ведь благодарность благодарностью, но голливудский блокбастер в общем и целом интереснее.

Прощаясь на феодосийском автовокзале, один из моих попутчиков, которые ехали со мной из самого Петербурга, пожал мне руку со словами: «Ты ж смотри, пиши объективно – пусть все едут к нам на отдых!». Я и пишу: вода в кране в Феодосии есть, она даже лучше прежней, днепровской. Рынок заполнен отменными продуктами, особенно хороша домашняя молочка. Море чистое: на рейде ни одного танкера. Знаменитый Золотой пляж покрыт маками. До Коктебеля еще не добрался, но думаю, что и там все готово к приему гостей. Словом, не прилететь в Крым, воспользовавшись дотациями на авиаперевозки и дешевыми билетами, было бы форменным идиотизмом. А вот проделанный мной путь могу рекомендовать только выносливым людям, остальные утомятся. Тридцать два часа на поезде плюс 7,5 – 12 часов на автобусе, да с дорожными сумками и чемоданами – не самое очевидное и дешевое удовольствие.

Источник:

И будет нечестным не написать еще про одно. Любовью к Путину общественные процессы не ограничиваются, и в атмосфере замечаешь напряженность. Крымчане, имеющие украинские корни или родственников на Украине и недовольные новыми границами (их очень немного, но они есть), теперь не особенно афишируют свое недовольство. Есть те, кто устанавливает тарелки для просмотра украинских каналов – большинство не понимает их мотивации. После одесских событий все, что связано с майданом, однозначно воспринимается как коричневая чума. По сути, Крым действительно стал островом, в местном общественном сознании за Перекопом земли больше нет – там украинский нацизм и дымящиеся человеческие гекатомбы. Границы пролегли между людьми, и это чувствуется.

PS: Моя соседка, забежавшая на огонек, поведала, что ее подруга отказалась от общения: «Ты предала нашу родину, Украину!». «Ну и пожалуйста, ну и не надо! – соседка обиженно дует на горячий чай. – Хорошо еще, что она моей девичьей фамилии не знает, вообще бы весь мозг вынесла!»

Соседка родилась на Западной Украине. До замужества ее звали Люда Майданская.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях