Бывшие совладельцы "Ленты" заявляют о выходе на ритейлерский рынок Петербурга нового игрока. ООО «Биг Бокс» планирует построить 14 торговых центров, где будут самые дешевые товары среди торговых сетей, и провозглашает планы довести долю продукции местных производителей до 100%. Эксперты считают заявление популизмом – сельское хозяйство Северо-Запада не в состоянии обеспечить продуктовую линейку полноценного гипермаркета.
В Петербурге начато строительство новой торговой сети – компании «Биг Бокс». Сегодня в основание одного из первых торговых комплексов сети на Пулковском шоссе с помпой заложили первые камни. Бенефициарами выступают Дмитрий Костыгин и Август Майер, ранее участвовавшие в капитале «Ленты». Продав в 2011 году 42% капитала в этой торговой сети, сейчас они заявляют, что намерены открыть в городе ритейлера с принципиально новой стратегией бизнеса. Планируется и открытие нескольких торговых центров в Москве.
Генеральный директор «Биг Бокса» Сергей Шкабаров позиционирует компанию как «жесткого дискаунтера», объявив, что на рынок сеть намерена пробиваться в первую очередь за счет беспрецедентно низкой наценки на товары. Если средние торговые наценки в России равны 25-30%, а минимальная накрутка в крупных торговых сетях страны не падает ниже 18-20%, то «Биг Бокс» обещает ограничить их 8-9% для оптовых покупателей и 10-12% для физических лиц. В ассортименте будут только товары повседневного спроса. Количество товарных единиц будет ограничено до 3,5-4 тысяч позиций, из которых 40% будет приходиться на промтовары, а 60% на продовольствие. (Для справки: по данным гендиректора ИА "INFOLine" Ивана Федякова, продуктовая линейка "Ленты" сегодня – около 20 тысяч наименований товаров; такие ритейлеры, как "Ашан" и "Окей" предлагают клиентам от 40 до 60 тысяч товарных позиций). Сознательное ограничение ассортимента, по задумке руководства "Биг Бокса", должно ускорить обороты продукции, доведя ее до 26 циклов полной смены товарных запасов в год.
Торговые площади «Биг Бокс» намеревается построить на границе города и выездных внутригородских транспортных узлах. В компании главной причиной этого называют желание не перегружать и так забитый центр города. Эксперты в свою очередь говорят о дефиците земельных участков под застройку на территории Петербурга.
В течение четырех лет компания собирается ввести в эксплуатацию 14 торговых центров: четыре построить в этом году, столько же – в 2015 и 2016 годах. В 2017 году завершится строительство последних двух торговых центров. Для строительства первых четырех магазинов компанией выкуплены земельные участки на Пулковском шоссе, Пискаревском и Шафировском проспектах и Софийской улице. Торговый центр на Пулковском шоссе должен открыться в начале ноября 2014 года.
Когда строительство ритейлерской сети год назад было одобрено на Совете по инвестициям при губернаторе, планировалось, что объем инвестиций в проект составит 12 млрд рублей. На сегодня сумма капиталовложений рассчитана инвесторами в размере 16 млрд рублей. По словам председателя инвестиционного комитета Петербурга Ирины Бабюк, к концу строительства инвестиции достигнут планки в 20 млрд рублей. Глава комитета отметила, что проект получит статус стратегического.
Амбициозными выглядят планы компании по работе с поставщиками продукции. «Мы планируем довести долю местных производителей до 100% от всех наших поставщиков», – заявил Сергей Шкабаров.
Несмотря на относительную дальность расположения торговых центров, в компании рассчитывают на пенсионеров как на одну из целевых потребительских групп. Шкабаров считает, эту возрастную категорию привлекут низкая цена и доступность товаров. К открытию торговых центров в компании обещают разработать «эксклюзивный сервис для членов клуба». В чем именно он будет заключаться, директор «Биг Бокса» рассказать до времени отказался.
Иван Федяков отмечает, что инвесторами проекта выступают опытные профессионалы, которые вывели на рынок одну из наиболее эффективных ритейлерских сетей в России. При этом заявленную Сергеем Шкабаровым цель по максимизации товаров местных производителей в продуктовой линейке "Биг Бокса" эксперт назвал популизмом.
«Существует целый ряд товаров, которые в регионе не производятся. А представить себе современный гипермаркет, например, без оливкового масла или бананов, которые в Ленобласти не выращиваются, не представляется возможным. Если под местным производителем подразумеваются не региональные, а российские компании, цель компании становится более реалистичной. Но заменить импорт полностью не получится все равно. Зарубежные товары либо на голову превосходят отечественные, либо аналогов на внутреннем рынке попросту не существует. В Европе и США сети строились на плечах мощных местных производителей, в России все наоборот. Поэтому низкую наценку можно обеспечить только одним способом – прямым импортом иностранной продукции. Для этого у компании должны быть серьезные логистические мощности. Если на Западе такие структуры на рынке существуют, в наших условиях логистикой занимаются сами ритейлеры», – объясняет Федяков.
Важным риском для новой сети он считает и изменения в налоговом законодательстве. С начала года налог на имущество рассчитывается не по балансовой, а по кадастровой стоимости, более приближенной к рыночной цене торговых площадей. "С 2016 года налог на имущество составит 2% от кадастровой стоимости. Средняя кадастровая цена торгового центра составляет 500 млн рублей. Таким образом, компаниям придется отчислять в бюджет около 10 млн рублей. Крупный ритейлер может отбить эту сумму за несколько рабочих дней, а в некоторых ситуациях даже за день. Но это возможно только для сетей с наценкой порядка 20%. Дискаунтеру придется в несколько раз увеличивать свои обороты по сравнению с конкурентами", – сказал Федяков.
Руководитель отдела исследований рынка недвижимости Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев считает реальными шансы на то, что новый игрок займет на рынке Петербурга свою нишу. С учетом того, что действительно привлекательные места под гипермаркеты в основном уже заняты, а также то, что сегмент более «респектабельных» гипермаркетов имеет более жесткую конкуренцию, то развитие в нише «жесткого дискаунтера» выглядит целесообразным. При этом ограничение товарного ассортимента, а он предполагается существенно более узким, чем у потенциальных конкурентов («Ленты» и «Карусели»), должно позволить достичь запланированных показателей по циклам смены товара», – уверен эксперт. Среди основных конкурентов он отметил. При этом благодаря низкой цене продукции «Биг Бокс» будет конкурировать и с мелкооптовыми рынками Северной столицы.
Герман Костринский для "Фонтанка.ру"