Общество Марат Гельман: Искусство спасет города (фото)

Марат Гельман: Искусство спасет города (фото)

536
Марат Гельман: Искусство спасет города (фото) | Источник: Сергей НиколаевМарат Гельман: Искусство спасет города (фото) | Источник: Сергей Николаев
Источник:
Сергей Николаев

Галерист Марат Гельман возглавляет жюри экспериментального конкурса фестиваля «Послание к человеку». Для того и приехал в Петербург. Но фестивальной программой ограничиваться не стал и пошел в народ. В массы он принес знание о вехах искусства, его использовании, городском маркетинге и бизнесе по обслуживанию свободного времени.

Открытая лекция галериста была назначена на глубокий вечер вторника, 24 сентября. Но, несмотря на пробки, Гельман не опоздал. В небольшой читальный зал (забитый к тому времени до отказа) книжного магазина, что расположен в доме 15 по набережной Фонтанки, вошел даже чуть раньше анонсированного времени.

- А какая у нас аудитория? - с порога спросил он.
- 16 плюс, - раздалось в ответ.

Источник: Сергей НиколаевИсточник: Сергей Николаев
Источник:
Сергей Николаев

Марат Гельман улыбнулся и начал говорить. Так тихо, что аудитория едва дышала, вслушиваясь в слова. Галерист сразу предупредил: лекций не пишет, потому будет, скорее, рассуждать. Так и вышло. Но сначала он попросил подписать петицию в поддержку Надежды Толоконниковой, накануне объявившей голодовку.

«Искусство используют, оно является неким инструментом для... Но когда начинаешь говорить об этом вслух, художественное сообщество встает на дыбы и говорит, что это не так», - вступил Гельман.

Позицию обосновал. Мол, есть несколько примеров. Привел один: во время Французской революции пришли в Лувр и увидели невиданную доселе роскошь и величие. Но, «в отличие от талибов», разрушать не стали. Чтобы народ смог любоваться прекрасным. «Так появился первый музей. Второй музей, в Лондоне, появился для развлечения, чтобы рабочие меньше пили», - развил мысль галерист. И рассказал о трех типах взаимоотношений художника, как представителя искусства, с окружающей действительностью.

Первый — с властью, где «большие традиции взаимодействия еще с советских времен». «Была лужковская модель, когда градоначальник сам приближал искусства. Такая система отношений архаична и не соответствует времени, - рассуждал Марат Гельман. - Вторая, условно «матвиенковская», - это лояльность. Третья — советская, когда власть относится к искусству как к идеологическому подразделению. Сейчас именно она становится основной, власть считает себя старшим партнером».

Второй тип отношений, по мнению галериста, - с бизнесом, где «тоже не безоблачная ситуация» и основной критерий «сделайте нам красиво». Третий, основной на данный момент, партнер художника — город.

Дальше Марат Гельман перешел к художественным эпохам: «До Второй мировой войны ценностью обладали только вещи, которые были созданы людьми уже ушедшими. Музеи не могли влиять на художественную жизнь. Музеи современного искусства - некая гарантия попадания в будущее. Появилось понятие актуального искусства. Тот художественный мир, с которым мы имеем дело, радикально отличается от мира, существовавшего ранее».

«Во время создания Силиконовой долины ученые встретили бизнесменов. Сейчас художники становятся главными фигурантами новой экономики. Банальные цифры: в мировой экономике сельхозпроизводство занимает 4%, а культура - 7%. В стоимости мебели 70% - это дизайн и маркетинг. На культурное потребление семья в среднем тратит 17 % бюджета».

Отсюда важным и для городов, которые борются за туристов и жителей, и для искусства становится бизнес по обслуживанию свободного времени. «За 100 лет мы начали в три раза меньше работать, - говорит Гельман. - С этим временем нужно что-то делать. В этом бизнесе культура является основным поставщиком. Посмотрите, Apple судится с Samsung не по поводу начинки или программ новых продуктов, а из-за дизайна».

У России проблемы: «Мы попали в глобальную экономику в тот момент, когда она была уже сформирована. На нас не рассчитывали, да и мы оказались не приспособлены. А ведь стоимость работ, созданных Пикассо, больше, чем капитализация «Газпрома». Город - основной партнер для художника. Чем быстрее мы осознаем эту реальность, тем более прорывным будет новое время. Единственный способ выиграть — создать условия для искусства. Число населенных пунктов в мире сократится вдвое за 15 лет. Город сейчас должен конкурировать за творческий ресурс. Но осознание этого приходит не к тем, кто принимает решения. В России просто мобильность населения не очень высокая, это пока спасает. В Перми 64% населения от 18 до 30 лет хотят уехать. 40% молодых людей хотят уехать из родного города, если это не Москва».

Закончились рассуждения Гельмана традиционными вопросами из зала. Зрителей к тому моменту стало меньше, но ненамного. Большинство интересовались взаимоотношениями церкви и искусства. Рассуждать на эту тему галерист долго не стал, ограничившись утверждением о том, что 60% произведений искусства действительно созданы на религиозную тематику. Спрашивали лектора и о современном искусстве, которое для него оказалось «наиболее интересным, потому что не требует дополнительного финансирования». Почти 1,5-часовая лекция Марата Гельмана, кажется, удовлетворила слушателей. Расходясь в ночь, молодые люди не высказывали недовольства. Некоторые даже испрашивали разрешение на публикацию выдержек в социальных сетях.

Мария Цыганкова,
"Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5