Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Образ жизни До скольких лет водить детей за ручку?

До скольких лет водить детей за ручку?

11 349
Источник:

Еще совсем недавно родители отпускали детей одних в школу чуть ли не с первого класса. А еще и во двор, и на дополнительные занятия, в кружки-секции — через весь город, посылали в магазин за хлебом... Пришли иные времена: некоторые родители, боясь за детей, водят их в школу чуть ли не до подросткового возраста. Но ведь приучать детей к самостоятельности все равно придется. Как? С какого возраста?

Приучать «быть большим» постепенно

Главное, как сделать так, чтобы и родители не переживали, и дети себя чувствовали в безопасности?

«Ребенок учится самостоятельности постепенно, — считает физиолог, психолог, доктор наук, академик РАО Марьяна Безруких. — Невозможно сделать это в один момент. Вот до 9 лет все под контролем: уроки, портфель, одежда, прогулки, тренировки, все. А в 11 вы говорите: ты вырос, ты должен стать самостоятельным. Все равно придется начинать с мелочей и постепенно прибавлять те зоны ответственности, которые уже ребенку доступны. Ответственность за себя и свои поступки он может нести лет с 9–10. Это как раз тот возраст, когда формируется произвольная регуляция собственной деятельности, когда он может осознанно управлять своими поступками».

С этим согласна и детский психолог Елена Яковлева: «Ребенок — это личность, которой вы должны помочь состояться. Сам собой он не повзрослеет, особенно если относиться к растущему человеку как некоторые мамы — в животном страхе за детей, стремясь уберечь их от возможных неприятностей, ходящих за ними по пятам, отслеживая и оценивая каждый их поступок, предупреждая все желания, отсекая контакты, которые кажутся им неправильными... Они попросту берут жизнь своих детей на себя».

Но как найти золотую середину?

«Защищая ребенка, с одной стороны, от проблем, мы создаем другие проблемы, — продолжает Марьяна Безруких. — Взрослые, активно опекая ребенка, снимают ответственность с него за все действия, поступки и решения и берут эту ответственность на себя. Приучать к самостоятельности можно только постепенно, с малого. То, что он боится ездить в школу или на тренировки один, по-видимому, связано с тем, что вы сопровождали его, и, возможно, много рассказывали о негативных ситуациях. Может быть, и запугивали. Попробуйте начать с чего-то одного: части дороги в школу, части дороги с тренировки, когда вы его встречаете на полпути. И конечно, любую ситуацию, которая вызывает тревогу у ребенка, нужно проговаривать, обсуждать, чтобы понять, что именно его тревожит».

То есть начните встречать ребенка из школы не у дверей, как вы это делали раньше, а на расстоянии 200 метров или ожидая за углом. Утром отпускайте его за 200–300 метров от школы, и пусть он дальше идет сам. Когда вы убедитесь, что ваш ребенок с этим вполне справляется, понемногу увеличивайте расстояние.

Посылайте его за хлебом в магазин, находящийся в соседнем доме. Или поручите ему гулять с собакой. Пусть он прогуливается с той стороны дома, куда выходят окна вашей квартиры, чтобы ребенок был в зоне видимости. И разумеется, у него всегда должен быть при себе исправный, заряженный телефон.

Научите не бояться, но остерегаться

Говоря о мерах безопасности, не надо нагнетать атмосферу, запугивать ребенка всякими страшилками. Этим вы добьетесь не самостоятельности, а лишь обратного эффекта. Вместо этого спокойно выработайте алгоритм действий, затем вместе с ребенком доведите его до автоматизма.

«Когда мы, взрослые, все время слышим о бесконечных трагедиях, опасностях, проблемах, с которыми сталкиваются люди, нам тоже становится страшно, — продолжает Марьяна Безруких. — И взрослые не менее запуганы, чем дети. Но говорить об этом нужно без трагических ноток в голосе, без переноса конкретной ситуации на ребенка: "Вот ты меня не слушаешься, и с тобой может случиться то же самое, что случилось с этой девочкой или с этим мальчиком". Необходимо спокойно и многократно обсуждать ситуации, которые могут быть опасными для ребенка. Важно выбрать время, когда взрослый спокоен, когда ребенок спокоен. Ни в коем случае нельзя делать это, увязывая с ситуацией на экране телевизора, с выступлением по радио, с фотографией в газете. Старайтесь не показывать ребенку ваше волнение, потому что ваша тревога передается ему. Наоборот, хвалите его за самостоятельность. Конечно, он должен знать о том, как поступать в опасной ситуации, и понятно, что теперь телефон позволяет ее контролировать. Ребенок должен знать, что он может позвонить вам в любое время, даже если ситуация не критичная, просто если его что-то тревожит».

Отработайте с ребенком формулы общения с незнакомыми людьми. Если к вашему чаду обращается неизвестный человек и что-то предлагает, ребенок должен научиться спокойно и уверенно отклонять эти предложения: «Я отказываюсь», «Мне запрещено» — без объяснения причин и продолжения диалога. Если незнакомец предлагает конфеты, сладости, игрушки, обещает показать кошечку, собачку — то же самое: «Я отказываюсь, мне запрещено». Или вот еще хорошая формула: «Я сейчас встречаюсь с папой, он звонил и уже идет мне навстречу».

Если незнакомец кажется ребенку навязчивым, можно обратиться за помощью к полицейскому, военнослужащему. Еще лучше, если ребенок сразу зайдет в магазин, булочную, аптеку, почту — любое учреждение, которое попадется на его пути. Незнакомец побоится туда войти и прекратит преследование.

Запретите сыну или дочке ходить по безлюдным местам. Пусть ребенок не стремится сократить дорогу: лучше пусть она будет длиннее, зато будет пролегать по многолюдным, хорошо освещенным улицам.

Приучите ребенка не открывать дверь никому, даже если звонящий представляется почтальоном, сантехником, полицейским, кем угодно. В случае, если звонящий навязчив и требователен, приучите ребенка отвечать, что он сейчас позвонит маме, папе (в крайнем случае, в полицию). Или, если ситуация действительно безотлагательная, пусть он предложит звонящему прийти вместе с соседом, которого ребенок хорошо знает.

Потренируйтесь с ребенком, пусть он выучит все эти формулы, доведет их до автоматизма. Это нужно для того, чтобы в любой момент он мог спокойно, без напряжения их повторить. Главное, объясните, что в любой ситуации пугаться не стоит, надо лишь применить уже знакомый, отработанный алгоритм действий.

«Надо перестать водить за руку, — считает Марьяна Безруких. — Учить смотреть по сторонам, учить переходить улицу, ходить в толпе людей, входить в вагон метро и выходить из вагона, входить в трамвай и выходить из него. Всему учить и все проигрывать многократно. При этом не запугивать и ни за что не ругать».

Если вы вынуждены часто отпускать ребенка одного (в школу, в кружки, на различные занятия и т. д.), то можно применить дополнительные меры защиты. В частности, установить на его телефон так называемую «тревожную кнопку». Ее часто ставят на телефоны одиноких пожилых людей, но можно поставить и на мобильник ребенка. Есть фирмы, которые оказывают эту услугу. Специалисты фирмы запрограммируют одну или несколько клавиш телефонного аппарата для вызова call-центра. Нажав тревожную кнопку, ребенок в экстренной ситуации быстро получит помощь, независимо от того, где он находится: дома, на улице, на даче и т. д.

Ну и конечно, вы должны знать все контакты ребенка: телефоны его друзей, а также телефоны их родителей. Возможно, они вам не понадобятся, но на всякий случай иметь их необходимо.

Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях