Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Максим Мейксин: Догнать и перегнать Китай

Максим Мейксин: Догнать и перегнать Китай

885
www.kirovsk-reg.ru
Источник:

«Фонтанка» побеседовала с председателем комитета по промышленной политике и инновациям Максимом Мейксиным. Руководитель созданного 1 января 2013 года ведомства рассказал об идее строительства бизнеса «под ключ», о планах достичь темпов роста китайской экономики и о перспективах изобретения петербургскими учеными лекарства от рака. Корреспондент застал Максима Мейксина за рабочим столом в десятом часу вечера, когда чиновник только закончил совещание.

«Фонтанка» побеседовала с председателем комитета по промышленной политике и инновациям Максимом Мейксиным. Руководитель созданного 1 января 2013 года ведомства рассказал об идее строительства бизнеса «под ключ», о планах догнать и перегнать Китай и о перспективах изобретения петербургскими учеными лекарства от рака.

Максима Мейксина корреспондент «Фонтанки» застал за рабочим столом в десятом часу вечера. Несмотря на поздний час, чиновник только закончил совещание.

- Вы всегда работаете допоздна или сейчас особенно напряженный период в работе ведомства?

- Сейчас в приоритете комитета выполнение порядка 40 задач, которые надо оперативно решать. Если в конце года мы очень много времени посвятили подготовке к реорганизации КЭРППиТа, нужно было разделить задачи, полномочия, подготовить к работе новые комитеты, то сейчас пришло время активно работать над их исполнением. Промышленники города ждут от нас важных решений, с которыми стоит поторопиться.

Например, еще перед Новым годом состоялось координационное совещание по возрождению в Петербурге Промышленного совета. И сейчас идет подготовка к его первому заседанию. Нам необходимо подготовить соответствующее постановление правительства Петербурга, утвердить состав совета. Ожидаем, что в него войдут не только представители власти, но и ведущие промышленники города, общественные организации, эксперты.

Уже определено, что руководить советом будет вице-губернатор Игорь Голиков. Планируем, что первое заседание Промышленный совет проведет уже в марте. И надеемся, что на нем состоится хороший диалог между властью и промышленниками.

- Бизнесмены обычно сетуют именно на отсутствие этого диалога с властью. Стоит ли им надеяться на то, что их проблемы все же будут услышаны?

- Безусловно, мы настроены на эффективное взаимодействие. Общение с промышленниками порой выявляет просто вопиющие административные барьеры, которые, разумеется, нужно снимать, и срочные вопросы, которые необходимо решать.

Выясняются, по сути, курьезные вещи: к примеру, в нашей стране до сих пор действуют устаревшие СНиПы, которые обязывают промышленные предприятия соблюдать правила светомаскировки. Для этого заводы должны регулярно закупать огромные полотнища защитных тканей, чтобы в случае возникновения угрозы с воздуха, замаскировать ими предприятие. И руководители, которых регулярно проверяют на соответствие всех существующих норм и правил, вынуждены постоянно тратить деньги на эту светомаскировку. Совершенно ясно, что в XXI веке при наличии GPS-координат обычная тряпка ни от чего не защитит. Тем не менее, предприятия тратят на нее миллионы рублей.

Также странно, на наш взгляд, выглядит требование архитектурных властей города о согласовании внутрипроизводственных фасадов предприятий. Понятно, что внешние фасады — это лицо города, и оно должно выглядеть презентабельно. Но заставлять промышленников опять же вкладывать немалые деньги в согласование вида фасадов производственных, обращенных на внутреннюю территорию, - мера, по нашему мнению, избыточная.

К слову, это лишь несколько примеров. На самом деле таких вопросов, которые промышленники задают властям, масса.

Пока у нас действуют устаревшие или избыточные нормы регулирования, предприятия несут лишние расходы, которые в итоге ложатся в себестоимость продукции, ее конечная цена возрастает и делает товар менее конкурентоспособным на рынке.

Так что одна из наших целей — снять административные барьеры, постараться не мешать бизнесу развиваться.

- Когда власть не мешает бизнесу — это хорошо, но остается вопрос, будет ли город бизнесу еще и помогать?

- Да, разумеется, мы продолжим успешные проекты в области субсидирования, развития промышленных предприятий. Впрочем, структура расходов на реализацию этих программ может быть изменена.

Как известно, КЭРППиТ в прошлом году стал одним из самых плохих исполнителей бюджета. Но не потому, что чиновники не успевали реализовывать бюджетный план. Просто после того, как в комитет на должность председателя пришел Игорь Голиков, он провел анализ эффективности расходования средств. И выяснилось, что часть выделяемого финансирования не оправдывает себя. Мы сделали вывод, что лучше допустим недорасход, и нас поругают за неисполнение бюджета, но мы сэкономим довольно существенные деньги для города, которые можно будет направить на более значимые и необходимые инструменты поддержки.

В этом году мы готовы увеличить финансирование тех программ, которые хорошо отработали. К примеру, в прошлом году шикарно сработало субсидирование процентной ставки по лизингу оборудования. Мы считаем, что это направление нужно расширять, так как оно отвечает целому ряду требований. Новое оборудование создает новые рабочие места, повышает эффективность производства. Более того, механизм этой программы максимально прозрачен. Тут нет никаких подводных камней.

Хорошо себя показала программа по переподготовке и обучению кадров для промышленности. Там также все предельно понятно и прозрачно. Вузы и средние специальные учреждения, которые готовят профессионалов для наших предприятий, могут претендовать на городские субсидии для расширения образовательных программ, увеличения количества учащихся по специальностям, востребованным в экономике.

- А новые программы поддержки появятся?

- Сейчас мы трудимся над формированием новых промышленных зон в городе, в том числе и частных. Речь идет о том, что город будет сам организовывать юридическое лицо, которое станет собственником участка земли, проведет к нему коммуникации, подготовит площадку. А затем Петербург выставит эту готовую фирму на продажу. И инвестору останется только выкупить компанию с правами на землю и построить производство. Это что-то вроде бизнеса «под ключ». Надеемся, предпринимателей такая возможность заинтересует.

Догнать и перегнать Китай

- Вы не так давно приступили к работе с петербургской промышленностью. Как бы Вы охарактеризовали ее состояние в целом?

- В целом я бы оценил ситуацию как довольно позитивную. Понятно, что у всех предприятий одинаково хорошо дела идти не могут. Какие-то отрасли развиваются более динамично, какие-то более инертны. Тем не менее, в городе появляется много новых ультрасовременных производств. Буквально на днях делегация во главе с вице-губернатором Игорем Голиковым побывала в биофармацевтической лаборатории завода «Биокад» в «Нойдорфе». Я был приятно удивлен тем, как развивается это производство. Многое из того, что нам показали — это совершенно фантастические вещи, многие из которых пока находятся за гранью понимания.

Успешно развивается производство суперсовременной радиоэлектроники на предприятии «Авангард». А завод «Климов» впервые с момента распада СССР восстановил российскую компетенцию на производство двигателей для самолетов МиГ. В мае 2013 года должно открыться их серийное производство.

- Если все так позитивно, почему же статистика промпроизводства за 2012 год показала рост всего на 4,3%, тогда как годом ранее рост ИПП превысил 10%?

- Мы считаем, что 4,3% - хороший показатель. Да, в 2011 году был существенный рост, но пока экономическая реальность такова, что мы не можем каждый год демонстрировать такие темпы. Тогда мы наблюдали рывок. В 2012-м ожидали, что будет провал, но когда увидели цифры, то обрадовались. Наши показатели выше среднероссийских, выше, чем в Ленобласти, несмотря на то, что там дешевле ресурсы.

Конечно, было бы прекрасно, если бы экономика росла по 10% в год, а за 10 лет удваивалась...

- … Но мы не Китай, и надо уже к этому привыкнуть.

- Мы можем достичь темпов роста китайской экономики и даже обогнать ее. Нам нужно всего лишь заниматься своим делом, верить в возможности и заниматься инновациями.

Промышленность остается в центре

- Губернатор Георгий Полтавченко заявил, что в развитии экономики города делает ставку именно на промышленность. Но до сих пор остается вопрос: как и где будут развиваться петербургские предприятия? На существующих площадках, в том числе в центре города, или, как планировала предыдущая администрация, на окраинах, в промышленном поясе?

- Политика вывода предприятий из города требует скрупулезного подхода. Понятно, что старым и экологически неблагополучным предприятиям не место в центре, тем более в исторической части. При этом совершенно ясно, что вывозить на окраины такое, например, предприятие как Гознак, просто нельзя. Это традиционное, историческое производство, которое уже стало визитной карточкой города.

Но и с теми предприятиями, которые можно выводить за пределы центра, тоже нужно поступать осторожнее. Постепенный переезд заводов, замечу, длится в Петербурге уже около 15 лет. И за это время транзитные потоки населения увеличились в несколько раз. В том числе за счет того, что предприятия «уезжают» из районов проживания своих же работников. И люди, которые раньше ходили на работу пешком, теперь вынуждены преодолевать большие расстояния. Возрастает нагрузка на дороги, общественный транспорт, метро. И дополнительно усиливать эту нагрузку своими руками мы считаем нецелесообразным. Если вывести абсолютно все производство поближе к КАД, мы вместо экологического благополучия получим транспортный коллапс.

- Не в этой ли связи замороженными оказались планы по переводу верфей, которые сейчас занимают территории в центре Петербурга, в Кронштадт?

- Пока планы действительно немножко притормозились, но по иной причине. Нужно понимать, что есть проекты, которые государство обязано планировать, пусть даже их реализация состоится не в пределах ближайшего будущего.

Зарезервированная площадка на острове Котлин, возможно, единственная в акватории Финского залива, которая подходит для строительства новой верфи такого уровня. Там сложились все условия — нужная глубина, хорошее транспортное сообщение, кадровый потенциал жителей Кронштадта. И если использовать эту территорию под другой проект, то найти аналогичную площадку будет довольно сложно. Альтернативу может предоставить разве что развитие судостроительного предприятия на базе завода «Северная верфь».

Отмечу, что, так или иначе, для города важно, чтобы на его территории появилось мощное современное предприятие судостроительной отрасли.

- Более того, у города есть заинтересованность в площадях Ново-Адмиралтейского острова, с которого в Котлин должны переехать Адмиралтейские верфи. Не так ли?

- Это, скорее, коммерческие интересы некоторых участников рынка. Но пока я бы не советовал им торопиться с планами освоения этой территории. В городе есть еще много красивых мест, где можно построить прекрасное жилье или офисные здания. Надо помнить, что если убрать из города все производство, то и жилье будет не нужно. Ведь жителям просто будет негде работать.

В Петербурге могут изобрести лекарство от рака

- Вторая зона ответственности вашего комитета — инновации, которые пока для обывателей остаются чем-то весьма загадочным. О реальных изобретениях родом из Петербурга известно крайне мало. Создается впечатление, что на этом поприще мы не сильны...

- Я искренне считаю, что это не так. На самом деле в Петербурге регистрируется масса изобретений, полезных инноваций, выдается очень много патентов.

Но надо понимать, что по сути инновации бывают разные. Это новинки именно для нашей страны. Отечественные аналоги продукции, которая уже производится за рубежом, но в России не выпускается. Мы содействуем такому виду нововведений. Но полагаем, что это не основной вектор развития.

На самом деле, у нас есть возможности производить мировые инновации, уникальные вещи, аналогов которым нет.

- И в какой области нам стоит ожидать таких мировых инноваций?

- В сферах, в которых мы исторически сильны. Это аэрокосмическая отрасль, радиоэлектроника. Также большие достижения у современных петербургских предприятий в области IT-индустрии.

Полагаю, что у нашего фармацевтического кластера хорошие возможности для внедрения такого рода инноваций. Скажем так, я не буду удивлен, если сотрудники петербургских лабораторий придумают лекарство от рака или другой смертельно опасной болезни.

- Это все же надежды на будущее, а есть ли те изобретения, которые уже внедряются в жизнь?

- Одна из инноваций, которая сейчас проходит тестирование — это новый модификатор топлива. Автор этого изобретения уверяет, что его прибор поможет существенно экономить топливо. Мы уже договорились с комитетом по транспорту, который будет это изобретение пробовать на городских автобусах. Если этот модификатор покажет свою эффективность, это может стать настоящим прорывом и позволить существенно экономить, сокращать затраты города на заправку общественного транспорта. Возможно, в будущем этот прибор будет интересен и автомобилистам.

Еще одно новшество, которое тестируется в настоящее время в Петербурге — это суда, корпус которых сделан не из металла, а из композитных материалов. Возможно, это новое слово в судостроении. Изобретение композитного материала, из которого можно строить корабли, может стать настоящим прорывом в этой отрасли. Пока отрабатывается технология, строятся модели, но если они покажут свою эффективность, мы сможем продавать эту новейшую технологию всему миру или строить абсолютно уникальные суда и для нашего флота, и на экспорт. Они будут отличаться совершенно новыми качествами. К примеру, будут недоступны для существующих радаров.

Есть еще сотни примеров инноваций, внедрение которых в жизнь мы собираемся поддерживать.

Петербург — не банановая республика

- В свое время в КЭРППиТ говорили о необходимости перевода на налоговый учет предприятий автокластера с целью получить в бюджет Петербурга доходы от налогообложения не только производства, но и продаж автомобилей. В каком состоянии сейчас эти переговоры?

- На мой взгляд, эту работу нужно вести не только с предприятиями автокластера. Если производство находится в Петербурге, а штаб-квартира компании в Москве - это несправедливо. Понятно, что мы единая страна, но Петербургу хотелось бы получать максимум налогов от своих предприятий здесь.

Сейчас на всех встречах с производителями мы будем этот вопрос поднимать. Разумеется, это не требование, а лишь предложение, но мы ожидаем положительной реакции бизнеса.

- Это касается только налогоплательщиков, зарегистрированных в других регионах страны? Или речь идет также о тех предприятиях, которые имеют прописку в офшорах?

- Конечно, нам также интересно, чтобы предприятия, которые работают в Петербурге и зачастую просят помощи у властей, не были зарегистрированы в офшорных экономиках. Мы не очень понимаем, зачем нам оказывать поддержку тем предприятиям, которые вообще не платят налоги в Петербурге или платят их от небольшой части своей деятельности. Владельцы этих предприятий должны понимать, что если ты хочешь, чтобы город процветал, то нужно платить в казну. Это принципиальный вопрос, который мы будем решать.

В рамках действующего законодательства мы не можем заставлять предприятия деофшоризироваться. Однако мы декларируем, что будем активно содействовать тому бизнесу, который платит налоги в Петербурге, и «просто содействовать» всем остальным.

В конце концов, мы же не банановая республика, на которой можно заработать, а потом сбежать. Мы хотим, чтобы здесь, в России, в Петербурге, было хорошо и комфортно жить.

Беседовала Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5