Выставки ICONS («Иконы») Марата Гельмана в Петербурге не будет. Руководитель фонда - организатора экспозиции Виталий Рицци попросил галериста перенести ее открытие на конец 2013 года. Но художник не готов выставляться на таких условиях и заявил о давлении на галерею Rizzordi. Как выяснила «Фонтанка», политические риски Рицци невыгодны: он сын высокопоставленного смольнинского чиновника и постоянный подрядчик возглавляемого им ведомства.
Обращение от 15 октября 2012 года за подписью председателя правления фонда «Риццорди» Виталия Рицци с просьбой о переносе скандальной ICONS на конец 2013 года Марат Гельман разместил в своем блоге в «Живом журнале». Сторона-организатор предложила оставить в силе все достигнутые к этому моменту договоренности. «К сожалению, в настоящее время в городе сложилась крайне неблагоприятная атмосфера для проведения вышеуказанной выставки», - говорится в послании.
Ответ Марата Гельмана (посредством того же ЖЖ) не заставил себя ждать. Галерист утверждает, что идея об организации «Икон» в Петербурге принадлежала Виталию Рицци. Причем все расходы по проведению выставки председатель правления фонда «Риццорди» предполагал взять на себя. Открыться она должна была 15 ноября в галерее на Курляндской. Теперь же в результате решения, принятого «в ущерб художественной среде города, выставка «не переносится, а отменяется».
«Я вообще не люблю повторять выставки. Люблю делать новые, но так получается, что и западные институции, и наши просят меня или музей показать успешный проект у себя. Я всегда стараюсь не отказывать, считаю это своей миссией. Мои кураторские амбиции по отношению к ICONS удовлетворены в полной мере, тем более что поступило предложение сделать музей, основанный на ней идеологически», - отмечает Марат Гельман.
«В Питере я делал множество выставок. В Русском музее три проекта - «Оттепель», «Южнорусскую волну», «Динамические пары». На этих выставках были работы достаточно острые, - недоумевает галерист. - На других площадках делал выставку Врубеля и Тимофеевой «Евангельский проект». И выставку «Видение». В коллекции Русского музея 50 работ из моей коллекции - подарок. Среди них и Олег Кулик. Среди художников, которые являются принципиальными участниками пермского проекта РУССКОЕ БЕДНОЕ тоже есть питерцы: Флоренские, Петр Белый, Козин. Вообще, если говорить о радикальном искусстве, то в Питере работают сегодня очень радикальные: это группы "ПРОТЕЗ", "Паразит" и "ЧТО ДЕЛАТЬ"».
Атмосфера для открытия «Икон» в Петербурге и в самом деле не самая благоприятная. Православные активисты еще 21 сентября устроили стояние у Александро-Невской лавры и собрали 500 подписей против проведения экспозиции в городе на Неве. Правда, как заметил корреспондент «Фонтанки», значительная часть подписантов так и не осознала, против чего, собственно говоря, протест. Тем не менее обращение было передано главе города.
Президент культурного фонда «Rizzordi Art Foundation» Анна Шумилова заявила «Фонтанке», что причиной просьбы о переносе выставки «Иконы» послужило то, что организаторы не успели подготовить ее в срок.
«Даже даты, которые попали и фигурировали в СМИ, были предполагаемыми», - отметила она. Письмо, направленное в адрес Марата Гельмана, было максимально кратким, поскольку представители фонда уже обсуждали с ним вопрос о переносе выставки на будущий год. Кроме того, петербургские «Иконы» должны были отличаться от краснодарских и пермских, их предполагалось дополнить работами немецкого и ряда петербургских художников.
«Мы предлагали открыть экспозицию через год. Причина этого проста — до 2014 года у нас все залы заняты, будут лишь короткие перерывы на неделю - на смену полотен», - заявила Анна Шумилова.
Она также отметила, что формулировка о "неприязненной атмосфере" в городе появилась в письме галеристу, поскольку для «Риццорди» важно, чтобы люди приходили с позитивным настроем и проводили время на экспозициях в спокойной обстановке.
По сведениям галериста (ссылается на близкого товарища, одного из попечителей «Риццорди»), на Виталия Рицци было оказано давление с целью отменить выставку. Однако пресс-секретарь главы города Андрей Кибитов отверг эту информацию, посоветовав обратиться непосредственно в фонд «Риццорди». «Я об этом ничего не знаю и думаю, что это вряд ли было бы возможно», - заявил он «Фонтанке».
В то же время неудивительно, что фонд Rizzordi решил избежать политических рисков и перенести открытие выставки. По данным «Фонтанки», глава фонда Виталий Рицци является сыном главы Управления по туризму комитета по инвестициям и стратегическим проектам Марианны Орджоникидзе. По данным аналитической системы «СПАРК-ИНТЕРФАКС», он владеет некоммерческим партнерством «Ассамблея международного сотрудничества промышленников», которая периодически выигрывает тендеры комитета по организации участия комитета в международных туристских выставках.
Так, в 2011 году компания Виталия Рицци помогла ведомству представить Петербург на выставке во Франкфурте (контракт стоимостью 4,1 млн рублей), Дубае (4,7 млн). В 2012 году партнерство получило право отвезти делегацию комитета на выставку в Грецию (3,2 млн рублей), Париж (4,2 млн), Берлин (4,3 млн.), Токио (5 млн.), Пекин (5 млн), Москва (3 млн).
Одни из самых крупных заказов, полученных «Ассамблеей международного сотрудничества промышленников», исчисляются 13 миллионами рублей. В 2011 году эти средства были потрачены на создание Контакт-центра (не менее 30 специалистов) для туристов на русском и 7 иностранных языках. В 2012 году идентичная сумма ушла на то, чтобы в Петербурге опять дала о себе знать «Служба ангелов» - молодые люди в белом, оказывающие туристам помощь на улице. Видеть их можно будет, например, с 1 октября по 15 декабря на территории Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов.
Добавим также, что Виталий Рицци, по данным «Фонтанки», являлся советником спикера Законодательного собрания Петербурга Вадима Тюльпанова (эту информацию подтверждают и в городском парламенте).
Андрей Захаров, Мария Цыганкова, "Фонтанка.ру"
Православные не впервые обижаются на художников. Так, в 2007 году в Москве проходила выставка «Осторожно, религия!». Экспонаты на ней можно было увидеть, только поднявшись на специальную ступеньку и заглянув в дырочку в стене. Чтобы испытать моральные страдания, верующие приходили, вставали, заглядывали.
Выставку ICONS Марат Гельман в мае привёз в Краснодар. Там тоже РПЦ при поддержке казаков хватило одного названия, чтобы начать протестовать. Галерея всё равно открылась. Посетители были глубоко разочарованы: ничего эпатажного, оскорбительного, шокирующего в картинах и объёмных скульптурах на библейские сюжеты не нашлось. Разве что техника исполнения оказалась нетрадиционной для иконописи. В конце августа «Иконы» приехала в Пермь. Там тоже предвкушали скандал. Потом мэр города Игорь Сапко написал в «Твиттере»: «Заехали в музей современного искусства на выставку ICONS. Всё достойно и со вкусом... И почему в Краснодаре были проблемы;))».