«Лахта-центр» снова оказался в фокусе внимания. Общественные слушания по проекту планировки прилегающих к будущему комплексу кварталов собрали в администрации Приморского района около 500 человек. Выступления продлились три с половиной часа. Мнения собравшихся о проекте разделились примерно пополам.
«Лахта-центр» снова оказался в фокусе внимания. Общественные слушания по проекту планировки прилегающих к будущему комплексу кварталов собрали в администрации Приморского района около 500 человек. Выступления продлились три с половиной часа. Мнения собравшихся о проекте разделились примерно пополам.
Как выяснилось, перенос здания петербургского офиса «Газпромнефти» с Охты на Лахту смягчил не всех противников проекта. К возражениям против высоты будущего здания добавились новые аргументы – строительство транспортной и инженерной инфраструктуры слишком дорого обойдется городу, создание такого претенциозного сооружения неуместно на фоне нерешенных социальных проблем, да и геологическая структура земельного участка, отданного под застройку, вызывает опасения.
«Мы еще в 2005 году составили карту геологической опасности Петербурга, - сообщил геофизик Борис Дверницкий. – И этот участок относится к категории опасных – здесь находится точка максимального опускания земной коры. Поэтому строить здесь высотное здание – это закладывать мину под наше благополучие». «Мы предупреждали об этом вице-губернатора Метельского, но он нам ответил, что все в порядке», - добавил он и с горечью заключил: «Почему-то и город, и инвесторы для заключений о возможности строительства всегда привлекают «варягов», а своим специалистам не доверяют».
Слова о повышенных геологических рисках зал сомнению подвергать не стал, но не испугался. «Да, геология вызывает вопросы», - заявила Виктория Соснина, назвавшаяся жительницей Приморского района. «Но где Вы были раньше? Проект обсуждается не первый год, и почему-то никогда и нигде не было громких заявлений геологов о невозможности высотного строительства», -обратилась она к Дверницкому, но ответа не получила.
Позднее исполнительный Александр Бобков, директор ОДЦ «Охта», инвестора проекта, пояснил журналистам, что «на участке проведены все геологические, гидрологические и даже реологические (реология - раздел физики, изучающий деформации и текучесть вещества, в данном случае грунта – прим.ред.) исследования, - рассказал он. – Поэтому мы почти стопроцентно уверены в безопасности здания».
Депутата ЗакСа Бориса Вишневского заинтересовала финансовая сторона проекта. «Я обнаружил среди согласований письмо комитета по транспортно-транзитной политике, где говорится, что для реализации проекта необходимо за счет городского бюджета построить съезды с Приморского шоссе, две транспортные развязки и пешеходный мост. А сейчас как раз обсуждается бюджет на следующий год, и у меня пока нет никаких данных о том, что эти расходы в нем учтены», - заявил он.
В ответ Александр Бобков пояснил, что проект планировки территории «привязан» к существующему Генплану и выполнен с учетом планов по реконструкции Приморского шоссе. Что касается съездов, то здание комплекса будет находиться на расстоянии 70 метров от магистрали, поэтому городу придется построить три дороги – длиной 30, 40 и 70 метров. «А всю транспортную сеть на нашей территории и все инженерные коммуникации мы прокладываем за собственный счет», - пояснил он. Вопрос же пешеходного моста, как выяснилось, еще обсуждается с городским правительством, и пока неизвестно, появится ли эта переправа вообще.
Транспортную тему продолжил директор Центра общественных экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. Он обратил внимание сидевших в зале на то, что все будущие транспортные связи (в том числе и станция метро «Лахта», ввод которой в эксплуатацию запланирован на 2021 год) находятся за границами проектирования будущего общественно-делового комплекса «Газпромнефти» и относятся к зоне ответственности городских властей. «А если мы начнем строить дорогу, а деньги кончатся. И ее бросят?» поинтересовался он. – Что будет тогда?».
Аргументы встретили поддержку далеко не у всех сидевших в зале. «Да, власть всегда ворует, так всегда в нашей стране было, - выступила представляющая Университет культуры Янкина Татьяна. – И жителей никогда не спрашивали, на что надо тратить деньги. Но депутаты для того и существуют, чтоб контролировать расходы и следить, чтобы воровали меньше и строили то, что должны». Что касается рисков, связанных со строительством «Лахта-центра», то, по ее мнению, они пойдут и проекту, и стране только на пользу. «Раз есть проблемы с геологией, значит, будут развиваться технологии, которые позволят эти проблемы обойти», - заявила оратор под аплодисменты и смех зала.
По мнению неразборчиво представившегося представителя инжинирингового центра «Человек и природа», реализация этого проекта в преддверии наступающего кризиса попросту неуместна. «У нас в городе столько проблем, - высказал он свою точку зрения. – Промышленность почти полностью уничтожена, свалками завален весь город. Проблем море, а мы строим шикарный офисный центр и разрабатываем для него этот красивый и высокопрофессиональный проект планировки!»
«Причем строить его собирается не какая-нибудь частная фирма, заработавшая свои деньги непосильным трудом, а «Газпром»! – возмущался он. – Компания, которая продает газ (напрашивалось пропущенное слово «наш») и очень скупо делится своими доходами с бюджетом!» «Давайте не будем выбрасывать эти деньги на офисы, а лучше потратим их на разработку новых технологий переработки газа!» -заключил оратор свое выступление.
Депутат ЗакСа Максим Резник перевел обсуждение проекта планировки в высшие плоскости. «Да, в России всегда воруют, - доверительно обратился он к залу. – И никогда у нас власть не уважала свой народ. Ведь что получается – газ у нас общий, а мечты сбываются только у некоторых». «Этот проект – не просто проект офисного здания, - перешел парламентарий к теме слушаний. А философия будущего развития Петербурга. И мы должны встать на его пути».
Еще один депутат ЗакСа Анатолий Кривенченко провел параллель между строительством «Лахта-центра» и будущими намывными территориями в районе Сестрорецка и предложил провести референдум по обоим пунктам. Идея неожиданно понравилась обеим сторонам. Резник и Вишневский прямо в зале принялись обсуждать формулировки будущих вопросов. А Бобков позднее пояснил журналистам, что референдум – прекрасная форма общественного диалога.
Пытались на слушаниях поднять и вопрос ухода денег из Петербурга, поскольку теперь в соответствии с требованиями законодательства все компании обязаны платить налоги не по месту регистрации, а по месту производства работ. Но быстро выяснилось, что даже если «Газпром» и «Газпромнефть» будут перечислять деньги в бюджеты других регионов, то в Петербурге остается структура «Газпром-экспорт», намеренная «переселиться» в «Лахта-центр» - эта фирма как торгующая организация будет считаться работающей в Петербурге.
Своеобразный итог прениям подвел не назвавший себя представитель муниципального совета МО «Лахта-Ольгино». «Что мы спорим? – поинтересовался он. – Это здание все равно будут строить, поэтому давайте думать, как нам минимизировать неприятности для наших жителей». «Вот мы уже несколько лет боремся с магистралью М-32, которая разрезает поселок Лахта – а ему, между прочим, 514 лет – пополам, - привел пример муниципал. – Но хотя эта дорога и облегчит доступность к «Лахта-Центру», она с комплексом никак не связана и задумана была задолго до появления у нас «Газпрома».
«Еще меня тревожит положение жителей в период строительства, - продолжил представитель Лахты. – Понятно, что когда его достроят, то все будет хорошо, но как мы будем жить ближайшие пять лет? Куда поселят рабочих? Не хотелось бы, чтобы в Лахте появилось 10 тысяч гастарбайтеров». «Мы уже встречались в нашем поселковом совете с представителями ОДЦ, но пока получили ответы далеко не на все вопросы, - заключил он. – Но если мы поймем, что наши интересы будут защищены, то полностью поддержим этот проект. Он даст поселку новое развитие».
Последнее выступление произвело впечатление на пожилых дам – по окончании слушаний они подходили к представителям ОДЦ «Охта» и просили «не приглашать на строительство гастарбайтеров из разных республик, а дать возможность работать петербуржцам». Массовых протестов против проекта планировки не последовало, пожелание «уменьшить высоту «Лахта-центра» с 496 метров хотя бы наполовину» записали в протокол.
«Мы и не ожидали никакого серьезного конструктива от этих слушаний, - резюмировал Александр Бобков. – Слишком узкая и малоинтересная тема обсуждалась». Впрочем, противники будущей высотки уже обсуждали дальнейшие меры по борьбе с проектом.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"
Проект планировки территории, ограниченной проектируемой улицей, проектируемым проездом 1, Приморским шоссе, береговой линией Лахтинской гавани и береговой линией Невской Губы, разработан «Институтом территориального развития» по заказу ОДЦ «Охта». Площадь всей территории 30 га, 18 из них предназначены для строительства общественно-делового комплекса «Лахта-Центр».
К выполнению работ нулевого цикла первой очереди инвестор намерен приступить к середине октября, к началу строительства первой очереди – через 18 месяцев после выхода на площадку. Нулевой цикл второй очереди начнется осенью 2013 года. Комплекс должен быть завершен в 2018 году.
На первом этапе будет построено основное здание – башня, площадь застройки составляет 183 тысячи квадратных метров. Эта часть предназначена для создания офисных помещений – здесь должны разместиться около 30 компаний, аффилированных с «Газпромом». В зданиях второй очереди будут созданы помещения общественного назначения – в их числе, выставочные залы, концертный зал, детский центр.