Государство больше не имеет первоочередного права на находимые клады. Об этом сегодня журналистам в ходе пресс-конференции сообщил начальник 9 отдела Управления уголовного розыска (так называемого «антикварного») ГУ МВД по Петербургу и области Владислав Кириллов.
«В сравнении с Гражданским кодексом 1964 года в настоящем кодексе презумпция на государственную собственность на клад утрачена, - заявил Владислав Кириллов. - Если раньше с самого начала клад принадлежал государству (даже была уголовная ответственность за сокрытие), то сейчас можно говорить, что права собственности принадлежат собственнику здания, где клад был найден... Более того, собственник и вовсе мог не сообщать о кладе».
По его словам, часть клада принадлежит городу, часть - компании «Интарсия», часть — бывшим владельцам коммунальной квартиры в особняке на Чайковского. Сейчас точный круг лиц-собственников устанавливают.
Как сообщил начальник «антикварного» отдела, если предметы клада Нарышкиных будут признаны памятниками истории и культуры, то тогда клад перейдет в госсобственность, а владелец дома и нашедший получат право на процент возмещения от стоимости ценностей.
«Впрочем, если говорить о 73-м законе «О культурных ценностях», то считать найденное памятниками достаточно надуманно и притянуто за уши, - отметил Кириллов. - Вернее всего, что в будущем придут к выводу, что собственниками являются юридические лица, и уже они будут устанавливать судьбу клада».
Кириллов также рассказал журналистам, что началась громкая история с того, что 27 марта охрана объекта остановила подозрительную «Газель» - в них обычно не вывозят мусор. Чутье не обмануло охранников: среди мешков с мусором были и восемь мешков со свертками, в которых находились ценности. Автомобиль принадлежал субподрядной организации, сотрудники службы безопасности потребовали машину разгрузить и заодно осмотреть флигель - где и были найдены еще десять мешков, а также тайник между вторым и третьим этажами.