Дагестанcкие ополченцы, защищавшие свои села накануне второй чеченской войны, просят признать их ветеранами боевых действий. Воевать их 12 лет назад Родина позвала посредством специального указа Госсовета республики. За заслуги им были вручены госнаграды и благодарности. Спустя годы власть отказывается признавать ополченцев ветеранами. Государевы слуги кивают друг на друга. А закону безразличны заслуги, совершенные без военного билета.
Для почти трех десятков дагестанцев Конституционный суд - последняя надежда на справедливость. В 1999 году угасшая было чеченская война вспыхнула вновь. Начиналась же она со вторжения на территорию Дагестана бандформирований под предводительством полевых командиров Шамиля Басаева и Амира Ибн аль-Хаттаба. В первые дни августа были захвачены несколько населенных пунктов в Цумадинском и Ботлихском районах. Возникла угроза вторжения террористов на землю Казбековского района. 9 августа Государственный совет республики Дагестан издал постановление о формировании подразделений резервистов при военных комиссариатах и отрядов самообороны при органах местного самоуправления. В задачу отрядов входило оказание практической помощи сотрудникам правоохранительных органов.
В дагестанском селе Калининауле в отряд самообороны вступили 39 добровольцев. С боевиками Хаттаба им уже приходилось сталкиваться двумя годами ранее, когда террористы после нападения на военный гарнизон в Буйнакске отходили в Чечню по территории их родного Казбековского района. 22 декабря 1997 года в местности Амиркорт, расположенной вблизи административной границы с Чеченской республикой, произошел бой отряда самообороны с бандитами Хаттаба. В результате один ополченец погиб. Еще четверо получили ранения. За смелые и решительные действия в том бою Мурад Хайродинов и Гамзат Абдулхакимов были удостоены государственных наград – орденов Мужества.
5 сентября 1999 года встреча селян с боевиками повторилась. На этот раз боестолкновение произошло в местности Биларгин, расположенной все там же, на границе с Чечней. Ополченцы воевали наравне с сотрудниками правоохранительных органов и комендантской роты резервистов. После нескольких часов боя бандиты отступили, потери были с обеих сторон. Помимо орденов руководство республики Дагестан вручило ополченцам благодарственные письма. Всего в той войне участвовали несколько тысяч местных жителей, более 600 ополченцев награждены государственными наградами за активное участие в боевых действиях, некоторые стали инвалидами.
Когда участники боевых действий обратились в органы государственной власти за официальным подтверждением своего статуса ветерана, чиновники вспомнили о законе. Статья 3 ФЗ РФ «О ветеранах» признает право на социальную защиту только за военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, исполнявшими служебный долг. А перечень территорий утверждает, что боевые действия на Кавказе велись только с декабря 1994 года по декабрь 1996 года (первая чеченская. – Прим. ред.). Северо-Кавказский регион здесь указывается как зона действия КТО с августа 1999 года и по настоящее время, хотя еще 16 апреля 2009 года режим контртеррористической операции официально был снят.
Ни один из дагестанских ополченцев под действие этого закона не подпадает. Юридически столкновение калининаульских селян с бандитами Хаттаба вообще не было боевым действием. Родственники погибшего 22 декабря 1997 года Раджаба Гасанханова не имеют права назвать своего сына ветераном, потому что законодательная власть России не хочет признавать очевидного факта – война на Кавказе не прекратилась в 1996 году. На многочисленные письма сумевших выжить ополченцев из администраций президента, правительства и руководителей рангом помельче приходили ответы, общая суть которых сводилась к тому, что «вы, конечно, ребята, молодцы, Родину отстояли, но идите в суд и там решайте свои проблемы».
Казбековский районный суд республики Дагестан самостоятельно разрешить дилемму 29 обратившихся ополченцев не смог. Судья приостановил производство по искам и направил запрос в Конституционный суд. По мнению суда, лица, принимавшие фактическое участие в боевых действиях, являются их участниками и должны быть признаны ветеранами. Существующее положение дел противоречит статьям Конституции РФ – о равенстве прав и свобод человека и гражданина, праве на социальное обеспечение, о защите Отечества. Ополченцы поставлены в неравное положение по сравнению с резервистами и сотрудниками правоохранительных органов. Свой гражданский долг селяне отдали сполна, а Отечество не желает социально защитить своих сынов, решив, что медалей и орденов достаточно.
При рассмотрении этого дела в Конституционном суде 11 октября власть в лице своих представителей и не собиралась отступать от занятых позиций. Полномочные представители президента, правительства, Государственной думы все как один утверждали, что решить сложившийся вопрос можно только путем внесения изменений в федеральный закон. А это не входит в компетенцию КС, поэтому, по мнению государевых слуг, данную ситуацию вообще не следует рассматривать в стенах Сената. Здесь же прозвучал укор в адрес руководства республики Дагестан, которое за прошедшее десятилетие ни разу не подняло этот вопрос и законодательно не определило статус ополченцев. Вопроса о том, почему этого же не стали делать правители Российской Федерации, в зале суда не прозвучало. Быть может, власть не считает нужным отдавать долг своим ветеранам, просто потому, что точно знает: если враг опять придет к границе, население снова пойдет воевать?
P. S. Свое решение по этому делу Конституционный суд примет в закрытом режиме, сегодня судьи только заслушали позиции сторон. Постановление будет провозглашено публично через несколько недель.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»
Долг Родине платежом не красен
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ