Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Застройка Лиговки: третий заход (фото)

Застройка Лиговки: третий заход (фото)

3 029
Фото Михаила Огнева

Транспортный узел площади Восстания попытались «развязать». Проект планировки территории рядом с Московским вокзалом, вынесенный на общественные слушания, предполагает, что в районе дома 48 по Лиговскому проспекту появится вестибюль станции метро «Лиговский проспект-2». Вдоль железнодорожных путей построят новые терминалы для скоростных поездов, а подвозить к ним пассажиров будут по продленной до вокзала улице Черняховского. Для реализации этого проекта надо снести около двух десятков исторических зданий.

Проект планировки территории, ограниченной Лиговским проспектом, Транспортным переулком, полосой землеотвода железной дороги и объектом культурного наследия — домом Перцова, разработан по заказу ЗАО «Парк-центр», этой компании принадлежит дом 60-62 по Лиговскому проспекту — бывший завод и парк Сан-Галли. Проявили интерес к проекту (а также высказали свои пожелания) и другие собственники — ООО «Современные печатные технологии» и Райффайзенбанк. На общественные слушания представили результат компромисса между всеми, как выразились разработчики, «хотелками».

Как объяснил Юзеф Паркман, начальник отдела градостроительного проектирования «ЛенНИИПроекта», вся территория разбита на четыре квартала, предназначенные под деловую и коммерческую застройку. Здесь будет построено несколько объектов коммерческой недвижимости, гостиница, а также здания, предназначенные для розничной торговли. Вдоль линии железной дороги появятся терминалы «для скоростных поездов типа «Сапсан», и, добавили проектировщики, по их сведениям, ОАО «РЖД» уже разрабатывает концепцию этого проекта.

По правилам землепользования и застройки, как несколько раз подчеркнул Паркман, доля озелененных площадей не лимитируется, но некоторую часть будущей застройки скверам все-таки отдадут. Проблематичным оказалось только создание необходимого количества машино-мест — с задачей можно справиться только с помощью подземных паркингов, и они предусмотрены под каждым новым зданием. Где будет находиться павильон станции «Лиговский проспект-2», пока неизвестно, неясно и расположение будущей шахты метро. Метрополитен, как уверили проектировщики, этих данных пока не предоставил. Но, по некоторым сведениям, рассматривается вариант строительства наземного вестибюля станции на месте дома 48 по Лиговскому проспекту.

Проект предусматривает продление улицы Черняховского до будущих терминалов скоростных поездов, причем эта трасса пройдет через существующие исторические здания. «Возможно, эти участки будут изъяты для государственных нужд», - вскользь заметил Паркман, но тут же поспешил добавить, что рассматривается только проект планировки — установление «красных линий» будущей застройки. «Проект межевания еще не готов, все имущественные вопросы будут решаться только тогда, когда будут формироваться земельные участки», - объяснил он.

Разработанный проект планировки предполагает снос двадцати исторических зданий — 16 корпусов складов Кокорева (Лиговский, 50), построенных во второй половине девятнадцатого века, дома 12 по Транспортному переулку, дома 73 по улице Черняховского и (ориентировочно) дома 48 по Лиговскому проспекту, причем ни одно из них не признано аварийным. Но возмущение представителей Всероссийского общества охраны памятников оказалось напрасным — специалисты «ЛенНИИПроекта» заявили, что готовили проект по заданию КГИОП, и их работу комитет согласовал без всяких возражений.

Внес свою лепту и Василий Литвинов, представляющий компанию «Урбис-СПб» и назвавший себя «автором концепции для РЖД». «Нам нужны подъездные пути, чтоб подвозить пассажиров к терминалам, - объяснил он. - И вообще, этот район задыхается, исторические здания просто «съедают» транспортные возможности! Во имя чего нам надо сохранять это наследие?» Разгоревшуюся было дискуссию на тему «что важнее — закон или удобство» вовремя прекратила администрация района. Впрочем, после окончания слушаний проектировщики «ЛенНИИПроекта» объяснили корреспонденту «Фонтанки», что подготовили два варианта будущей пробивки улицы Черняховского — наземный и подземный, оставляющий исторические здания неприкосновенными. Почему на слушаниях был представлен наиболее скандальный из них, осталось загадкой.

Напомним, инвесторы проявляют повышенный интерес к территории на протяжении последних четырех лет. Еще в 2007 году Градостроительному совету представили проект, разработанный по заказу «Райффайзен эволюшн прожект девелопмент» (дочерней структуры Райффайзенбанка). На участке площадью 300 га инвесторы намеревались построить два больших бизнес-центра и четырехзвездочную гостиницу.

Архитектурное сообщество встретило разработку «в штыки». Как заявил на совете архитектор Евгений Герасимов, нельзя «втыкать здания площадью в 100 тысяч квадратных метров в центр города без серьезного обоснования транспортной политики этого района». Проект отправили на доработку.

Второй заход состоялся в декабре 2009 года. Проект строительства многофункционального комплекса на Лиговском проспекте, 60-62 (на месте бывшего завода Сан-Галли), представил специально прилетевший из Вены архитектор Вольфганг Сильбер. Он учел пожелания первого градсовета — здание существенно уменьшилось в габаритах. Но оказалось, что проект не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки: на 80 тысяч квадратных метров офисных и торговых площадей было предусмотрено всего 583 парковочных места, то есть, около трети от действующей нормы. Объяснения, что на дворе кризис, поэтому в бизнес-центре будет заполнено не больше 20 % всех площадей, так что пустые парковки строить незачем, архитектурное сообщество не удовлетворили.

Третий вариант, как пообещал на слушаниях зампредседателя ВООПИиК Александр Кононов, по всей видимости, будет вынесен на заседание Совета по культурному наследию.

Справка
По разработанному проекту планировки территории к сносу предназначены:
Лиговский проспект, дом 50, бывшие склады Кокоревых (корпуса с 1 по 16). Построены во второй половине XIX века. Считались вновь выявленными объектами культурного наследия. В 2005-2006 г.г. исключены из списков ВВО распоряжением КГИОП.
Лиговский проспект, дом 48. Построен в 1863-1864 г.г. На месте дома запланирован вестибюль станции метро «Лиговский проспект-2».
Улица Черняховского, дом 73, лит.А. Бывший доходный дом. Построен в 1882-1884 г.г., инженер-архитектор Александр Докушевский. Снос требуется для строительства подъездных путей к путепроводу.
Транспортный переулок, дом 12, лит.А. Год постройки 1879. Снос запланирован в рамках пробивки продолжения Днепропетровской улицы.

Кира Обухова,
Фонтанка.ру

1 из 6
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях