Десять лет назад в России появился новый вирус. Сначала он затронул население двух столиц, затем стал стремительно распространяться по другим российским городам. Заболевшие этим недугом всюду таскают с собой туфли в шелковых мешочках и называют друг друга «тангеросами». По ночам они собираются на милонги. К утру разбредаются по домам, чтобы переодеться в костюмы и слиться с бизнес-средой. От этого заболевания не спасают должности и чины. На международных фестивалях в российской тусовке можно увидеть лица высокопоставленных чиновников, руководителей фирм, топ-менеджеров.
О том, что за напасть такая это танго, и как с ним бороться, рассказывает руководитель Escueladetango Владимир Гусев. Он – один из двух российских танцоров, включенных в состав престижнейшей аргентинской Ассоциации преподавателей, профессиональных танцоров и хореографов аргентинского танго (AsociaciondeMaestros, Bailarines y CoreografosdeTangoArgentino). Когда-то он занимался бизнесом и прыгал с парашютом. А теперь преподает танго и руководит единственным в стране оркестром, играющим аутентичное аргентинское танго.
- Как появилось танго? Это правда, что оно зародилось в борделях?
Очень много разных противоречивых историй. В интернете написано одно, люди говорят другое. В Аргентине мне довелось общаться с очень старыми людьми, чьи прадедушки стояли у истоков танго, и они рассказали, что танго придумали мужчины. Изначально они практиковали его друг с другом, а потом этому учили своих женщин. Это был конец 19 века. Танго зародилось в портовых районах, где было очень много эмигрантов, приехавших на заработки в страну, в основном мужчин. Это был танец очень бедных слоев населения. Тогда это были элементарные движения, для того, чтобы любую женщину, не умеющую танцевать, можно было поводить под музыку. Танцевали танго везде – на улицах, в кафешках, где звучала музыка. Состав музыкантов, играющих танго, был самым разношерстным: играли на тех инструментах, которые привезли с родины. Так появился бандонеон – инструмент, завезенный в Аргентину из Германии, один из самых сложных. Потом добавились скрипка, гитара. Вначале это были простенькие мотивчики, переложенные в танцевальный формат. Прошли века, и танго, сместилось севернее, к богатым районам Буэнос-Айреса. И теперь его танцуют зажиточные аргентинцы, а у простого населения популярностью пользуется кумбия. Этот танец немножко похож на сальсу.
- Как развивалось танго в России?
Сначала оно появилось в Москве, в конце девяностых прошлого века. Группа энтузиастов, посмотрев видео, решила, что им интересно танцевать танго и стала учить базовые шаги. Занимались самостоятельно, используя видеоматериалы, статьи из интернета. Спустя два года в Москву приехало танго-шоу из Аргентины, и энтузиасты увидели, что такое настоящее танго. После выступления они подошли к аргентинским танцорам и попросили объяснить им принципы ведения. Аргентинцы показали им основные движения – салида, салидакрусада, некоторые другие элементы. Через некоторое время ученики этой первой группы стали преподавать – появилась первая волна школ в Москве. И с этого момента все стало стремительно развиваться – милонги, практики, первые концерты, которые устраивали преподаватели и их первые ученики – между собой они называли их «танго-капустниками». Поначалу это были простенькие танцы, исполнявшиеся под мелодии танго.
- Как ты попал в танго?
Совершенно случайно. У аргентинцев есть такая поговорка: «не ты выбираешь танго, а танго выбирает тебя». Я был директором по развитию продаж в одной известной компании, с высшим инженерным образованием, ездил каждый день в офис. Вечерами я занимался танцами - брейк-дэнсом, модерном, хип-хопом. Увлекался парашютным спортом. Однажды моя знакомая, которая играет на скрипке, позвала меня на вечер танго. Я был совершенно очарован увиденным, и несколько дней ходил под впечатлением. Потом жизнь вошла в привычное русло, а через год в интернете я случайно наткнулся на вопрос девушки, которая интересовалась у общественности, где в Москве можно танцевать танго. Я связался с ней и предложил пойти учиться вместе. Это была моя первая партнерша. Через несколько месяцев занятий она ушла из танго, а я остался. Так и повелось: партнерши менялись, а мы с танго оставались.
- Как появилась твоя школа?
Три года назад мы открыли нашу школу вместе с моей партнершей. Сначала мы не собирались ничего открывать, просто танцевали в свое удовольствие. На милонгах к нам подходили люди, говорили, что им нравится наша манера танцевания, и спрашивали, где мы преподаем. Когда количество запросов перевалило определенную отметку, мы решили: почему бы не попробовать? И организовали школу. Наш стиль по праву называют одним из самых элегантных в Москве. Это классический танго-салон, который танцуют на лучших милонгах Аргентины и Европы. Он подразумевает под собой элегантные шаги, элегантную манеру двигаться, одеваться. Если вы увидите на милонгах нарядные пары, изящно скользящие по паркету, скорей всего, это ученики нашей школы. Впоследствии партнерша уехала работать в Америку, а я остался преподавать один. Сейчас новые группы в нашей школе ведут мои ученики.
Тангеро – человек танцующий
- Зачем все-таки народ приходит в танго?
Кто-то приходит познакомиться, кто-то из спортивного интереса, кто-то действительно хочет научиться танцевать. У кого-то много свободного времени, и он ищет способ его интересно провести. Те, кто не получает искомое, уходит. Обычно в течение первых двух месяцев отсеивается та часть народа, которым танго по каким-то причинам неинтересно. В течение полугода занятий отсеивается еще небольшая часть. Те же, кто остались после полугода, остаются в танго насовсем.
- Танго меняет их жизнь?
Несомненно. Они становятся более раскрепощенными, снимается зажатость. Они учатся общаться друг с другом, находить в себе скрытые возможности, узнавать себя, свое тело. У кого-то жизнь меняется кардинально. Кто-то женится, кто-то, наоборот, разводится. Но в большинстве случаев это все позитивно. Кто-то меняет работу, чтобы больше времени уделять танго, кто-то переходит на более высокооплачиваемую должность.
- В танго-тусовке есть поговорка «если работа мешает танго, надо бросать работу». Есть ряд примеров, когда люди из бизнеса, начав заниматься танго, бросали все и уходили в танго с головой – открывали свои школы…
Со временем человек танцующий начинает искать способы самовыражения. Некоторые из тех, кто становится хорошими танцорами, находят в себе силы учить остальных. Это похвально, только не надо забывать о том, что мы в ответе за тех, кого приручили, и если человек начинает преподавать, он должен танцевать лучше остальных, он должен постоянно самосовершенствоваться, должен блюсти традиции аргентинского танго. Если он танцует танго-салон, он должен соответствующе себя вести, танцевать, одеваться. Кроме того, он должен соблюдать кодигос – свод правил, которые принято использовать в танго. Из самых простых: следить за личной гигиеной, приглашать на танец определенными переглядываниями-перемигиваниями, которые называются кабесео, двигаться по линии танца – как это принято в танго, против часовой стрелки по кругу, доставлять друг другу удовольствие, заботиться друг о друге в танце и учить этому остальных.
Диалог двоих
Танго – это целый пласт со своей музыкой, стилем, манерой исполнения, собственной культурой. Это целая жизнь, которая проживается на танцполе. Люди, которые танцуют танго, идут за ощущениями, которые дает этот танец в паре. Это непередаваемое чувство, когда два человека, совершенно незнакомые друг с другом, в близком объятии танцуют танец, смыслом которого является любовь, печаль, радость, разлука. Испытав это на себе, ты приходишь за этим снова и снова. Танго учит понимать другого человека, прислушиваться. Оно учит диалогу.
- Говорят, танго - такая сильная штука, которая может не только объединить разных людей, но и растащить по углам. Танго, говорят, противопоказано семейным парам.
Так и есть. Люди, которые жили вместе, принадлежали только друг другу, вдруг понимают, что на любимого человека может претендовать кто-то еще. Может быть, только в танце, но этот танец получается настолько интимным, что возникает ревность. Часто это присуще женщинам: «Как так, моего мужчину обнимает кто-то еще?!» А мужчина, наоборот, понимает, что это свобода, что он может отвлечься на другую женщину, обнимать ее, осязать – хотя бы несколько минут, пока длится танец. Получается такая мини-измена. И не все готовы это принять. Танго устраивает проверки на прочность. Если отношения были непрочные – танго людей поссорит. Если люди любят друг друга, то танго только укрепит брак. Мужчина поймет, что обниматься с другими, конечно, хорошо, но своя женщина – она любимая, родная, близкая… Танго – танец очень близкий, горячий, который может перерасти в нечто большее, и именно поэтому многие пары встречаются на танцполе, влюбляются и создают новые счастливые ячейки общества. Есть питерско-московская пара: они познакомились на милонге, и москвичка Ирина переехала к Алексею в Питер. Сейчас они преподают вместе.
Мужчина и женщина
Если в Аргентине, Турции танцоры страдают от нехватки партнерш, то в Европе и в России в танго чаще приходят женщины. Наши мужчины почему-то считают, что танцы – не мужское дело. Хотя, что может быть более мужским, чем вести в танце женщину? Во всех культурах мира – и в нашей, в том числе – танец являлся неотъемлемой частью воспитания. В царской России в военных училищах танцы входили в обязательную программу обучения – наряду с военным искусством, высшей математикой, химией и верховой ездой. Офицер, не умеющий танцевать, это был нонсенс! Почему бы нам не возобновить традиции?
- Чему танго может научить мужчину?
Танго учит мужчину быть смелее, раскрепощеннее. Быть мужчиной, то есть - бережно относиться к партнерше, нести ответственность за все, что происходит с его женщиной во время танца. Танго развивает способность принимать решения – необходимый навык в современном мире. Нынешние мужчины и женщины поменялись ролями. Женщины все чаще занимают руководящие должности, а мужчины довольствуются тем, что есть. Танго возвращает нас к нашим природным ролям. Мужчина становится Мужчиной, а женщина – Женщиной. Танго учит нас взаимному уважению и сотрудничеству: Он предлагает танец, Она решает – согласиться на него или нет.
Танго – тем, кому за 40
- Танго все возрасты покорны?
Все. У нас есть ученики, которые начинали танцевать с 12, 14 лет. Сначала их родители водили за руку на занятия, беспокоились. А затем сами присоединялись к детям. Есть пары «за пятьдесят». Это люди, которые уже на пенсии, у них достаточно свободного времени, и они ищут новые виды досуга и способы укрепить отношения. Помимо танго, люди начинают изучать испанский, ездят в Аргентину. Их не так много среди танцующих – 1-2%. Те, кто возвращаются из Аргентины, возвращаются совершенно разными. Кому-то это не помогает. Сколько бы они ни ездили, никаких изменений не видно – ни в манере танцевания, ни в поведении. Кого-то Аргентина разочаровывает. Я знаю случай, когда наш танцор, вернувшись оттуда, бросил танго, потому что, по его мнению, мы никогда не сможем научиться «ТАК танцевать». Кому-то Аргентина, наоборот, дает новый импульс. Они приезжают одухотворенные, счастливые. И они действительно начинают танцевать, как аргентинцы.
- Ты достаточно долго прожил в Буэнос-Айресе. Что аргентинцы говорят про русских, танцующих танго?
Аргентина настолько многообразная, там столько людей, танцующих танго, что единого мнения быть не может. Кто-то говорит, что русские сумасшедшие, потому что пытаются освоить их традиции, танцевать их традиционный танец. Кому-то кажется, что мы танцуем танго недостаточно осмысленно… Кто-то, наоборот, поддерживает, считает, что русские танцоры молодцы, стараются продвигать аргентинскую культуру, развивать ее у себя в России, приглашают преподавателей из Буэнос-Айреса.
- Ты рассказывал, что в Буэнос-Айресе не приветствуется беганье по паркету, закидывание ног на партнера или партнершу – так называемое танго-нуэво…
На некоторых милонгах Буэнос-Айреса, где танцует молодежь, ставят эту музыку. Но основная масса – это классические милонги, с элегантным стилем танцевания. На таких милонгах очень плотный траффик, очень много народу. К сожалению, маэстро, которые практикуют этот стиль, очень хорошие танцоры, нечасто приезжают в Россию, пока народ больше интересуется нуэво, маханием ногами. Вообще, надо отметить, что в Аргентине мэтры одни, а те, кто приезжают к нам, совершенно другие. Некоторые мэтры, колесящие с гастролями по Европе, совершенно неизвестны у себя на родине, и их там никто не знает и не считает хорошими партнерами.
- Мы когда-нибудь будем танцевать танго, как аргентинцы?
Я очень надеюсь, что это случится. Для этого, в первую очередь, нужно стараться понять танец. У нас многие танцоры танцуют «про шаги»: пытаются услышать ритм музыки и под него танцевать некий набор элементов. Аргентинцы же понимают слова, они вкладывают в танец смысл. Если в песне поется о том, как молодой человек пошел знакомиться с девушкой, и его в этот момент стала мучать икота, то эту песню танцуют весело. Если же это песня о том, как мужчина тоскует о прошедшей любви, или женщина сидит у окна и ждет своего любимого после долгой разлуки, то и танец получается грустный. Чтобы нам этому научиться, возможно, действительно стоит съездить в Аргентину, окунуться в их среду, поездить на общественном транспорте, пообщаться с теми, кто стоял у истоков танго, кто танцует этот танец всю жизнь – 40, 50, 60 лет, передавая это искусство из поколения в поколение: танго танцевали их дедушки-бабушки, мамы-папы, а теперь они учат танго своих детей, внуков…
Танго двух столиц
- Чем петербургское танго отличается от московского?
Для меня питерское танго более родное. Здесь замечательные партнерши, партнеры. Здесь хорошие школы, разные стили танцевания – есть и салон, и нуэво. В Питере более дружелюбная атмосфера, здесь, возможно, меньше милонг, чем в Москве, но люди здесь,на мой взгляд, более открытые, они чаще улыбаются, они танцуют с интересом.
Беседовала Светлана Андреева