С начала сентября сбои работы электросетей были зафиксированы в Лисьем Носу, Сестрорецке, Московском и Красногвардейском районах. Помимо неудобств, вызванных отсутствием нормального освещения, неустойчивая работа системы электроснабжения зачастую попросту выводит из строя бытовую технику. Что делать в такой ситуации, разбирался корреспондент «Фонтанки».
О перепадах напряжения 12 сентября 2010 года в Лисьем Носу и Сестрорецке «Фонтанке» сообщили читатели. По их словам, напряжение в розетках упало до 120-150 вольт, свет на улице не горел вовсе. Аварийные службы заявляли об аварии на подстанции напряжением 35 килоВольт и советовали на всякий случай выключить все электроприборы из сети (якобы, из-за аналогичного скачка уже сгорели дренажный насос и ресивер домашнего кинотеатра)
Была у читателей «Фонтанки» и другая версия причин перепадов в электросетях. Они заявляли о пожаре, возникшем на тяговой подстанции в Лисем Носу. Однако ни в ГУ МЧС по Петербургу, ни в администрации Приморского района, ни в диспетчерской службе «Ленэнерго» эту информацию не подтвердили.
Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе ОАО «Ленэнерго», никаких аварий в системе энергообеспечения зафиксировано не было. Имели место «эпизодические нарушения штатного режима работы кабеля в 35 килоВольт». О причинах подобного поведения сети напряжения в компании говорят неохотно: они «носят инженерный, энергетический характер», поэтому объяснить их не специалисту достаточно сложно. Не уточнили и сколько домов пострадали от скачков напряжения, сославшись на то, что из-за эпизодического характера возникших проблем произвести подсчеты достаточно сложно.
Тем временем эксперты говорят о том, что в последние годы количество обращений в Союз потребителей из-за поломок техники в связи с перепадами напряжения уменьшилось. «Мы связываем это с улучшением качества работы энергетиков. В целом же, если у человека вышли из строя бытовые приборы в связи с перепадами энергии в сети, необходимо обращаться к независимым экспертам — именно они смогут установить верную причину поломки. Помимо этого, необходимо зафиксировать факт скачка напряжения и предъявить претензии компании, которая управляет домом. Лучше всего действовать вместе с соседями — это увеличит вероятность получения компенсации. Такие вопросы решает суд, однако, как правило, подобные дела выигрываются», - заявил «Фонтанке» сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.
Зафиксировать факт перепадов напряжения в сети достаточно просто: необходимо лишь вызвать электриков и составить акт с указанием даты и времени того, когда произошел скачок напряжения. За это платить, скорее всего, не придется. Претензии, выдвинутые ТСЖ или ЖСК, также не повлекут за собой затрат. В крайнем случае, если по каким-то причинам документ откажутся принимать лично, придется отправить его заказным письмом с уведомлением о прочтении. Но вот экспертиза может вылиться в копеечку. Если нужно проверить крупную бытовую технику, придется выложить от 3 000 до 6 000 рублей, по определению суда — от 5 тысяч рублей, проверки мелкой техники будет стоить от 2 500 рублей, техники стоимостью до 3 000 «деревянных» - 1 500. При этом на свою работу эксперты попросят две-три недели. К тому же придется оплатить работу юристов и государственную пошлину.
Отметим, что несмотря на заявления Союза потребителей об уменьшении обращений, связанных с внезапным выходом из строя бытовой техники, перепады напряжения в сетях (как правило, из-за аварий на подстанциях) регистрируются с завидной регулярность. Так, 3 сентября без света внезапно остались около 100 домов в Московском районе - произошла авария на подстанции №20 («Чесменская» ОАО «Магистральные электрические сети»). Буквально на следующий день возникли проблемы с электричеством и в Красногвардейском районе (правда, потом энергетики уверяли, что выключение света людям привиделось, никаких нештатных ситуаций в системе зафиксировано не было).
Чтобы не бегать по судам и не платить лишних денег экспертам, можно обезопасить себя заранее. Установка блоков защиты от проблем в электросети стоит от 1 000 до 4 тысяч рублей. В любом случае, это дешевле и быстрее, чем судебные тяжбы с энергетической компанией.