Если «Адмиралтейским верфям» удастся заполучить заказ на постройку вертолётоносцев «Мистраль», то этот проект может стать последним, выполненным в Петербурге. Уже к 2015 году старейшая городская верфь должна переехать в Кронштадт. Однако для этого Смольному придется как можно скорее выставить на торги 17 га на Ново-Адмиралтейском острове. Собственных средств у предприятия на перебазирование нет.
Впрочем, за право на постройку вертолётоносцев «Адмиралтейским верфям» ещё нужно побороться. А соперники серьёзные: калининградский завод «Янтарь», «Звезда» из Приморья и соседи из Петербурга - «Балтийский завод» и «Северная верфь». Но к выполнению заказа «Адмиралтейские верфи», по словам её генерального директора Владимира Александрова, готовы уже сейчас.
«У нас есть необходимые мощности для этого. Скоро будут построены два супертанкера, которые даже длиннее французского военного судна (260 метров против 200) и имеют схожую энергетическую установку. Окраску мы тоже умеем делать. Осталось придумать, где разместить десантников и сами вертолёты, но это вопросы решаемые. На следующей неделе в Калининграде будут обсуждаться предпроектные предложения и своё мы уже отправили», - отметил он.
На подготовку производства для «Мистраля» предприятию потребуется один год, а строительство требуется уложить в 38-42 месяца. Впрочем, далеко не факт, что воплощать придётся именно французский проект. Официальный Париж, по-прежнему, не хочет передавать России все технологии и потому Минобороны не так давно заявило, что готово рассматривать и другие предложения. В том числе и отечественных КБ. Впрочем, большинство военных специалистов сходятся на том, что с французами всё же удастся договориться, так что их проект по-прежнему явный фаворит. Окончательный выбор поставщика планируется принять к концу текущего года.
Но и без «Мистраля» «Адмиралтейские верфи» обеспечены заказами вплоть до 2017 года, - подчеркнул их глава. 20 августа была заложена подводная лодка проекта 636.3 «Новороссийск» и к 2014 году завод может построить ещё 5 таких субмарин. Кроме того, продолжают заказывать суда как военного, так и гражданского назначения иностранные клиенты. На ближайшие годы среднегодовая выручка запланирована на уровне 24 млрд. рублей.
Однако этих денег не хватит для финансирования запланированного Смольным на 2018 год переезда на остров Котлин. Сам Александров упомянул даже более ранний срок — 2015 год, однако заявил, что «там заболоченная территория, которую нужно сначала осушать». При этом перенесение мощностей — не самая сложная задача, так как «Адмиралтейские верфи» не обладают сложной промышленной техникой. «Наш главный актив — это высокая квалификация рабочих», - отметил генеральный директор судостроительного предприятия, добавив, что большая часть прибыли уходит на внутренние нужды завода, в том числе зарплату.
Напомним, что на Петербургском экономическом форуме-2010 Объединенная судостроительная корпорация и «Адмиралтейские верфи» подписали стратегическое соглашение о поэтапном переносе мощностей верфей с Ново-Адмиралтейского острова в Кронштадт и о развитии высвобождающихся территорий. Проект оценили в 20 млрд рублей, которые планировалось получить от Смольного, который продаст высвобождающиеся территории, и Внешэкономбанка, если городу не удастся набрать нужную сумму. При этом на торги будущую территорию на острове пока не выставляли и когда это произойдёт не ясно.
Павел Гинёв, «Фонтанка.ру»