Подводная лодка проекта 877В (Б-871) – одна из самых удачных лодок проекта 877 («Палтус» или «Варшавянка»). Экипаж – 52 человека (с вестовыми вместе, наверное, до 60). Дизельная. У нее водометный движитель вместо винта. Это самая малошумная из лодок этого проекта. Спущена на воду в 1989 году. Флаг поднят 1 декабря 1990 года. Свое название «Алроса» получила по названию частной российской компании.
Лодка участвовала в съемках фильма «72 метра». В фильме есть эпизод с принятием украинской присяги. Эпизод подлинный, хотя в фильме он помягче, чем то, что произошло на самом деле. 13 марта 1992 года помощник командира по работе с личным составом капитан-лейтенант Петренко (замполит, по-старому) и заместитель командира бригады капитан 1 ранга Лупаков предприняли попытку захвата корабля.
После ужина Петренко привел на корабль часть матросов срочной службы, украинцев по национальности, под видом «срочных работ». Капитан 1 ранга Лупаков в центральном посту по общекорабельной связи зачитал текст присяги на верность народу Украины. Вахтенные матросы Абдуллин и Заяц загерметизировались в 4-м отсеке, угрожая прекратить вентилирование аккумуляторной батареи, что могло привести к взрыву. Они потребовали связи со старпомом и командиром. Командование корабля находилось на базе. К этому времени уже стало ясно, что на корабле что-то происходит. Командир послал старпома на корабль. Старпом Леухин прибыл на борт и объявил учебную тревогу. Экипаж подчинился старпому. Попытка захвата корабля провалилась. Петренко и Лупаков спешно покинули борт. Потом – все, как в фильме. Командир построил экипаж и приказал: кто принял украинскую присягу - два шага вперед.Теперь все это уже история.
Говорят, что лодка подала сигнал «SOS» в Черном море. Сигнал «SOS» лодка может, конечно, подать, но это в самом крайнем случае. Не думаю, что этот случай наступил 21 ноября 2009 года.
О неисправности, конечно, надо доложить в штаб. Они всплыли и доложили. Все, как положено.На лодке что-то произошло. Говорят, что-то с двигателем. Экипаж с этим не справился. Такое бывает. В этом нет ничего удивительного.
Есть предел тому, что может сделать экипаж своими руками. В море с подводной лодкой может случиться все, что угодно, – пожар, взрыв, провал на глубину, поступление воды в отсек. Но на все это есть люди, и люди знают, что делать. Главное - им не мешать.
И еще очень важно, что нет человеческих жертв – это самое главное. С железом можно разобраться, его можно починить, заменить. Люди – вот это невосполнимо.Я слышал, что на этом корабле отличный командир.
Это очень важно, чтоб командир был именно такой. Экипаж смотрит только на командира в такой ситуации. Если он спокоен, то и дело будет делаться спокойно, без суеты.
Флот сейчас переживает не лучшие времена. Корабли стареют, ремонт им не делается, а если и делается, то не самым должным образом.
Но люди не сдаются. Они все еще служат. В них все дело.Они вернут России флот.
Верю.