Уехавший из Советского Союза 19 лет назад легендарный гитарист-виртуоз и рок-бард Юрий Наумов живет в Нью-Йорке, сочиняет блюзы для своей уникальной девятиструнной гитары и записывает их в собственной домашней студии. Очередной тур, в рамках которого он сыграл в Екатеринбурге, Одессе и Москве, завершится концертом в питерском театре «Антресоль» 21 октября.
В США журналами «Guitar World» и «The New Yorker Magazine» Наумов был назван «человеком-оркестром», чья уникальная девятиструнная гитара «звучит так, как будто одновременно играют трое музыкантов». Его гитарные композиции восхищают профессионалов, а песни надолго западают в душу. Можно долго рассуждать, меняется Наумов или нет, и имеет ли смысл в сотый раз перезаписывать старые песни или петь их на концерте. Тот, кто знает творчество Наумова, сам решает, идти ли ему на концерт. Как показывает жизнь, решение принимается положительное.
Юрий Наумов родился в Свердловске; в начале 80-х он основал группу «Проходной двор», а в 1982 году записал первый альбом – «Депрессия». Вскоре Наумов переезжает в Ленинград, и здесь пишет самые свои известные песни: «Азиатская Месса», «Я пришел дать вам воздух», «Поролоновый город», «Дорога назад», «Рождён, чтобы играть», «Сказка о Карле» и многие другие. Последнюю песню следует отметить особо: в иносказательной форме она рассказывает о жизни рок-музыкантов в СССР в начале 80-х годов – о сопротивлении «системе», о «посадках» КГБ по сфабрикованным делам и ссылках диссидентов. В 1987 году Юрий становится лауреатом V Ленинградского рок-фестиваля. В те годы он помогал с гитарными аранжировками Майку Науменко («Зоопарк»), Константину Кинчеву («Алиса») и Александру Башлачеву. Наумов выступал соло и с группой «Проходной Двор», в которую входили известные российские музыканты: Игорь Чумычкин (позднее – группа «Алиса»), Борис Шавейников (впоследствии – группа «АукцЫон»), Петр Трощенков («Аквариум»).
Осенью 1990 года Наумов эмигрирует в США, мотивируя отъезд тем, что здесь у него нет возможности развиваться как художнику и музыканту. В беседе с обозревателем «Фонтанки» Наумов рассказал:
– Я уехал тогда из страны, потому что понял одну вещь: канал восприятия звука в России – импортный. Родной язык в этой стране является превалирующей ценностью. Он важнее, чем звук. И если бы не уехал, я бы остался художником, но только в текстовом канале восприятия, а меня это не устраивало. Мне хотелось, чтобы звук и язык стояли наравне». Некоторым вещам Юрий Наумов, похоже, удивляется сам: «Вот ситуация: мой слушатель, в основном – здесь. Я попытался сделать работу в России, и ничего не вышло. Я приезжаю выступать сюда, но чтобы осуществить задуманное, я должен работать там».
Не так-то, наверное, это просто – жить на два дома, разделённых Атлантикой. Но недаром Наумов, по определению «Рок-энциклопедии», изданной ещё в 1991 году, «относится к числу музыкантов, чье творчество с трудом поддается классификационной оценке и лежит вне традиционных рамок». В 80-е годы в рок-н-ролльных тусовках не знать творчество Юрия Наумова, не говоря уже о его имени, считалось просто неприличным: музыка его действительно необыкновенно самобытна, а виртуозное владение гитарой поражает. На его концертах поседевшие и полысевшие «солдаты рок-н-ролла» убеждаются в этом вновь и вновь, а молодёжь открывает для себя «музон папашкиной юности» и русского американца Юрия Наумова.
Кирилл Веселаго
Фонтанка.ру