До середины 2008 года на долю автокредитов приходилось порядка 50% от общего объема продаж новых автомобилей. Сейчас объем выдачи кредитов сокращается. В итоге это может привести к сокращению объема рынка на 25-30.
В России сейчас насчитывается 30 миллионов легковых автомобилей. По итогам 2007 года доля автомобилей Lada на российском рынке составляла 28,2%. Около трети российского автопарка – это автомобили различных иностранных марок, среди которых лидируют Toyota, Nissan и Ford. Среди иномарок наибольшим спросом у российских потребителей пользуются бренды Chevrolet, Ford, Hyundai, Toyota, Nissan, Renault и Mitsubishi. При этом прогнозы экспертов о дальнейшем огромном росте сомнительны. Будущее автомобильного рынка обсуждалось на II Всероссийской конференции «Авто: страхование и кредит «IC AUTO 2008», организатором которой выступило агентство по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion.
«До середины 2008 года на долю автокредитов приходилось порядка 50% от общего объема продаж новых автомобилей», - сообщает заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. - Сейчас объем выдачи кредитов на покупку автомобилей существенно сокращается. В итоге это может привести к сокращению объема рынка на 25-30%».
«Таким образом из 2,85 миллиона новых иномарок, проданных в этом году, 1,3 миллиона приобретено в кредит, что составляет менее 50% от общего количества проданных машин. Но уже сейчас, по прогнозам «Автостата», рынок от продажи автомобилей недополучит как минимум 6-7 миллиардов долларов, так как достаточно серьезный объем обеспечивался именно кредитными средствами», - резюмирует руководитель оргкомитета конференции Егор Шадурский.
Ситуация в банковской сфере также не вызывает большого оптимизма. Хотя, по данным присутствовавшего на конференции представителя «Альфа Банка», число одобрений на выдаваемые кредиты в их учреждении ничуть не уменьшилось; оно как и раньше составляет 70-80% от общего числа поданных заявок, но заметна тенденция уменьшения количества автомобилей, проданных в кредит: «Конечно, процентные ставки были подняты, но программы кредитования мы не сворачивали, - уверяет руководитель центра автокредитования «Альфа Банка» Наталья Нагорная, - Потребитель может выбрать наиболее приемлемую для него программу: с 10% или 0% взносом».
Дешевые предложения автомобилей на рынке, вероятно, появится и в результате бед, которые могут постигнуть некоторые компании. «Дилеры, построившие в 2008 году на заемные средства «автоцентры-дворцы», будут вынуждены столкнуться с тем, что банки-кредиторы будут изымать залоговое имущества заемщиков, неспособных вернуть кредитные деньги, и это имущество, включая автомобильные запасы, будет выставлено на продажу. Банки будут продавать автоцентры, построенные на их деньги. Есть возможность приобрести такой бизнес по дешевке», - констатирует директор филиала СК «Асоль» в Санкт-Петербурге Александр Баклушин.
Достаточно позитивны в своих оценках перспектив и реалий власти Петербурга. По данным комитета экономического развития, промышленности и торговли правительства Санкт-Петербурга, несмотря на то, что некоторые инвестиционные программы приостанавливаются, ни производители автокомлпектующих, ни автозаводы уходить с петербургского рынка не собираются.
«Мы вели работу в ручном режиме с каждым из инвесторов, которые заявляли о своем желание работать на территории города. Например недавно, была встреча с официальными представителями японского консульства, - отмечает начальник отдела анализа стратегического и инновационного развития КЭРППиТ Татьяна Тимофеева. - И такая работа продолжается, хотя, безусловно, несколько замедлится».
Татьяна Тимофеева отметила, что потенциальный годовой объем продаж автомобилей составляет 10 миллионов штук в год. В реальности цифра намного меньше – около 2,5 миллиона. Действующие и строящиеся заводы показывают пока до 1 миллиона автомобилей. По мнению эксперта, на этом развитие автопроизводств не остановится, ведь Правительство Санкт-Петербурга заинтересовано в том, чтобы крупные заводы работали на территории города, так как спрос на машины еще далеко не насыщен. А предприятия готовы платить налоги и создавать дополнительные рабочие места.
Именно от государства автопроизводители, страховые компании и банки ждут конкретной помощи в условиях кризиса. Так, отмечая сложившуюся кризисную ситуацию в лизинговом секторе на Северо-Западе, руководитель комитета по страхованию Северо-Западной лизинговой ассоциации Виталий Батов ждет принятия решений, прежде всего, от Ассоциации банков Северо-Запада: «Банки в рамках договоров по сделкам поднимают лизинговым компаниям ставки. А в связи с тем, что сегодня серьезные проблемы с ликвидностью, лизинг так же, как и другие финансовые структуры, встает перед проблемой выживания. Понимаю, что банки точно так же аккредитовались под определенные ставки, и если они их поднимают, то поднимают, соответственно, и им. Необходимо принятие серьезного решения на уровне государства, так как сложившиеся проблемы вызывают, прежде всего, кризис доверия у населения».