Объявлен архитектурный конкурс на разработку проекта «Набережная Европы». В конкурсе примут участие пять студий: две зарубежные и три российские. Сложности реализации признают все — и инвестор, и архитекторы, и городские власти. Председатель Комитета по инвестициям Максим Соколов назвал проект «затянувшимся долгостроем». Но ради Бориса Эйфмана обещает постараться...
Место расположения будущей набережной — акватория Невы и соседство с Петропавловской крепостью - знаковое для города, и на проект наложено множество ограничений. Основное требование, выдвигаемое к участникам конкурса, — не разрушать панораму Князь-Владимирского собора. Ну, и, разумеется, «постараться создать новую архитектуру, увязанную с исторической застройкой». «Я надеюсь, что участники конкурса, в первую очередь зарубежные, тщательно изучат наше наследие и отнесутся к нему с должным почтением», - сообщил заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев.
Высота застройки определена в полном соответствии с режимами зон охраны — 23,5 метра по фронту Невы. 28 метров — со стороны улицы Добролюбова, переулка Талалихина и площади Лихачева, в глубине квартала допускается повышение до 31 метра. Но, как сообщил Комлев, высота сценической коробки будущего театра Эйфмана составит 40 метров, вместо допустимых по высотному регламенту 28. “Это не высота знания, а высота сценической коробки”, - “порадовал” Комлев и добавил, что можно сделать и меньше, “если проектировщики справятся”...
Борис Эйфман пояснил, что 40 метров - не его прихоть, а международный стандарт для театральных зданий. Александр Викторов, председатель КГА, в свою очередь, сообщил, что ни Мариинский театр, ни Александринский не укладываются в существующие нормы высотного регламента. «Главное, чтобы новое здание было красивым», - добавил он. «Если мы хотим, чтобы здесь был новый театр, нам придется допустить превышение высот», - внес свою лепту председатель Комитета по инвестициям Максим Соколов. «Театр Эйфмана будет как жемчужина в достойной оправе», - завершил обсуждение Алексей Комлев.
В закрытом архитектурном конкурсе принимают участие Studio Maruio Bota (Швейцария), Jose Rafael Moneo (Испания), архитектурная мастерская «Студия-44» (Петербург), David Chipperfield Architects (Великобритания) и совместный коллектив - проектное бюро «Евгений Герасимов и партнеры» (Петербург) и NPS Tchiban Voss (Германия). Главным критерием отбора участников был, как пояснила Анна Катханова, руководитель отдела подготовки конкурсов КГА, опыт строительства в сложившейся исторической среде. Кроме того, двое из трех иностранных участников уже приобрели некоторый опыт работы в Петербурге — студия Mario Bota принимала участие в трех архитектурных конкурсах - “Мариинка-2”, реконструкция мебельной фабрики в Невском районе и проект Дворца Конгрессов в Стрельне (правда, ни один не выиграла), а David Chipperfield сейчас проектирует застройку территории бывшей трикотажной фабрики «Красное знамя».
За участие в конкурсе всем архитектурным студиям будет выплачена сумма 170 тысяч евро. С победителем будет заключен контракт, но его условия, как пояснила Надежда Винник, заместитель генерального директора «ВТБ-Девелопмент», генеральный директор «Петербург Сити», еще не разработаны. Но, как обещают представители инвестора, победитель получит права на проектирование и авторский надзор за исполнением проекта - «чтобы не повторилась судьба "Мариинки-2"».
Стоит отметить, что территория будущей «Набережной» относится к зоне регулируемой застройки (ЗРЗ-1) и находится под контролем у Комитета по охране памятников истории и культуры. Но... для будущего проекта сделано исключение. Хотя, как пояснил Алексей Комлев, заместитель председателя КГиОП, границы зон охраны и не поменялись, «высотные ограничения будут установлены в Правилах землепользования и застройки в соответствии с условиями конкурса, которые разработаны в КГА по согласованию с КГиОП». В переводе на общечеловеческий язык это означает, что вся ответственность за будущие превышения высот ложится на КГА.
Механизм согласования условий конкурса по «Набережной Европы» этими двумя ведомствами показывает, что расстояние от левого до правого крыла зданий на площади Ломоносова (где находятся КГА и КГиОП) непреодолимо. Корреспондент «Фонтанки» из частного разговора узнал о том, что КГиОП «снимает с себя ответственность» за территорию проекта. Заместитель председателя КГА Виктор Полищук, к которому мы обратились за разъяснениями, честно ответил, что он о планах КГиОП ничего не знает, кроме того, что они (планы) изменились. И... попросил корреспондента «Фонтанки» сообщить ему что-нибудь, что удастся узнать у чиновников по-соседству о будущем этой территории — по всей видимости, телефонная связь между двумя комитетами также отсутствует.
На территории ГИПХа находится несколько вновь выявленных памятников — объектов промышленной архитектуры. Но, объяснил Комлев, охранный статус с них снят. «Мы физически не можем их сохранить — не только из-за ветхости самих зданий. но и из-за плохого состояния самой территории. По его словам, для рекультивации бывшего химического производства, работавшего на оборону, придется снимать и вывозить 2-3 метра земли.
О том, как обсуждали этот проект на Градостроительном совете, “Фонтанка” уже писала уже писала. На пресс-конференции, посвященной открытию конкурса, Александр Викторов пояснил, что мастер-план проекта разрабатывался исключительно «на пробу» - «чтоб посмотреть, как будущие зоны будут взаимодействовать друг с другом» - и ни в коем случае не должен стеснять творческое воображение архитекторов.
Заказчик планирует разместить на участке, ограниченном набережной Малой Невки, переулком Талалихина, улицей Добролюбова и площадью Академика Лихачева, целый комплекс общественно-деловой и жилой застройки. Предполагается, что общая площадь «Набережной Европы» вместе с гигантским паркингом на тысячу машиномест составит 444 тысячи квадратных метров. 38-47 тысяч квадратов, как предполагалось, уйдут под офисные площади, 20-25 – под торговые, 15 тысяч займет театр балета Эйфмана, 130-150 тысяч отдадут под жилье, около 25 тысяч метров будет отведено под гостиничный комплекс. Кроме того, будет сделана и пешеходная набережная до Тучкова моста. «Создавать здесь транспортную магистраль нецелесообразно, - пояснил Александр Викторов. - Это повлечет за собой дополнительный серьезные затраты».
В 2010 году по условиям инвестиционного договора должно завершиться переселение Института прикладной химии (ГИПХ), который занимал это место с начала прошлого века. По информации ВТБ, для химиков строится здание в Капитолово, а также опытная площадка в черте города. Кроме того, в обременение к проекту для инвестора предусмотрена передача зданий для сотрудников ФСБ. Как сообщил президент банка, для них предусмотрено строительство 8 тысяч квадратных метров недвижимости в черте города и еще 2 тысяч – в области.
В проект собираются вложить около 2,5 миллиарда долларов (примерно 60 миллиардов рублей). Для реализации проекта банк ВТБ открыл летом кредитную линию. Непосредственным исполнителем работ по проекту будет выступать аффилированная группой ВТБ компания «Петербург-Сити». Заказчиком по документации пока проходит ГИПХ. Это условие поставил город до окончательного переезда института. Управлять же проектом будет «ВТБ-Девелопмент» (бывший ВТБ-Капитал), которым руководит Сергей Матвиенко.
Территория, на которой находится ГИПХ, принадлежит Российской Федерации. По договору, заключенному «Петербург Сити» с «Росимуществом», после выполнения всех инвестиционных условий «Петербург Сити» получает право возведения на этом участке комплекса зданий. В дальнейшем жилые дома переходят в собственность ТСЖ, инвестору же остается коммерческая недвижимость. Судьба территорий общего пользования еще не определена, но, как предположил Максим Соколов, они, скорее всего, перейдут в собственность города.
Историю возникновения проекта и перехода его из рук в руки “Фонтанка” описывала неоднократно. Напомним, что участок берега между Тучковым и Биржевым мостами собирались развивать еще в советское время. Первый проект реорганизации этого участка относится к 1990 году, но тогда не сумели договорится с военными, и ГИПХ остался на прежнем месте.
Впрочем, самые первые споры вокруг этой территории возникли еще в начале XX века — именно тогда впервые появилась идея застроить берег. Был объявлен архитектурный конкурс, но ни одна работа не оказалась достойна того, чтоб ее можно было реализовать на этом знаковом доля города месте. От ответа на вопрос: «a если ни один проект не окажется достойным реализации, хватит ли у вас мужества признать конкурс несостоявшимся?» - участники современного архитектурного конкурса предпочли уклониться. Отвечающий от имени организаторов Максим Соколов заявил: «Мы не можем так поступить с Борисом Яковлевичем Эйфманом! Идея театра современного танца уже перезрела. А проект превратился в масштабный долгострой. Его надо реализовать».
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
“Набережная Европы” - как не затмить амбициями панораму
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ