Градостроительный совет одобрил появление высотного кластера у метро «Парнас». Проект застройки Ушаковской набережной отклонили. И хотя заседали почти четыре часа, участники Градсовета были едины как никогда, оба решения — особенно второе - приняли без всяких споров и возражений.Но из-за значимости территории для города обязали заказчика провести конкурс по всем правилам.
Концепция развития территории рядом со станцией метро «Парнас» разработана Санкт-Петербургским институтом архитектуры. Проект представлял руководитель творческого коллектива Олег Романов, вице-президент петербургского отделения Союза архитекторов.
Напомним, в квартале, ограниченном 3-им Верхним переулком, проспектом Энгельса, Суздальским проспектом и территорией депо метрополитена «Парнас», предполагается создать современный деловой центр международного уровня, междугородний автовокзал и перехватывающую парковку. Будущая деловая зона «привязана» к жилому комплексу «Северная долина» - авторы проекта надеются таким образом решить проблему рабочих мест для жителей новых кварталов. Проект разрабатывался в партнерстве с Комитетом по транспорту.
По временному высотному регламенту в этом квартале разрешено повышение высоты до 109 метров. Доминантой квартала, по замыслу архитекторов, должна стать башня офисного центра высотой 101 метр. Район предполагается застроить зданиями от 46 до 80 метров. Проект выполнен в подчеркнуто современном стиле.
Желающих покритиковать работу мэтра среди присутствующих не нашлось. Юрий Курбатов сообщил, что «наконец-то создан новый язык архитектуры, новая среда». Проект называли «авангардным», «запоминающимся» и наделяли разными другими лестными эпитетами. «Я всегда слышал, что все гениальное — просто, но наконец-то впервые это увидел», - заявил один из ораторов.
Против течения пошел только заместитель председателя КГА Виктор Полищук. «Здесь разрешена высота 109 метров, а вы даже ее не добрали, - возмутился он. - Мы отклоняем заявки — у нас очередь желающих построить 200-метровые, 300-метровые здания, а у вас такое право есть, и вы отказываетесь!» Полищук предложил «уступить место, пригодное для строительства небоскребов, другим желающим, чтоб пытались строить высотки не в центре или на "Морском фасаде", а там, где это можно делать».
Предложение Полищука поддержано не было. «Не надо повышать эту застройку, она вполне гармонично смотрится, - запротестовал Владимир Григорьев. - А то, что она может потеряться на фоне будущей «Северной долины», так еще неизвестно, когда ее построят. А, скорее всего, просто не построят». «Да и нет такого человека, который мечтал бы построить двухсотметровый гроб, - заявил распалившийся архитектор. - Есть только те, кто мечтает продать двухсотметровый проект!». Анатолий Столярчук высказался более кратко, но не менее эмоционально. «Мне даже плохо стало от Вашего предложения. Виктор Ефимович, - обратился он к Полищуку. - Тут высоту ни в коем случае не надо повышать, а можно бы еще и понизить».
Критику вызвало предложенное проектировщиками решение транспортной проблемы. Расстояние от перехватывающей парковки от станции метро составляет 600 метров. «Во всем мире парковки просто «садятся» на станции, а расстояние в 100 метров уже считается неудачным решением, - заметил Никита Явейн. - Проходить полкилометра от машины до общественного транспорта не будет никто — это немыслимо, это очень большая потеря времени».
Но, как выяснилось, расположение парковки определил метрополитен, да и часть территории проектируемого квартала принадлежит этому ведомству. Все попытки решить задачу упирались в то, что у подземки «имеются какие-то свои планы на развитие территории».
«Значит, нам надо собраться вместе с сотрудниками метрополитена, узнать их планы и прийти к какому-то совместному решению», - подвел итоги дискуссии председатель КГА Александр Викторов. С этой оговоркой проект и утвердили — для дальнейшей доработки.
Накопившуюся энергию выплеснули во время второй части заседания Градостроительного совета — многофункциональный комплекс «Кловер Плаза», который собираются построить на бывшей территории «Северного завода», раскритиковали самым жестоким образом. «Что это сегодня такие страсти кипят?» - заинтересовался кто-то из заказчиков. «Видимо, вспышки на Солнце», - ответил ему сосед.
Правда, проект критиковали вполне обоснованно. На Ушаковской набережной, в месте слияния Черной речки с Большой Невкой ООО «Мэл» планирует создать некий многофункциональный комплекс — офисные, торгово-развлекательные центры и жилые дома. Инвестор провел «внутренний конкурс» и выбрал понравившуюся концепцию, проектирование было доверено ООО «Рамболь».
Квартал предполагается застроить домами высотой 48 метров, притом три здания внутри квартала — высотой 78 метров — станут доминантами. Две трети территории отданы под деловую зону, жилая группа рассчитана на 2,4 тысячи жителей. Какие-либо объекты соцкультбыта не предусмотрены.
Представлявший проект Сергей Терских долго рассказывал о том, что высотный регламент для этой территории противоречив: значения разрешенных высот варьируются от 48 до 78 метров, что, хотя мастерская Николащенко и рекомендовала ограничиться высотой 62 метра, но «проведенная экспертиза и анализ предпроектных проработок показали, что можно поставить и 78». В доказательство собравшимся были предъявлены панорамы и модель.
«Ну-ка, ну-ка, - заинтересовался Михаил Сарри. - По-моему, авторы выполнили панорамы некорректно. Давайте, проверим!». По его требованию на экран был выведен кадр с изображением телебашни. «Высота телебашни 316 метров, значит ваши высотки должны составлять одну треть башни. Они не дотягивают — то есть Вы изобразили заведомо пониженную застройку», - заявил Сарри.
Присутствующий на заседании заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев поддержал критику высоток и потребовал «вывести на экран кадр с Петропавловкой». «Вы же видите, что здесь уровень безопасности, по Николащенко, составляет 48 метров. Все, что выше, это — протыкающая этот уровень застройка, - возмущался он. - Такое строительство недопустимо».
Критиковали не только высоту будущих зданий, но и композиционное решение и «несоответствие петербургскому стилю», и просто — неуместность появления в «важнейшем градостроительном месте безликого ансамбля». В процессе обсуждения выяснилось, что проект не предусматривает школы, а запланированная площадь зеленых насаждений в три раза меньше допустимой нормы. «Школу мы не стали делать, потому что в соседнем квартале находится недогруженная. Дети могут ходить туда», - пояснил Терских. «Это что, на другом берегу?!» - охнули в зале. «Ну, да, - ответил Терских. - В этом квартале школу поставить негде».
«Этот проект недопустим, - сделал вывод Александр Викторов. - И не только с архитектурной точки рения, здесь попросту нарушены все нормативы. В таком виде он никогда не может быть согласован». Градсовет вынес резолюцию — проект отклонить, а, учитывая значимость этой территории для города, обязать заказчика провести архитектурный конкурс - «на основании утвержденных правил». Представитель заказчика от комментариев по поводу решения Градсовета воздержался.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
На Парнасе высоты недобрали, на Черной речке - перебор
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ