Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Робин Бобин и гипермаркет

Робин Бобин и гипермаркет

292
фото: www.stuff.co.nz

Когда попадаешь в гиперкмаркет и видишь битком набитые телеги, сознаешь - именно столько съедают соотечественники. Или не съедают, но все равно скупают, а потом выкидывают. И так, и так - сплошные расходы. Как сэкономить в гипермаркете, решил выяснить корреспондент «Фонтанки».

Я теперь точно знаю, англо-саксы — пророки и провидцы. Не каждый по отдельности, а как нация в целом. Они предсказали появление гипермаркетов за четыре века до их изобретения. Ведь именно о посетителе гипермаркета написана знаменитая английская народная дразнилка про Робина-Бобина. Кем как не покупателем гипермаркета может быть тот, кто: «ate more meat than fourscore men, ate a cow... ate a calf...», - и много чего еще, и все равно остался голодным? Когда попадаешь в гипермаркет и видишь битком набитые телеги, сознаешь - именно столько съедают соотечественники или не съедают, но все равно скупают, а потом выкидывают.
И так, и так - сплошные расходы. Как сэкономить в гипермаркете, решил выяснить корреспондент «Фонтанки».

Хроническое недопотребление

Недавно заметил, при входе в гипермаркет - не важно IKEA это или Ramstor - было бы очень полезно плотно прибинтовывать к телу руки моей малолетней дочери. В противном случае тележка моментально заполняется массой вполне милых, но вредных или уж, во всяком случае, не нужных мелочей. От леденцов и чипсов до ярких лент и тряпок-ухваток. Вещица, каждая в отдельности, не очень-то дорогая, но в целом может набежать весомая сумма, а потом это вредное-ненужное или съедается или выбрасывается. И то, и другое плохо.
Российский философ Рыклин сформулировал это так: страна много веков жила в ситуации хронического «недопотребления», и теперь пустилась во все тяжкие. Как та монахиня, что в сорок лет решила уйти из монастыря. Так что с философской точки зрения поведение моей дочери, родившейся, когда уже можно стало потреблять, вполне объяснимо. К тому же она еще мала и не разумна. Но ведь так же ведут себя и взрослые.

По статистике, мужчины чаще, чем женщины, подвержены действию «продовольственно-потребительского закупочного ажиотажа». Мужчины в магазине обычно выкладываются на полную, покупая все, чего, по их мнению, не хватает для полного семейного счастья.
Мужчины становятся жертвами «ауры супермаркета» и покупают, покупают... то, что надо, то, что нравится, то, что рядом лежит, то, что со скидкой. А платят кредиткой, не глядя на ценник. Обладателям кредиток в супермаркете выбивают гораздо более длинные чеки. Впрочем, женщины, хоть и ведут домашнее хозяйство и помнят о бюджете, тоже часто впадают в «ненормированный потребительский раж» и тогда семейные финансы поют романсы, а ритейлеры богатеют.

А la guerre comme à la guerre

Фантом потребления бродит по России, как некогда бродил по Европе призрак коммунизма. Гипермаркеты открывают чуть не каждый день, а потребителям все мало и мало. Многие торговые центры начали работать круглосуточно, а очереди к кассам все равно выстраиваются. Ритейлеры все также богатеют. Теперь аналитики всерьез советуют инвесторам вкладываться не в акции «Газпрома» или «Роснефти», а в ценные бумаги, эмитированные розничными торговцами. Это знак – для всех нас!

На чем они богатеют - на сравнительно честном отъеме денег у покупателей, то бишь изымают их у нас с вами. Причем действуют смело, дерзко и строго по науке. Тут тебе и маркетинг, и мерчендайзинг, и промоушн... Идет настоящая война — за наши деньги. Ради них торговцы готовы на все (речь не об обвесах, обсчетах, двойных чеках, хотя и такое встречается сплошь и рядом).

Речь о том, как лучше и эффективнее заставить купить... Чтобы заставить купить, воздействуют на все органы чувств. Музыка — для каждой категории потребителей своя. Утром для пенсов ностальжи из СССР, днем для подростков рэп или хип-хоп, по вечерам репертуар для покупателей среднего возраста.

Витрины с прохладительными напитками подсвечивают голубым светом, а с мясом — розовым, чтобы выглядело попривлекательнее и хотелось немедленно купить. Яркие ценники - с процентами скидки, яркие баннеры: «Акция! Только у нас!». Запахи — обязательно... Потрогать, попробовать — непременно... В общем, посмотришь, послушаешь, потрогаешь, понюхаешь и купишь, хотя и не хотел. Сплошное насилие над потребителем.

Но раз они с нами так, то и мы должны быть готовы: воевать за свои деньги и сопротивляться насилию.

Из опыта зрелого общества потребления

Все это уже проходили те, кто попал в общество потребления гораздо раньше нас. На пресловутом Западе уже научились: и лечить «болезни изобилия», вроде ожирения или «шопоголизма», и сражаться за свои кровные в гипермаркетах.

Разумеется, учебников для потребителей нет. Точнее есть, но пишут их как раз производители, так что их надо штудировать, сохраняя здоровый скептицизм.

Основной закон прост, как пареная репа: прежде чем купить, подумай - нужна ли тебе эта вещь, и если нужна, то зачем? Сказать легко, сделать трудно.

По статистике (опросы проводят ритейлеры на свои деньги, это их «военная разведка»), 80% покупателей принимают решение «купить» уже придя в магазин, чем и пользуются устроители распродаж и акций: «купи больше и дешевле, скидка только у нас и только сегодня, попробуй новый сорт колбаски, купи две пачки и получи подарок!» - и т.д. и т.п. До бесконечности.

В процессе потребления испанцы-итальянцы-британцы-французы выработали определенные навыки и пользуются ими неуклонно, хотя иногда интуитивно.
Мой испанский друг Хесус, отец большого многодетного семейства, за продуктами ездит в гипермаркет. Раз в неделю. Перед поездкой составляет план баталии: что и сколько нужно купить. Овощи, мясо, напитки... Покупки совершает только по списку и на выставленную уже у самой кассы жвачку и леденцы внимания не обращает, если конечно, их нет в списке.
Больше никаких продуктовых магазинов. Даже если запасенные продукты кончились до следующей субботы. Например, дети высосали за два дня все 7 трехлитровых упаковок с соком, значит, будут пить воду. А если мясо кончилось в четверг, то до конца недели семейство переходит на вегетарианскую диету и будет есть макароны или вареную кукурузу.
- Если я выйду из бюджета и потрачу на продукты больше, чем запланировано, нечем будет погашать кредит, значит долг, значит проценты, - так объясняет Хесус свое жестокосердие.

Другая знакомая - Элена, она живет в Париже, в принципе не участвует в акциях-дегустациях. И если ей надо 2 пакета йогурта, а в рамках акции предлагают купить 5, но по цене четырех — она проходит мимо. Зачем? Все равно выбрасывать придется. Элена ни за что не купит блузку, если пришла в магазин за туфлями. Она знает цену ярлыкам «скидка 80 %». Элена - стоик, она на своей шкуре изучила, что почем в обществе потребления. В обществе, где половина граждан превратилась в Робинов-Бобинов, а другая половина научилась вести себя на войне, как на войне.

Сегодня за обедом изложил тезисы этого эссе коллеге. Она возмутилась: «Еще чего, буду я на макаронах сидеть! Экономить на продуктах — последнее дело!» Видать, она так и не поняла, что есть разница: не есть лишнего или не покупать вредного, не то же самое, что экономить на еде. Почувствуйте разницу!

Сергей Черкасов,
Специально для «Фонтанки»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5