Говорят, что ремонт — это стихийное бедствие, совершенное группой лиц по предварительному сговору. А еще говорят, что ремонт равнозначен двум наводнениям. И еще говорят, что ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить. Самое грустное, что как веревочке ни виться, а ремонт делать придется. Любому. Рано или поздно. Как минимизировать затраты на организованное стихийное бедствие, попытался разобраться корреспондент «Фонтанки».
Первое и самое главное: затраты на ремонт бывают финансовые, временные и нервно-паралитические - это когда нервы уже на пределе, а паралич близок, потому что сил нет, а конца-края ремонту не видно. Но сначала о финансах.
Финансы
Универсальной «цены» ремонта не существует. Смотря кому что надо.
Мой приятель Максим на чуть ли не капитальный ремонт своей «двушки» площадью в 60 квадратных метров потратил 45 000 $. Это с заменой всех коммуникаций, батарей, потолков, стен, сантехники и прочая. Ремонт занял год.
Другая приятельница Анна ремонтировала в прошлом году «двушку» поменьше и уложилась в 2 500 $. Поклеить простенькие обои, покрасить потолки, отчистить от вековой пыли и краски рамы, обработать оконные блоки. Сантехнику она не меняла (за исключением одной прохудившейся трубы и одного текущего крана), а двери покрасила сама. Валиком.
Самый простой способ подсчитать необходимые денежные запасы: попросить рабочих составить смету на проведение необходимых именно вам работ с учетом стоимости материалов, а потом умножить ее на 2.
В сети на специализированных сайтах можно найти калькуляторы ремонта. Забавная игрушка. Но, скорее, все же игрушка. К реальному ценнику отношения не имеют. Люксовый ремонт Максима оценивают в 100 000 американских денег. Ремонта Анны в смете нет. Может потому, что большая часть калькуляторов создана московскими строительно-дизайнерскими фирмами.
Леха, человек к ремонту близкий, сам когда-то подряжался клеить, красить, кафель класть, а сейчас делает мебель на заказ, наотрез отказался называть средний ценник по городу: «Все зависит от того, кого, когда, на какие работы нанимаешь. Укладка кафеля может стоить от 400 до 1000 рублей за метр квадратный, электрика от 10 $ за «точку» до 1 500 рублей в день». Кстати, за этот день мастер поставит точек 15-20. Стоимость оклейки-покраски-настилки пола зависит от сложности работ. Одно дело просто поклеить обои, другое — полностью обработать, отшпатлевать и выровнять стены, а уж потом клеить-красить. Железный закон: чем выше категория ремонта и дороже материалы, тем выше стоимость работы. Мастера страхуются на случай ошибки и «вааще», обидно, когда человек дешевле какого-то там паркета стоит! Так что стоимость ремонтных работ прямо пропорционально связана с ростом цен на стройматериалы.
Время
Универсального «срока» ремонта не существует. Как кому повезет. С материалами, рабочими и просто по жизни.
У Максима ремонт тянулся год. За это время он сменил две ремонтно-строительные фирмы, также у него работала бригада узбеков, а завершала ремонт бригада белорусов. Анна уложилась в полтора месяца и в услуги одного рабочего.
Самый простой способ подсчитать, сколько времени займет ремонт, это спросить будущую бригаду, как долго они намерены трудиться, и умножить результат на два или даже для надежности на три. Во избежание ненужных иллюзий.
Чтобы ремонт не затянулся сверх меры, за рабочими надо следить. Рабочий, найденный Анной - очень положительный усач, живущий с женой и грудным ребенком только на то, что зарабатывает этими самыми ремонтами, обещал справиться за неделю - дней десять. Казалось бы, тянуть не в его интересах. Попросил платить по 500 рублей в день, а остальной расчет по окончании работ. Получил вперед 3 000 и запил. В результате вместо 10 дней, работал все 20.
Максим менял рабочих как перчатки и убежден: для того, чтобы работы шли согласно графику, их надо проверять ежедневно. То есть каждый день, по утрам или вечерам приходить и проверять, что именно и насколько качественно сделано. Так что ремонт - это тяжкий труд не только для них, но и для вас.
Еще ремонт затягивается из-за материалов. Точнее, из-за их отсутствия. Не в смысле «дефицита», знакомого всем, кто родился в СССР. В магазинах витрины и прилавки ломятся. Но как правило большая часть выставленных «кафелей-обоев-паркетов-карнизов» в потребных для полноценного ремонта количествах хранится где-то на отдаленных складах и соответственно доставки надо ждать от месяца до двух.
Чтобы работы шли бесперебойно, надо составить точный график и заказывать материалы заблаговременно, тогда простоев у бригады не будет. Но это тоже чревато: вдруг рабочие запили и еще возятся с черновым полом, а вам уже привезли пушистый белый ковролин для спальни? Что с ним будет - подумать страшно.
Люди
Кого нанять? Ответов на этот вопрос ровно три.
Фирму, бригаду узбеков-молдаван-белорусов или «дядю Мишу»-индивидуала.
От правильного выбора зависит ваше нервно-психологическое состояние к моменту окончания ремонта.
- С фирмами три беды, - рассказывает Максим, нашедший своих фирмачей-ремонтников банально обзванивая конторы, упомянутые в «Желтых страницах». - Далеко не все соглашаются ремонтировать относительно небольшие квартиры. Им Константиновский дворец подавай. Еще меньше компаний, обещающих офигительный ремонт, согласны работать без дизайн-проекта. Так что если ты и без дизайнера знаешь, что тебе нужно, они сразу киснут и отказываются. А самое главное, работают в этих фирмах те же «дяди Миши» или «узбеки-таджики-молдаване-белорусы», только к стоимости их труда добавлены расходы на зарплату генеральному и прочим директорам, а также на аренду и прочую оргтехнику.
Кстати, по наблюдениям Максима, именно рабочие «от фирмы» чаще всего норовят втюхать тебе один и тот же цемент на стяжку или еще что раза три-четыре.
И вообще, к пролетариату из ремонтной сферы Максим после ремонта начал относиться как профессор Преображенский: рабочие сволочи... Если не сказал, значит, не сделают. Не сказал - не курите здесь — будут. Не сказал - окна новые, не загадьте - загадят. Не сказал - по паркету в сапогах не ходить, значит, будут ходить.
Леха с ним в принципе согласен: ремонтно-строительные фирмы склонны «заряжать» клиента по максимуму. Рабочие охотно разводят хозяев на 150 мешков цемента или алебастра вместо 4, а качество ремонта очень часто на риске потребителя.
Иерархия ремонтных рабочих из вольных выходцев с просторов СНГ, с Лехиной точки зрения выглядит так:
- узбеки и другие южане, за ними нужен глаз да глаз, к тому же не умеют работать со многими современными материалами;
- молдаване, умеют чуть больше, но пригляд нужен;
- белорусы, они на этом рынке дольше всех и умеют больше, отчего стали чуточку борзыми. Правда, у Максима от его белорусов впечатления остались самые приятные.
И все же Леха рекомендует найти правильного «дядю Мишу». И пусть делает все сам или со своими собственными подсобниками. Только он обязательно должен быть «правильный», этакий русский Левша, который и сантехнику, и кафель, и полы, и с новинками рынка знаком... Найти такого можно только по рекомендации - в объявлениях у них у всех «быстро, чисто, качественно».
P.S.
Один мой знакомый кандидат философских наук недавно явился на факультет воодушевленный: сам поменял ванну и все трубы-подводки. Страшно горд, размышляет о том, что интеллект позволяет легко осваивать и столь далекие от философии специальности и собирается менять ванну в квартире у мамы....
Сергей Черкасов,
для «Фонтанки.ру»
Спецоперация «Ремонт»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ