Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Еще раз о «Волкодаве»

Еще раз о «Волкодаве»

805
Фото: semenova.olmer.ru

Экранизация романа Марии Семеновой «Волкодав» вызвала противоречивую реакцию у поклонников этой книги. На встрече автора с читателями выяснилось, что и саму писательницу устраивает в фильме далеко не все, но она утешается тем, что картина могла быть значительно хуже.

Автор не смирилась с тем, что кинематографисты оставили в своем произведении от ее произведения. Но общий лейтмотив её отношения к «Волкодаву» можно сформулировать коротко и просто: «лучше так, чем никак». Встречу писательницы Марии Семеновой с читателями предварял показ фрагментов из фильма. Во взгляде Марии Васильевны при просмотре сцен драк и погонь можно было прочитать смесь удовлетворения и иронии.

«Все совпадения сугубо случайны, все расхождения сугубо закономерны», - так начала она общение с заполненным до отказа залом, имея в виду то, что осталось в фильме от книги.

Картина стала тем редким случаем, когда мнение автора книги совпало с мнением пользователей интернета (подавляющее большинство откликов, в том числе и на нашем форуме, были ругательными). «Кто-то в сети очень правильно написал: «Да, недостатков масса. Да, ругать фильм можно, ругать фильм нужно. Но, ребята, это наш ребенок». Именно так к нему и следует относиться. Вот надулись и родили, что смогли. Это первая ласточка, первое русское фэнтези в кино. И создали его отнюдь не из квасного патриотизма, вот дескать наш ответ «Властелину колец», - сказала писательница.

Семенова выразила надежду, что другие фильмы будут лучше. А дальше с улыбкой предупредила, что сейчас будет говорить «гадости» об экранизации. Первое: сцена убийства главным героем своего смертельного врага в начале фильма. В книге Волкодав расправляется с истребителем всего своего рода хладнокровно, быстро и без лишних усилий. В кино же вместо этого разыгрывается зрелищная драка на мечах. По словам автора книги, режиссер Николай Лебедев объяснял ей: «Да вы что?! Так в кино нельзя! Он врывается и молча, без объяснений убивает человека старше себя?! А потом я полфильма должен буду доказывать зрителю, что он хороший!» И привел хрестоматийный пример, что если в начале картины персонаж пинает бездомного котенка на лестничной площадке, то потом никакими усилиями сделать из него положительного киногероя не удастся.

Второе – то, как в фильме Волкодав выполняет свои обязанности телохранителя кнесинки Елень. Первое правило этой профессии – ни шагу от охраняемого тела.

– Мне всегда смешно, когда в фильмах о телохранителях герой куда-то бежит, прыгает с самолета на катер, с катера в автомобиль, совершая какие-то подвиги. А специалисты говорят: первое правило – ни шагу от клиента. Я же не с потолка это взяла, я с профессионалами консультировалась. Это незыблемые аксиомы работы телохранителей всех времен и стран. Убеждала в этом Лебедева. Не убедила.

Третье: в сцене истребления Рода Серых Псов Волкодав позволяет закрыть себя телом своей беременной матери. А ведь по книге дело происходит перед обрядом инициации героя, то есть там он уже практически взрослый мужчина.

– Если бы он прятался за мамкой, которая на сносях, то из него бы вырос не Волкодав, а, извиняюсь, болонка какая-нибудь, - считает Семенова.

В общем, получается, что логика романа была принесена киношниками в жертву зрелищности. Список авторских претензий можно продолжить. Тут и процветающий купеческий Галирад (аналог домонгольского Новгорода), обернувшийся в фильме «холерно-чумным средневековьем», и много чего еще. Но критика Семеновой не носила форму разноса. Она говорила в тоне мягкой иронии. Да и вся встреча с читателями прошла в оптимистическом ключе. Разъяснения писательницы насчет каждой нестыковки между фильмом и сценарием вызывали у присутствовавших веселье, а отнюдь не суровый гнев на плохишей-кинематографистов. Просто в очередной раз получил подтверждение общеизвестный факт, что кино и литература – два очень непохожих вида искусства, и любая экранизация всегда оставляет желать лучшего. С точки зрения прозаика. Тем более если речь идет о потенциальных блокбастерах, гонка между которыми составляет сейчас главную интригу отечественной киноиндустрии.

В период съемок Николай Лебедев отказывался отвечать на вопросы о расхождении в сюжетах фильма и романа. Только подчеркивал, что фильм по своей структуре ближе к короткой повести, что ему противопоказано большое количество ответвлений сюжета, как в романе, а главное – нужна развязка. Сам он назвал финал фильма «Волкодав» «попыткой развязки, не исключающей возможности продолжения». Понятное дело, - какой же блокбастер без сиквела. Семенова не против кинопродолжения, не против Лебедева в роли постановщика («знакомый зверь лучше незнакомого», – иронично говорит она). Что касается поклонников книжного «Волкодава», то самые «терпимые» из них еще до выхода фильма на экраны заняли позицию сдержанного любопытства и снисходительности.

И все- таки Семенова выразила радость, что в фильм попала хотя бы «исчезающее малая» доля того, что она доказывала Николаю Лебедеву во время их одиннадцатичасового спора. И cимволично, что приз (комплект из пяти книг о Волкодаве) для самого активного читателя по итогам встречи получил молодой человек, который не читал романа.

Антон Семикин,
специально для Фонтанки.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях