В городском суде Петербурга завершился судебный процесс по делу об убийстве вьетнамского студента Ву Ань Туана. В итоге убийц иностранца будут искать снова, а те, кого обвиняли в этом жестоком преступлении, наказаны за иные грехи. О том, как их «привязали» к убийству вьетнамца, «Фонтанке» рассказал очевидец процесса. Он все время находился в зале суда, а потому знаком с показаниями подсудимых.
Приговор обвинительный, но не окончательный
- Вы сейчас тут дошутитесь до пятнадцати суток административного ареста, - осадил судебный пристав развесилившуюся в ожидании приговора по делу об убийстве вьетнамского студента подсудимую молодежь. Чем вызвал новый взрыв смеха и колкий ответ одного из фигурантов дела:
- После двух лет изолятора – не очень страшно!
Через час одного из шутников, признанного присяжными виновным в избиении китайского студента, возьмут под стражу. Его девушка, якобы обиженная в магазине «Дикси» на улице Савушкина этим самым китайским студентом, наверное, не раз уже пожалела, что пожаловалась своему парню: молодой человек «разобрался» с обидчиком, и в результате благодаря признанному присяжными мотиву национальной розни получил за драку без телесных повреждений три года колонии-поселения. Причем, почти два года – с 7 февраля 2005-го по 23 октября 2006-го года – молодой человек уже провел за решеткой: ему, как и еще двенадцати парням и одной девушке, помимо собственных грехов вменялось убийство вьетнамца Ву Ань Туана. Три недели с момента оглашения вердикта присяжных, оправдавших всех обвиняемых в убийстве студента из Вьетнама, он провел дома, и вот – снова в изолятор. Впрочем, ореол рыцаря у осужденного также неоднозначен: в 2005-м году он получил условный срок за грабеж.
К реальным срокам отбытия наказания приговорены еще двое подсудимых. Несовершеннолетний парень, также отпущенный под подписку о невыезде после вердикта, приговорен к 2 годам 6 месяцам колонии-поселения. Суд признал, что именно от него и двоих «неустановленных» лиц в один из дней января 2005-го года на станции метро «Площадь Александра Невского» арабский студент Алодоу Халид получил несколько ударов по голове, животу и спине.
Если этим двоим хотя бы удалось глотнуть свободы, перед тем как на их запястьях снова сомкнулись наручники, то третий несовершеннолетний подсудимый, приговоренный к 3 годам 6 месяцам колонии общего режима, так и не покинул тюремных стен. Его признали виновным в двух грабежах. Присяжные признали, что именно он в сопровождении двоих не установленных следствием лиц «недружелюбно встретил» гражданина африканской республики Гана Джекки Адеми на Петроградской стороне. В итоге этой встречи Джекки бросился наутек, избавившись для скорости от рюкзака. Который со всем содержимым – 50 долларами США и мобильным телефоном – достался грабителям. В результате второго эпизода – грабежа - ему достался принес, как решили присяжные, еще один мобильный телефон, ранее принадлежавший несовершеннолетней русской девушке.
Единственная девушка-подсудимая, приговоренная к году колонии-поселения за один отобранный у маленькой русской девочки мобильный телефон, попала под амнистию. Еще один молодой человек приговорен к штрафу в 20 тысяч рублей за драку с азербайджанцем. Также к штрафам от 19 до 20 тысяч рублей приговорены трое несовершеннолетних подсудимых, но их суд освободил от наказания в связи с истечением срока давности совершенных ими преступлений.
Одним из итогов судебного процесса по делу Ву Ань Туаня стала жалоба подсудимых на незаконные методы следствия. Однако из горпрокуратуры пришел ответ, что проведенная проверка нарушений не выявила, следователь горпрокуратуры и милицейские оперативники действовали строго по закону. С проверкой управились удивительно быстро – всего за три дня. Все вышеупомянутые должностные лица, кстати, пошли на повышение. Следователь прокуратуры, который вел дело, например, назначен заместителем прокурора Адмиралтейского района. Но суперпроцесс все равно обернулся суперскандалом. Скандальность ему обеспечили не только нестыковки официальной версии преступления, но и откровения подсудимых по поводу того, какими методами велось расследование.
Срочно нужен результат!
Вьетнамский студент Ву Ань Туан был убит вечером 13 октября 2004-го года на улице Льва Толстого. Видеокамера, установленная над одним из здешних подъездов, зафиксировала, как по тротуару улицы двигалась группа из 14-ти молодых людей в черных кожаных куртках. Впереди группы шел высокий молодой человек, который указал на другую сторону улицы, по которой, предположительно, шел вьетнамец. Прозвучал клич: «Погнали!», после чего и вся группа стала перебегать проезжую часть.
Говорят, что, первое, что было сделано милицией после убийства вьетнамского студента, - это облава на всех подростков в округе. На официальном языке это называется «проверкой на причастность». Несколько подозрительных личностей, в основном распивавших пиво в близлежащих дворах, были задержаны. А вот служебную собаку на место преступления привезли почему-то лишь спустя сутки. Милиционеры обошли множество ларьков и магазинов, опросили водителей проезжавших мимо трамваев, подобрали кучу пустых бутылок, чтобы снять отпечатки пальцев – результат нулевой. Зато сторож одной из закрытых территорий, расположенных неподалеку, поведал, что в 22.40 на объекте сработала сигнализация, он вышел проверить, в чем дело и наткнулся сначала на одну группу перелезших через забор молодых людей, затем к ней подтянулась другая, - всего человек 12. Они сказали, что идут с танцев и попросили открыть ворота. Сторож выполнил просьбу. Молодые люди, по его словам, были не запыхавшиеся, спокойные, трезвые. Но их никто искать не стал.
Спустя какое-то время удалось найти мобильник убитого Ву Ань Туана. Новый владелец телефона поведал, что купил его на рынке «Юнона». Торговец подтвердил этот факт и сказал, что в свою очередь приобрел «Мотороллу» с нерусифицированным меню у какого-то парня, который принес ее в скупку. Между тем один из задержанных во дворах – несовершеннолетний подросток по кличке Зверь, и до этого примелькавшийся у местных милиционеров, вдруг начал давать показания. Но уж больно они были фантастичными и «место преступления» парень указал совсем другое.
Впоследствии выяснится, что задержанный любит придумывать про себя разные небылицы (например, про то, что у него миллион долларов на счету в швейцарском банке или что он – игрок дубля «Зенита»), а родители даже водили его к врачам. К тому же, запрос в метрополитен показал, что именная магнитная карта подростка сработала на вход на станции метро «Петроградская» в 21. 47. То есть он покинул район преступления за 20 минут до убийства! Но следствие все равно оставило Зверя в поле зрения, да еще подтащило к делу его младшего брата. Однако всех остальных задержанных вскоре пришлось отпустить.
Оперативно-следственная группа оказалась в тупике. В связи с этим следователь рассылает запросы, требует, чтобы милиция предоставила ему сведения обо всех лицах, так или иначе засветившихся в инцидентах с иностранцами, ранее судимых или просто трудных подростках Петроградского района. ГУВД начинает предоставлять следствию сведения о тех, кто «может быть причастен к убийству». В числе кандидатов, помимо скинхедов, оказывается много лимоновцев (хотя они никогда не были замечены в нападениях на иностранцев), известный языческий волхв, а также руководитель одной националистической партии1941-го года рождения, который был вынужден давать объяснения, что он не является членом молодежных группировок.
Параллельно в кабинет следователя начинают стекаться всевозможные слухи из подростковой среды. Кто-то кому-то про кого-то сказал. «Вьетнамца мог убить парень по кличке Веселый молочник», «это сделал Саша Лысый», « к убийству могут быть причастны парни из группировки «White energy», которых еще называют «батарейками», некто «Танкист» вскоре после убийства перестал появляться в подземном переходе на Петроградке, некто Ганс там же в переходе проговорился, что милиция может искать его за какое-то «серьезное дело».
Всех их находят, процеживают как через сито. В конце января вышеупомянутый Ганс – Алексей Дебердеев в сите застревает. Следствие решает остановиться на этом подростке-астматике из не совсем благополучной многодетной семьи. Вторым в списке становится приятель Дебердеева – Сергей Факеев, парень, проведший почти всю жизнь в детдоме.
«Говори, или посадим в камеру к черным»
И Дебердеев, и Факеев начали давать признательные показания. Но если первый делал это многократно, то второй отказался от своих слов уже на следующий день в кабинете следователя. Оба рассказали на суде, как их в милиции избивали люди в масках и еще - двое оперативников с «открытыми» лицами». Параллельно им показывали фотографии разных подростков, в основном из тех, что вечерами тусуются в подземном переходе на Петроградке, велели называть своих друзей. Дебердеев сказал, что его не только били, но еще и пристегивали наручниками к батарее, поили водкой. Факееву, по его словам, прозвучавшим в суде, угрожали так: «В камеру к черным посадим, все расскажешь. Что захотят, то и будут с тобой делать, переломают все. Так что лучше дай показания, а потом, если что, откажись. Если будешь стоять на своем - 20 лет получишь». Примерно так же, по рассказам парней, урезонивали их и... адвокаты - предоставленные следствием так называемые «положняковые» защитники. Некоторые из них сыграли роль в том, чтобы посадить своих подзащитных на скамью подсудимых.
Родители подсудимых рассказывают, что им упорно не давали приводить своих адвокатов. Аргумент следователей: что у вас денег много? А ведь и вправду небогатая семья, каких большинство в этом деле, задумается, что предпринять в такой ситуации: брать в банке кредит на оплату нормального адвоката или согласиться на «положнякового»? Видимо, далеко не случайно «главная надежда следствия» Алексей Дебердеев внезапно отказавшийся от своих показаний перед началом судебного процесса, сделал это даже в обход своего адвоката, направив письмо прямо судье (в нем он отказался не только от показаний, но и от услуг своего адвоката).
Алексей Дебердеев рассказал в суде, что перед уличным экспериментом ему устраивали тренировки с выездом на место, заставляли зубрить по бумажке показания, которые он должен был озвучить перед телекамерой. Телемонолог этот, продемонстрированный в суде, действительно очень странный. В нем молодой человек буквально сыплет типично прокурорскими словечками-штампами, а если сбивается, смотрит на следователя, будто ищет подсказки. И тот действительно приходит к нему на помощь: «А помните вы еще говорили, что на убийстве с вами были такие-то...?» Наговорив, по всей видимости, то, что от него хотели, Дебердеев был отпущен на подписку. И сразу же сбежал. По словам его родителей, выступивших в суде, парень сделал это потому, что боялся милиции и не хотел отвечать за чужое убийство. Но, спустя несколько месяцев, Дебердеева изловили. И он продолжил давать показания.
Версия обвинения
Итак, что же оказалось вложено в уста главного свидетеля обвинения? Дебердеев показал на допросах, что 13 октября 2004 года он приехал в традиционное место сбора на Петроградке – клуб «Ровесник» на Ординарной улице, который еще называется «Беспокойные сердца» или сокращенно «Б.С.» . Откуда в 21.30 компания (от допроса к допросу он увеличивал количество участников акции постепенно доводя ее до требуемых 14 человек) двинулась через подземный переход на улицу Льва Толстого. Там они зашли в магазин, купить пива и отправились дальше. Целью нападения был выбран азербайджанец-продавец арбузов, чья палатка размещалась на углу Льва Толстого и Рентгена. Но до палатки группа не дошла нескольких метров – им на встречу попался вьетнамский студент и вся команда кинулась на него.
Ву Ань Туан сперва вывернулся, но уже через несколько метров его настигли, стали резать и колоть ножами – они были у пятерых. Один из группы нанес вьетнамцу удар бутылкой по голове, от чего та разбилась. Другой нападавший бил жертву ремнем с пряжкой, остальные – ногами, обутыми в тяжелые ботинки. В это время Зверь ( о котором шла речь выше) достал у Ву Ань Туана или подобрал с земли мобильник. После нападения все побежали по Рентгена, свернули во дворы, перелезли через забор, встретили сторожа, тот открыл им ворота, выходящие на улицу Чапаева, за которыми группа разделилась – те у кого были ножи, побежали налево, остальные направо. На уличном эксперименте Дебердеев указал точное место, где он и другие выбросили ножи. Потом он уже в одиночку побежал по набережной, зашел в «Макдональдс» возле метро, чтобы вымыть в туалете окровавленные ботинки. 15 октября он опять приехал на Петроградку, где там же возле «Ровесника» увиделся с некоторыми из участников убийства - обсуждали, чего говорить, если их поймают. Вот собственно и вся картина.
Черная кошка в темной комнате
Прежде всего вышла большая путаница с местом и временем. На самом деле, «Ровесник», «Беспокойные сердца», «Б.С.» - это не один, как значится в показаниях, а три совершенно разных клуба на Петроградке. А Дебердеев повел следственную группу на эксперименте вообще от четвертого – «Башни». От нее до улицы Льва Толстого – не более 5 минут ходьбы. Группа же, вышедшая из двора в 21.30, только в 21.57 умудрилась добраться до места, где ее засняла видеокамера,– то есть за 27 минут. Удивительно, но так же медленно, она покидала место преступления. Убийство произошло в 22.10. До забора, через который Дебердеев с друзьями якобы перелезал на закрытую территорию – не более 5 минут ходу. Но сигнализация там сработала в 22.40, то есть спустя полчаса! Дальше больше. Дебердеев на следственном эксперименте указал иное место преступления, запутался в двух расположенных по соседству скверах.
Следователи по загадочной причине упустили немало возможностей, которые могли бы прояснить картину. Например, они не стали допрашивать продавца арбузов, возле палатки которого убивали вьетнамца. Не побеседовали с охраной и персоналом «Макдональдса», которые наверняка обратили бы внимание на человека в окровавленных ботинках. «Зачем искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет?» - прокомментировал этот факт на суде адвокат Дебердеева Андрей Бутолин.
Вместо послесловия
И государственное обвинение, и защита приговоренных к реальным срокам подсудимых намерены обжаловать приговор в Верховном суде. Учитывая недавнюю отмену оправдательного вердикта по делу об убийстве конголезца Роллана Эпоссака, шансы на успех у обвинения есть. А пока дело об убийстве вьетнамца вновь направлено в горпрокуратуру – для предварительного следствия. Оправданным восьмерым парням предоставлено право на реабилитацию (возмещение материального вреда, понесенного в результате привлечения к уголовной ответственности) и возмещение морального вреда в порядке гражданского производства.
Владимир Рунов,
Павел Горошков,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Трижды гуманный суд Петербурга
Убийство вьетнамского студента: год спустя
Вьетнамского студента убила «Белая энергия»
Убийство вьетнамского студента: нет подозреваемых, но есть картина произошедшего
В Петербурге прошлись маршем по фашизму