Как стало известно газете "КоммерсантЪ", вокруг Сайменского судоходного канала, соединяющего Финляндию и Ленинградскую область, разворачивается скандал. Начало летней навигации с 6 апреля оказалось сорвано из-за того, что к ней оказались не готовы российские пограничники. В понедельник финские власти направили в Министерство транспорта России официальную ноту с требованием открыть канал в кратчайшие сроки. В Минтрансе предпочли не комментировать этот конфликт.
Навигация-2005 должна была начаться 6 апреля. Однако, как рассказал "Коммерсанту" заместитель руководителя ФГУ "Сайменский канал" Олег Василевский, открытие сезона оказалось сорвано из-за того, что российские пограничники отказались осматривать и оформлять суда, сославшись на то, что им не созданы необходимые для работы условия. В итоге первое же пришедшее к российским границам финское судно, которое направлялось за углем в Высоцк, было вынуждено отправиться обратно в Финляндию.
Причиной неадекватного поведения пограничников стал конфликт между Северо-Западным региональным пограничным управлением ФСБ (РПУ) и ФГУ "Сайменский канал". Так, по словам Василевского, до 2005 года пункт пропуска судов располагался на погранпереходе Брусничный, а в нынешнем году пограничники перенесли его в Пяли, ближе к российско-финляндской границе, но обустроить не успели. В погранслужбе, однако, считают, что обустроить КПП должно было ФГУ "Сайменский канал". В пресс-службе РПУ Ъ заявили, что ФГУ было заранее предупреждено о переезде, однако объект все равно не был готов. В настоящий момент пункт пропуска представляет собой здание, не пригодное для работы. В итоге навигацию на канале было решено не начинать.
Тем временем ситуация вокруг Сайменского канала начинает приобретать черты международного конфликта. Так, по сообщению финского информационного агентства STT, власти Финляндии уже обратились в Министерство транспорта России с просьбой повлиять на развитие событий.
Директор отдела по международным делам Министерства транспорта Финляндии Силья Руокола заявила "Коммерсанту", что Сайменский канал -- едва ли не единственный путь для ее страны в направлении Балтийского моря, а "если речь идет о насыпных или очень объемных грузах, то ему и вовсе нет альтернативы".