31 августа вступили с силу «антиалкогольные поправки» к Кодексу об административных правонарушениях. Скорость принятия этих поправок объясняет их, мягко говоря, прогнозируемую неэффективность. Мнение экспертов таково: пьяных за рулем меньше не станет.
Во вторник вступили с силу так называемые «антиалкогольные поправки» к Кодексу об административных правонарушениях. Скорость принятия этих поправок объясняет их, мягко говоря, прогнозируемую неэффективность. Мнение экспертов таково: пьяных за рулем меньше не станет, зато возрастут суммы «платежей», отчисляемых черным налом сотрудникам УГИБДД. Кроме того, в спешке законодатели упустили те лазейки в том же КоАПе, которые способны свести на нет наступление на любителей покататься подшофе.
Плати больше - езжай дальше
«Антиалкогольные» поправки к ст. 12.8 КоАП можно охарактеризовать нетленным изречением Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как лучше – получилось как всегда». Очевидно, законодатели преследовали благую цель - ужесточить наказание за управлением автомобилем в нетрезвом виде. Ведь согласно нововведениям, отменяется действовавшая ранее штрафная санкция за это правонарушение. В качестве наказания остается только лишение прав. Причем срок увеличивается с одного года до 1,5–2 лет. В логике законодателям не отказать: кому ж охота лишиться прав! А вот к системному мышлению наших думцев есть претензии. Потому что в том же Кодексе есть некоторые нюансы. И осмыслить их, в общем-то, было не очень трудно.
Например, нетрезвый водитель, которого с азартом остановили сотрудники дорожной милиции, может отказаться от прохождения медицинского освидетельствования. Это, конечно, не пройдет для него даром – сумма штрафа за отказ составляет от 1000 до 2000 рублей. Или лишение прав сроком на 1 год – что всяко меньше, чем 1,5 или 2 года, предусмотренные поправками. К тому же, практика показывает, что прав за отказ пройти освидетельствование служители Фемиды лишают достаточно редко. А потому подвыпившим водителям нет никакого резона отказываться от возможностей, предоставленной им теми же самыми законодателями.
Все дело - в цене
Та же практика позволяет предположить, что часто идущие навстречу нарушителям сотрудники УГИБДД не будут в абсолютном большинстве настаивать на том, чтобы изъять права у находящегося подшофе водителя. Не секрет, что договориться можно всегда. Весь вопрос, как ни цинично это звучит, в сумме договора. Даже высокопоставленные сотрудники Управления ГИБДД признают, что тотального лишения прав ожидать не стоит. Зато следует прогнозировать, что суммы предлагаемого вознаграждение за полюбовное решение вопроса возрастут до 300-500 долларов. Правда, единовременно такая сумма может оказаться далеко не у всякого нарушителя. Но это, как говориться, вопрос обсуждаемый. И думать, что откупиться смогут только состоятельные автовладельцы, наверное, не стоит. Потому что оставшийся при правах водитель всегда найдет способ компенсировать затраченное – была б машина....
А зачем права?
Еще один момент, на который как-то не обратили внимание наши борцы за трезвость за рулем. Часть 2 ст.12.7 КоАП предусматривает наказание в виде штрафа от 5 до 8 МРОТ (или от 500 до 800 рублей) за управление транспортным средством водителем, лишенным прав. Получается, что если подвыпившего водителя все-таки лишили прав, он может на это дело, грубо говоря, наплевать. Потому что прав его уже так и так лишили, а упомянутый штраф он как-нибудь заплатит. При этом, его, конечно, должны остановить сотрудники ГИБДД. А как скоро это произойдет после того, как он сел за руль, будучи лишенным прав, – одному Богу известно. Очевидно, именно Богу известно и то, почему эти мысли не пришли в голову разработчикам упомянутых поправок к КоАПу.
Кстати. В первом квартале этого года на дорогах России в дорожно-транспортных происшествиях погибли 5200 человек, 39 тысяч человек получили ранения различной степени тяжести. По данным ГУ ГИБДД МВД РФ, всего за вышеуказанный период времени в стране зарегистрировано 33 тысячи дорожно-транспортных происшествий. Это на 8 процентов превысило показатель первых трех месяцев 2003 года. В автоинспекции говорят, что порядка 70 процентов ДТП происходит по вине водителей, которые нарушают требования ПДД самым грубым образом, а также управляют транспортным средством в нетрезвом виде...
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру