Борьба с коррупцией и корыстными должностными преступлениями находится в Петербурге не на должном уровне – к такому выводу пришли сегодня участники "антикоррупционного" совещания руководителей городских правоохранительных органов.
Совещание с самого начала имело критический характер. Основной доклад делал первый заместитель прокурора города Евгений Шарыгин. Он сообщил, что всего за отчетный период (имеется в виду январь-сентябрь этого года) было выявлено 3032 преступления экономической направленности. Всего 233 из них были квалифицированы как преступления против государственной власти и интересов государственной службы, в том числе было зафиксировано 82 случая взяточничества. Однако, как отмечали докладчики, эти цифры, скорее всего не отражают реального положения вещей, так как у прокуратуры имеются вопросы как к выявлению должностных преступлений, так и к сбору доказательной базы по ним.
По фактам выявленных преступлений было возбуждено 179 уголовных дел (на 59 дел меньше, чем в прошлом году), 116 из них направлены в суд, 54 прекращены по реабилитирующим основаниям. По данным прокуратуры, объектами уголовного преследования становились в основном чиновники низшего звена – инспектора районных масштабов, индивидуальные предприниматели и руководители коммерческих предпритий. Хотя были в работе правоохранительных органов и большие достижения, такие как задержание главы администрации Кировского района Петербурга. В ряд достижений можно поставить и уголовные дела, возбужденные по фактам финансовых и должностных злоупотреблений при подготовке к 300-летию Петербурга – всего таких дел было возбуждено 17, несколько из них уже направлены в суд.
Оценивая работу правоохранительных органов, первый зампрокурора раскритиковал деятельность Управления по борьбе с экономическими преступлениями петербургского ГУВД, сказав, что основной массив работы переложен на плечи сотрудников территориальных отделов управления, причем без надлежащего контроля и координации действий. Впрочем, критике подвергся не только УБЭП, но и Северо-Западное управление внутренних дел на транспорте, и Северо-Западное таможенное управление. Таможня, в частности, вызвала нарекания недостаточной борьбой с собственными нарушителями закона, которые сами рассматривали поданные на них жалобы. Общими "болезнями" правоохранительных органов, по мнению прокуратуры, является слабая подготовка кадров, грубые нарушения в оформлении необходимых для возбуждения уголовных дел документов, недостаточное оперативное сопровождение уже возбужденных уголовных дел.
Сами сотрудники правоохранительных органов, по данным прокуратуры, в этом году совершили 1696 правонарушений (по крайней мере, столько нарушений закона было выявлено). По словам первого зампрокурора Евгения Шарыгина, в отношении 96 сотрудников правоохранительных органов было возбуждено 67 уголовных дел, 13 из них были возбуждены в отношении сотрудников уголовного розыска, по 6 - в отношении участковых уполномоченных и сотрудников ППС. Всего к уголовной ответственности привлечено 96 человек. Как отметил Шарыгин, многие преступления совершаются милиционерами в группе. 60% преступивших закон милиционеров – мужчины в возрасте 30-40 лет со стажем службы более 10 лет и со стажем работы на какой-либо должности более чем в 3 года.
Присутствовавшим на заседании руководителям правоохранительных органов пришлось отвечать на множество вопросов городского прокурора. Вразумительных ответов было мало. По завершении совещания прокурор Санкт-Петербурга Николай Винниченко сообщил журналистам, что намеренно обострял многие проблемы, чтобы ни у сотрудников правоохранительных органов, ни у горожан не возникало "ощущения вседозволенности", якобы царящей в городе. Одним из лекарств от болезни под названием "коррупция" , по мнению городского прокурора, должно стать плотное взаимодействие всех оперативных подразделений правоохранительных органов и прокуратуры.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру