Одной из приоритетных задач Министерства транспорта РФ, решаемых при содействии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), является восстановление паромного сообщения Петербурга с европейскими странами. Одним из этапов этой программы будет реконструкция Морского вокзала, на которую банк готов выделить 10 миллионов евро. «Морскому парадному входу» они более чем необходимы, но, как выясняется, все не так просто.
Здание Морского вокзала в Гавани Васильевского острова знакомо каждому горожанину. Даже если человек ни разу не был внутри, не встречал пароход, не отправлялся на пароме в круиз, все равно не мог не запомнить семиэтажное сооружение со шпилем, увенчанным корабликом. Архитекторы явно хотели построить вокзал в виде стоящего на вечном приколе блестящего круизного лайнера и не побоялись своим шпилем поспорить с адмиралтейской иглой. Хотя, конечно, городским символом вокзал так и не стал, но издалека он действительно смотрится красиво, особенно в солнечный день, когда сверкает алюминием облицовки.
Любое сооружение несет на себе отпечаток эпохи, при которой оно было построено. Это верно и для египетской пирамиды, и для «хрущевской» пятиэтажки. Выросший в Гавани блестящий дом стал памятником послеолимпийской эпохи — времени, когда СССР старался привлечь больше туристов и «произвести впечатления».
Как живет вокзал сегодня? Если подойти поближе, то нельзя не увидеть, что алюминиевые панели, которые должны украшать здание, напоминая о поднятых парусах, съедены коррозией. Внутри — какой-то нежилой вид, неухоженность, как в квартире, где много лет не делали ремонт.
Невольно вспоминается, что в прошлом году рухнула стеклянная крыша светового зала, падали с высоты каменные панели облицовки вокзальной эстакады для автомобилей.
Как получилось, что первым впечатлением туриста, приплывшего в Гавань, будет то, что его ведут через черный ход? Не потому ли круизные пароходы предпочитают швартоваться к плавучим причалам вдоль невских набережных, несмотря на то что пассажирам приходится добираться до берега и обратно по мосткам и понтонам?
По сложившейся практике, за эксплуатацию и состояние такого рода зданий отвечает или собственник, или нанятая собственником управляющая компания. Собственник вокзала — КУГИ, арендатор, выполняющий функции управляющей компании, — ЗАО «Морской вокзал». Генеральный директор ЗАО Владимир Малик охотно рассказывает как о прошлом, так и о будущем вокзала. По его словам, построенное в 1982 году здание изначально задумывалось как межрейсовая база для моряков, но тогдашний «отец» города Романов настоял на строительстве настоящих морских ворот Ленинграда, так сказать «парадного входа» для гостей города. В проект были внесены изменения, и довольно помпезное здание украсило морской фасад города.
Но изначально вокзалу не совсем повезло с хозяином. Первым было Балтийское морское пароходство.
В начале 1990-х для реконструкции вокзального комплекса БМП и немецкая фирма «Монтана» учредили совместное предприятие «Балтик-Монтана». Но деньги быстро кончились, и работы завершились. В этот момент часть интерьеров была разрушена, обшивка содрана до бетона. Прямо как в песне: «До основанья мы разрушим, а затем». Строительства затем не последовало, БМП рухнуло, оставив после себя одни долги.
В их счет вокзал отошел в собственность города. КУГИ провел конкурс на право управления зданием, который выиграло ЗАО «Морской вокзал». Было это в 1997 году. Вокзал, по условиям конкурса, остался в собственности Петербурга. ЗАО перечисляет КУГИ арендную плату, специалисты комитета ежегодно проверяют состояние дел. Срок арендного договора — десять лет.
Владимир Малик вспоминает, что в 1997 году не работали коммуникации — тепло, вода, электросети, канализация, текла крыша. В огромном пустом здании сидел один сторож.
Фактически не работал причал. Глубина у его стенки, согласно техническому паспорту, должна быть девять метров. Но так как с момента строительства не проводилась чистка дна, то за счет речных наносов она снизилась до семи, что сделало невозможным прием круизных судов, то есть выполнение причалом своей основной функции.
Директору не нравится, что в административной части сорок процентов занимает пустое пространство под стеклянной крышей. «Стоимость тепла сейчас очень высока, кроме того, пропадает много полезного пространства, — подчеркивает он. Гостиница вполне соответствовала по комфортабельности началу восьмидесятых годов, но сегодня явно не впечатляет».
Что ЗАО «Морской вокзал» относит себе в заслугу? Это вложенные за четыре года в реконструкцию 20 миллионов рублей, правда, частично эти деньги учитываются как арендный платеж. Произведено дноуглубление причала. Удалось отремонтировать три этажа общей площадью 3600 квадратных метров. Восстановлены все инженерные коммуникации. Атриум укрыт новой крышей. Однако доходов явно не хватает.
Первый этаж, кроме лотков с матрешками, занимают почти целиком таможенники и пограничники. ЗАО оказывает помощь вокзальному отделению милиции, которое размещается тут же.
Следующие три этажа сейчас сдаются под офисы. Верхние три этажа — гостиничные. Но работает только верхний. Номера там не пустуют. Постояльцев — экскурсии школьников, небогатых участников выставок в «Ленэкспо» — привлекают низкие цены в этом, так сказать, «доме колхозников» с видом на залив.
Пятый этаж перестраивается под бизнес-центр, а шестой — под гостиницу с современным уровнем сервиса.
В общем, по мнению директора, дела у них идут хорошо, и недавно компания обратилась к губернатору с просьбой, не дожидаясь окончания текущего договора аренды, продлить его на сорок девять лет. Долгосрочная аренда позволит ЗАО осуществить вложения в здание, не опасаясь, что они достанутся другому. Банки смогут предоставлять долгосрочные кредиты, так как права по договору долгосрочной аренды здания будут выступать как объект залога. И, разумеется, деньги, ЕБРР будет осваивать ЗАО, возвращая морским воротам прежний престиж.
С одной стороны, позиция администрации ЗАО «Морской вокзал» выглядит убедительно: досталось им тяжелое наследство, денег не хватает, делают что могут... И если бы речь шла о заурядном бизнес-центре, никому — кроме арендаторов и хозяев — не было бы дела, что там у них внутри и что снаружи. Но Морской вокзал — не рядовой объект. Это действительно морские ворота города, по непонятным причинам закрытые на замок. Это одно из самых заметных зданий современного периода и строили его (если кто помнит) всем миром. Люди специально приходили сюда семьями, чтобы полюбоваться интерьерами и видом на залив. Это одно из тех зданий, по состоянию которого судят об уровне деловой культуры города. И при всех объективных трудностях нынешнее его состояние нельзя признать удовлетворительным.
Доказать это несложно. За последние годы в городе появился ряд бизнес-центров и гостиниц, отвечающих мировым стандартам и вполне успешных в коммерческом отношении. Они не имеют преимуществ Морвокзала — его красот, престижного и удобного месторасположения, удобных подъездов, огромной автостоянки, близости к центру. Но, повторим, в коммерческом отношении они процветают и содержатся в идеальном порядке. И не потому, что в них нет атриумов. Напротив, такие архитектурные решения, как сквозной внутренний зал, архитекторы и сегодня закладывают в проекты, так как подобная планировка создает определенную элитарность, поднимает статус объекта. Однако красоты вокзала не только не создают ему преимуществ, но и блекнут с каждым годом.
Возможно, чиновников вполне устраивает состояние вокзала и политика управляющей компании. Но устраивает ли все это горожан?