11:13 18.11.2017
Глава наукограда на Дальнем Востоке взят под стражу за крупную взятку
Следователям запретили привлекать в качестве понятых своих родственников
Ростуризм заявил о рисках терактов в Европе и США в новогодние праздники
Самолет и вертолет столкнулись в Великобритании, погибли 4 человека
Старостин, Волков и Котов выступят с музыкальным сеансом душеполезностей
Бернар Вербер расскажет петербуржцам о снах и кошках
В Петербурге покажут ирландскую интерпретацию Чехова
Бит-квартет «Секрет» отметит 35-летие творческой деятельности
Как построить телепорт и стать храбрым, расскажут в «Балтдоме»
Венгерский спектакль Фокина по сатирическому рассказу Достоевского покажут в Александринском
Антон Долин представит книгу о «Матильде» и Серебренникове
Песков: Лжеминёры 60 раз сообщали о бомбах на пути следования кортежа Путина в Петербурге
При стрельбе в комплексе «Москва-сити» пострадали сотрудники ЧОП
Бразилия признана самой дорогой командой-участницей ЧМ-2018
США поставят в Польше противоракетные комплексы Patriot на $10,5 млрд
В небе Англии столкнулись самолет и вертолёт, выживших нет
В Петербурге в 2019 году пройдет Театральная олимпиада
Путин одобрил идею Гергиева построить во Владивостоке концертный зал, «как при Мариинке»
Перестрелка в «Москва-Сити»: ранены шестеро
Польша призвала ЕС отказаться от российского газа
Владимир Путин признал необходимость избавить творчество от госзакупок
В Одессе сорвали спектакль Константина Райкина
Армия Зимбабве поддержала марш против президента Мугабе
Луна представит в Петербурге свой второй альбом «Остров свободы»
Белый дом запросил у Конгресса США $44 млрд на борьбу с последствиями недавних ураганов
Уле-Эйнар Бьорндален боится сдавать допинг-пробы
Ростуризм предупредил о рисках терактов в странах Европы и США в новогодние праздники
Ремонт тепломагистрали от Ситцевой улицы до Испытателей закончат до мундиаля
Здание из советского фильма «Ошибка резидента» выставили на торги
У берегов Аргентины пропала подводная лодка ВМС страны
Рассекречены дополнительные документы об убийстве Кеннеди
«Зенит» может отдать Нобоа и Терентьева в аренду в «Ростов» или «Рубин»
Дома в Савлово так и стоят без крыш
Смольный объявил конкурсы на 9 млрд на содержание дорог
На культурном форуме показали «Летний сад в огне»
Путин: Культура даёт ответ на вызовы варварства, нетерпимости, радикализма
Странные сообщения со страницы драматурга Жилкина писал его знакомый
Телефонные террористы в пятницу минировали Петербург 70 раз
«Наша Обороняша»: Личным пресс-секретарем Шойгу стала 26-летняя Россияна
Следственный комитет закрыл аквапарк «Питерлэнд» на проверку
Путин снова пошутил про выборы президента
«Фонтанка» за 60 секунд - 13 - 17 ноября
Врача, с которого началась история о «пьяном мальчике», отстранили от должности
Финалистка «Хельсинки» выбыла из борьбы из-за криминального прошлого
«Яндекс»: «Разговорчики» не работали в навигаторах по всей России
«Метрострой»: Станция «Беговая» к ЧМ-2018 будет сдана
Петербургскому хирургу вручили премию за успешное удаление опухоли с 70 метастазами
Футбол вновь ограничивает движение в Петербурге
Европейский парламент намерен изменить процедуру принятия беженцев
В Петербурге парализованы дороги
В Петербурге открывают эвакуированные торговые центры
Станция метро «Ладожская» открыта после 4-минутной проверки
Итоги недели с Андреем Константиновым: Прогулы Сечина
Количество отказов россиянам в визе США достигло максимума за 10 лет
Станция метро «Ладожская» закрыта для пассажиров
ЦСР предрек сокращение численности населения России
Аквапарк «Питерлэнд» экстренно закрыли, посетители жалуются на давку в раздевалках
СМИ: Минюст предупредил девять медиа о статусе иноагента
На Культурном форуме потребовали установить презумпцию невиновности для деятелей культуры
«Яндекс» вернул петербургским водителям голос
Кадыров помог россиянам с планами на Новый год
Правозащитники в Петербурге разыскивают драматурга Михаила Жилкина
Кириенко поговорил с Полтавченко о президентских выборах
СМИ: Григорий Березкин может купить «Деловой Петербург»
Минобрнауки: Студентов начнут выселять из общежитий перед ЧМ-2018 в мае
Алексей Учитель: Считаю Николая II великим человеком
«Фонтанка» услышала голос телефонного террориста
Кудрин в Петербурге доложил Путину о работе над стратегией развития России
«Яндекс» заставил петербуржцев стоять в пробках молча
Сайт РЖД восстановил работу в полном объеме
Общество

Мединского просят проверить Русский музей на предмет подделок

12 июля на стол министра культуры Мединского ляжет письмо. Коллекционер Васильев, купивший подделку картины Григорьева, просит провести проверку запасников Русского музея. Антиквар утверждает: в фонды одного из главных картинных хранилищ страны проходили посторонние и, возможно, изготавливали там подделки. В музее обвинения отрицают.
Мединского просят проверить Русский музей на предмет подделок
архив: Фонтанка.ру

12 июля на стол министра культуры Владимира Мединского ляжет письмо. Коллекционер Андрей Васильев просит его провести проверку запасников Русского музея. Антиквар утверждает: в фонды одного из главных картинных хранилищ страны проходили посторонние лица и даже, возможно, изготавливали там подделки. В музее обвинения отрицают. Между тем, правоохранительные органы уже год перекидывают материалы и не решаются возбудить уголовное дело по факту продажи Васильеву поддельной картины Бориса Григорьева. Посредником сделки выступила европейской известности искусствовед Елена Баснер.

История коллекционера Андрея Васильева началась в 2009 году, когда он купил у своего знакомого Леонида Шумакова картину Бориса Григорьева «В ресторане» 1913 года. Экспертизу петербуржец проводить не стал: как он отметил тогда, это не принято делать при таком провенансе: «Знаете, здесь гораздо важнее чисто субъективный эстетический момент: нравится тебе работа или нет. Важно происхождение картины, которое, действительно, казалось безупречным».

И покупатель, и продавец результатами сделки ценой в 7,5 миллионов рублей были довольны. Однако в апреле 2011 года в Русском музее (ГРМ) открылась выставка работ Бориса Григорьева, в каталоге которой была заявлена картина «Парижское кафе», один в один - как у Васильева.

И с музейным полотном, и с подделкой, которая, как подтвердилось позже в результате экспертизы, досталась коллекционеру, было связано имя Елены Баснер, бывшего искусствоведа Русского музея. Дочка известного советского композитора (автора песни «С чего начинается Родина»), она прославилась в 2007 году, когда придумала новый способ выявления подделок. В 1980-х Баснер занималась каталогизацией картины Григорьева, поступившей в учреждение из коллекции профессора баллистики Бориса Окунева. А в 2009-м, как удалось выяснить Васильеву, именно она передала Шумакову полотно, якобы происходящее из «хорошего петербургского дома».

«Лену я знаю давно. В 1990-х мы приятельствовали. Потом из-за одного не очень хорошего эпизода пришлось прервать отношения, – признается Васильев. – Поэтому сначала я попытался решить вопрос полюбовно. Однако возвращать мне деньги Шумаков и Баснер отказались. Не смогла Лена сразу назвать и имя человека, от которого получила картину».

Позже коллекционер узнал, что григорьевское полотно Баснер якобы получила от гражданина Эстонии Михаила Аронсона. «Я не пожалел времени и отправился в Таллин. Выяснилось, что Аронсон – неоднократно судимый уголовник, никогда не живший в Ленинграде, – уточняет Андрей Васильев. – Можно было подумать, что в истории с картиной он, скорее, играет роль подставного лица. Знаете, как в советские времена найденную на обыске книгу Солженицына списывали на покойников или уехавших? Теперь для этой цели годятся и иностранцы».

15 июня 2011 года Васильев обратился с заявлением о совершении в отношении него мошенничества в особо крупном размере бывшей сотрудницей Русского музея в так называемый «антикварный» отдел оперативно-разыскной части № 3 ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти. С этого момента – тем более удивительного, что конфликты в среде коллекционеров редко получают публичную огласку.

Бюрократическое продолжение

«Я бы ни за что не пошел в полицию, если бы не имя Русского музея, появившееся в связи с фальшивкой, – вспоминает Андрей Васильев. – Ведь, чтобы получить высококлассную подделку, всегда нужно три компонента: искусствовед, опытный реставратор и оригинал полотна». Учитывая, что подлинник григорьевского «В ресторане» находился в ГРМ с 1984 года, а до этого картина воспроизводилась только один раз, и то в недостаточно хорошем качестве, можно было предположить, что копию изготовили в запасниках одного из главных культурных учреждений страны. Или где-то поблизости.

Некоторое время заявление провело в «антикварном» отделе, где работа, и правда, велась довольно быстро. Его сотрудники и всех участников сделки опросили, и круг подозреваемых определили. Но затем материалы были спущены в следственное управление УМВД по Петроградскому району. Здесь должны были решить, нужно ли возбуждать уголовное дело. Однако стражи порядка неожиданно засомневались и проявили максимум нерешительности.

«Я все лето сидел в городе. Думал, сейчас будут вызывать, опрашивать. Но заявление несколько месяцев лежало почти без движения. Следователь Голышев в начале октября сказал мне: “Вы не волнуйтесь, езжайте в отпуск”. А на следующий день постановил отказать в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления», – 57-летний Васильев озадаченно протирает в руках очки в круглой оправе.

Постановление об отказе районные следователи подписывали еще дважды. Оно отменялось то руководством следственного управления, то прокуратурой. «Зимой 2011 года я даже получил и отказ в возбуждении уголовного дела, и информационное письмо об его отмене в одном конверте! – смеется Васильев. – Появилось ощущение, что я попал в замкнутый круг, и полиция может продолжать этот процесс бесконечно».

В марте 2012-го коллекционер пошел искать правду в Петроградский районный суд, куда подал жалобу на бездействие следователя Тимофея Нилова, которому к тому времени были переданы материалы. Однако даже Фемиде достучаться до районных стражей порядка удалось не сразу. Несколько заседаний окончились безрезультатно: данные доследственной проверки в суд предоставлены не были – «в связи с неизвестностью места их нахождения». Только после того, как судья пожаловалась начальнику ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти, что такое поведение «свидетельствует о неуважении к суду», документы все-таки нашлись. Бездействие следователя было признано незаконным. Его обязали устранить допущенные нарушения.

С тех пор прошло больше месяца. Уголовное дело так и не возбуждено. Это, кстати, беспокоит не только коллекционера, но и «антикварный» отдел ГУ МВД. Его руководитель Владислав Кириллов рассказал «Фонтанке», что неоднократно обращал внимание руководства следствия и прокуратуры Петроградского района на недопустимость волокиты с возбуждением уголовного дела по заявлению Васильева и принятия незаконного решения об отказе в возбуждении. В начале июля на совещании в присутствии руководства полиции и прокуратуры города вопрос был в очередной раз поднят начальником отдела по борьбе с хищениями антикварных ценностей. После этого горпрокуратура затребовала возбудить уголовное дело, а также забрала материалы себе для проверки.

Министр разберется

Не так давно коллекционер, отчаявшись отстоять свою точку зрения в Петербурге, направил обращение к министру культуры Владимиру Мединскому. 12 июля оно должно лечь на стол к высокопоставленному чиновнику. Там Васильев прямо заявил, что «имеет все основания полагать, что ГРМ оказывает давление на следствие». И попросил провести проверку условий хранения предметов искусства в учреждении с точки зрения доступа к запасникам посторонних лиц. Тщательному изучению, по мнению Васильева, должна подвергнуться и вся коллекция, переданная в ГРМ по завещанию профессора Бориса Окунева. А также находящийся в запасниках подлинник картины Григорьева «В ресторане».

Точка зрения Русского музея была озвучена во время слушаний по гражданскому иску, поданному коллекционером к Леониду Шумакову, о котором писала «Фонтанка». Тогда представители ГРМ утверждали: купленная фальшивка, действительно, сделана с григорьевского полотна. Но не с того, что хранится в запасниках в Петербурге. А с некоей копии, написанной самим художником в 1910-е годы: ее местонахождение неизвестно. «Любопытно, что Борис Григорьев не имел привычки делать реплики собственных работ. Единственная пара создана для картины «Старый Париж» 1913 года, но в реплике и оригинале есть существенные различия, – комментирует Васильев. – Кроме того, в моем распоряжении оказался принадлежавший художнику номер издания Бурцева “Мой журнал для немногих” за 1914 год, где была опубликована картина “В ресторане”. Там есть пометки Григорьева об опечатках и ошибках, но никаких сведений о вариантах и “двойниках” нет!».

Иск Васильев проиграл. 28 мая 2012 года Выборгский районный суд отказал ему в удовлетворении требований о признании сделки по покупке недействительной и взыскании заплаченной за картину суммы. Коллекционер пропустил срок исковой давности, истекший в июне 2011 года. Кроме того, он не смог «однозначно установить тождество полученной им 10.07.2009 года от ответчика Шумакова картины и картины, переданной им в марте 2011 года для проведения экспертизы». Васильев отмечает, что до 1 августа подаст апелляцию в Санкт-Петербургский городской суд.

В ответ на официальный запрос «Фонтанки» замдиректора ГРМ Евгения Петрова написала: предположения о том, что подделка могла быть изготовлена в музее, не имеют под собой никаких оснований. «В Русском музее существуют достаточно строгие правила обращения с оригиналами. Все они находятся на ответственном хранении определенных людей. Передвижение произведений из одного фонда в другой фиксируется актами», - отметила она. Кроме того, Петрова напомнила, что произведение Григорьева поступило в музей в конце 1980-х из коллекции Окунева. Что с ним происходило до этого времени, «в настоящий момент неведомо», отмечает заместитель директора.

«Я сам в детстве бывал в доме Окуневых с дедом. Окуневы ничего не продавали, а уж представить себе изготовление там фальшивок и помыслить невозможно», - парирует Васильев.

Продолжение следует

Елена Баснер от комментариев «Фонтанке» отказалась, хотя ранее высказывала нашему изданию свою точку зрения на события. «По поводу этой истории, высосанной из пальца и не имеющей ко мне никакого отношения, ничего говорить не буду. Обратитесь к моему адвокату», - отметила она. Между тем, имя Баснер и бренд Русского музея оказались задействованы в еще одной двусмысленной ситуации.

Не так давно московский коллекционер Виктор Шпенглер заявил, что купил за 120 тысяч долларов картину армянского художника Мартироса Сарьяна «Вид на гору Арарат». К работе прилагалась официальная экспертиза за подписью замдиректора ГРМ Евгении Петровой и экспертиза Елены Баснер, подтверждающая авторство Сарьяна. Позже сотрудники научно-реставрационного центра имени академика Грабаря и научно-исследовательской экспертизы имени Третьякова установили, что полотно поддельное. «Эксперты ГРМ заключают, что “передний план картины только намечен... В этой части имеются авторские переделки”. Смею заметить, эти так называемые переделки приходятся как раз на то место, где находится подпись», - написала Шпенглеру внучка художника и директор музея его имени Рузан Сарьян.

«Баснер помогла выставить работу на аукцион Bukowskis, где Елена сейчас работает, за 50 – 70 тысяч долларов, но пейзаж никто не купил. Позже полотно забрали на реализацию в Петербург, но и тут покупатель не нашелся», - рассказал Виктор Шпенглер «Фонтанке».

По заявлению Шпенглера московская полиция возбудила уголовное дело, однако оно было закрыто. Андрей Васильев верит, что его история закончится по-другому. «Говорят, что через три года люди, занимающиеся тяжбами, сходят с ума. У меня в запасе еще больше года», - не теряет надежды коллекционер.

P. S.: Что касается идеального порядка, то нередко встречаются ситуации, когда в крупных системах он невозможен. Так, многие помнят: в 1997 году были осуждены знаменитый контрабандист Моисей Поташинский и сотрудница Русского музея Татьяна Король. Они подменили несколько хранящихся в этом учреждении картин Павла Филонова на копии, чтобы продать подлинники. Крупные кражи произошли также в 1978-1981 годах, когда семь рисунков Филонова из фондов ГРМ попали за границу. Они обнаружились в 1983 году в Центре имени Жоржа Помпиду, и лишь в 2000 вернулись в Россию.

Елена Кузнецова, "Фонтанка.ру"

Ранее по теме:

"С чего начинается русская подделка"

"Коллекционер хочет отказаться от картины через суд"


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
Фонд сохранения и развития классического балета им. Олега Виноградова
Звезды балета из 5 стран выступят на гала-концерте в «Октябрьском»
Гала-концерт «Балетмейстер» состоится 16 ноября в БКЗ «Октябрьский» в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. Концерт организован к 80-летию одного из ведущих балетмейстеров мира Олега Виноградова и 60-летию его творческой деятельности
 Фото: Пресс-служба форума "Life Sciences Invest"
В Петербурге состоялся форум Life Sciences Invest. Partnering Russia
В Петербурге в 8-9 ноября прошел VII Международный партнеринг-форум Life Sciences Invest. Partnering Russia.
Магазин "Кей"
Что сделает жизнь водителей комфортнее: рассказывают специалисты КЕЙ
Как известно, количество водителей в России неуклонно растет. Кто-то пользуется машиной только для того, чтобы добраться от дома до работы и обратно, а кто-то проводит за рулем почти всю свою жизнь. Но всем нам хочется сделать пребывание в дороге максимально комфортным. В этой статье мы рассмотрим несколько новшеств, которые помогут существенно упростить жизнь любого водителя
Фотография предоставлена пресс-службой "Arts Square Gallery"
На площади Искусств откроется арт-пространство Arts Square Gallery
15 ноября на Итальянской улице, 5, откроется арт-пространство Arts Square Gallery. Первым проектом галереи станет выставка исторического костюма эпохи ар-деко «Золотые двадцатые в Париже». Она пройдет в рамках VI Санкт-Петербургского Международного культурного форума.
Магазин «КЕЙ»
Лед и пламя: обзор настолки «Игра Престолов: Десница короля» от «КЕЙ»
Оглушительная популярность литературного произведения Дж. Мартина «Песнь Льда и Пламени» привела к созданию сериала «Игра Престолов» от HBO. После в продажу поступили несколько настольных игр по вселенной, а одну из них, «Игра Престолов: Десница короля» вы сможете купить в магазине «КЕЙ»
ГК «Эталон»
«Эталон ЛенСпецСМУ» награждена золотым знаком «Надежный застройщик России 2017»
2 и 3 ноября в Правительственной резиденции Управления делами Президента России Государственном комплексе «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский Саммит «Надежный застройщик России 2017»