Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 17

1 м/с, с-в

771мм

42%

Подробнее

Пробки

2/10

Город высокой культуры оброс бесконтрольной свалкой

976
ПоделитьсяПоделиться

Смольный регулирует лишь тариф на вывоз мусора из города. В таком безобразном состоянии важнейшей для мегаполиса функции горадминистрация открыто призналась на заседании правительства. Власти не контролируют, куда и как вывозится мусор, собираемый из контейнеров. В связи с этим чиновники предлагают потратить на программу борьбы с отходами 59 млрд рублей до 2020 года.

В Петербурге вырабатывается столько отходов, что если складировать их на площади Крестовского острова в течение 8 лет, мы получим кучу высотой 29,23 метра. Чтобы попытаться решить проблему и не «зарасти» окончательно отходами своей же жизнедеятельности, чиновники предлагают потратить на программу борьбы с ними 59 млрд рублей до 2020 года. Существующие полигоны захоронения мусора рекультивируют, параллельно разделив город на четыре района – крупнейших поставщиков отходов.

В СМОЛЬНОМ ЗНАЮТ

Петербург ежегодно производит 11 млн кубометров твердых бытовых отходов, рассказал на заседании правительства города 29 мая глава комитета по благоустройству Владимир Абраменко. При этом, лишь 25% из этого количества перерабатывается, тогда как в соседней Финляндии 50% отходов перерабатываются, остальные – сжигаются для выработки энергии. В Петербурге отбросы привыкли сваливать на полигоны, которые в последнее время стали настоящей проблемой. Не секрет, что свалка на Волхонском шоссе из-за многочисленных кружащих над ней птиц стала угрожать безопасности полетов близ аэропорта Пулково.

«Технология сбора и утилизации мусора в Петербурге не отвечает современным требованиям, - признал глава комитета по благоустройству Владимир Абраменко. – Отсутствуют также механизмы учета передвижения отходов от места сбора до утилизации. Город регулирует лишь тариф для населения». Фактически власти не могут контролировать, куда и как вывозится мусор, собираемый из городских контейнеров.

Эту ситуацию необходимо срочно менять. Предполагается, по словам Абраменко, что к 2020 году система управления сбором и утилизацией отходов будет полностью автоматизирована. Для этого необходимо разделить город на четыре части – северную, южную, восточную и западную. Каждой должны соответствовать предприятия мусоропереработки, мощность которых позволит обрабатывать отходы, вырабатываемые этими территориями.

В планах комитета по благоустройству в частности строительство двух новых предприятий по переработке мусора, один из комплексов, как сообщалось, разместится в Левашово. Реконструкция существующих – в Янино и Новоселках, рекультивация полигонов, в том числе свалки на Волхонке. Правительство города рассматривает возможность строительства двух заводов по переработке твердых бытовых отходов в Ленобласти. Участки, подходящие для таких целей, сейчас ищут в Тосненском районе.

Кроме того, до 2015 года в Петербурге может появиться автотранспортное предприятие, отвечающее за вывоз мусора из города к предприятиям утилизации. Предполагается, что оно будет создано на средства частных инвесторов. Отметим, что именно к 2015 году, как заявил губернатор Георгий Полтавченко, на территории Петербурга не должно остаться ни одной свалки.

Как именно будет перерабатываться городской мусор, чиновники еще не решили. Как отметил директор научно-производственной компании «Механобр-Техника» Леонид Вайсберг, прописывать какую-либо технологию в документах на 8 лет вперед нецелесообразно. «Мы не можем себе представить, как будем жить в 2016-2017 годах. Возможно, инженерная мысль шагнет очень далеко, и существующие приемы будут считаться устаревшими», - отметил ученый.

Его поддержал и губернатор Георгий Полтавченко, который заметил, что сейчас нужно идти в ногу со временем в области переработки мусора. Градоначальник заявил, что строить под Петербургом мусоросжигающие предприятия не нужно. «Я знаю, что сейчас технологии такого строительства весьма экологичны, но не думаю, что мы можем позволить себе такие предприятия. Думаю, нам следует сосредоточиться на глубокой переработке мусора», - заявил губернатор.

В качестве лидера по сбору мусора Полтавченко назвал Белгородскую область. «Когда работал в ЦФО, я удивлялся, как чисто в Белгородской области. На въезде и выезде из каждого города и поселка стоят мусорные баки, которые регулярно вывозятся. И все жители, которые выезжают из города – выбрасывают, и едут в город – тоже. На эту систему потратили 8 лет. За это время было всякое; баки воровали, на дачи увозили. Но постепенно люди привыкли. И в нашем городе высокой культуры надо создавать людям условия, в которых они смогут вынести мусор туда, куда нужно», - резюмировал губернатор.

Абраменко заявил, что городские власти уже идут в этом направлении. 16 мая 2012 года был заключен договор о строительстве мусороперерабатывающего завода в Левашово с греческим консорциумом Helector S.A. Компания обещает к 2015 году построить завод с мощностью переработки 350 тысяч тонн отходов в год. В 2010 году греческие инвесторы выиграли городской конкурс на строительство аналогичного предприятия в Янино, но через некоторое время обратились к правительству с просьбой подыскать другой участок. В прошлом году решено было вести стройку в Левашово. Сейчас инвестор уверяет Смольный, что из-за изменения площадки срок ввода предприятия не изменится.

В целом на реализацию «антимусорной» программы в городе, по подсчетам комитета по благоустройству, необходимо выделить до 2020 года более 59 млрд рублей, то есть более 7,3 млрд рублей в год. Около 16,5 млрд рублей должен инвестировать городской бюджет, остальное – федеральные власти и частные инвесторы. Однако, по словам специалистов отрасли, за каждый вложенный из частных средств миллиард в последующие годы из городской казны придется выделять аналогичную сумму на обслуживание построенных мусороперерабатывающих предприятий. А это, вероятно, скажется на тарифах для населения.

Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"

Программа переработки вторичного сырья, обсуждавшуюся на заседании правительства не вызвала у опрошенных "Фонтанкой" экологов никакого энтузиазма. По их мнению, все ее пункты останутся красивыми словами на бумаге до тех пор, пока не решен ключевой вопрос – раздельный сбор отходов. А в том, что рост тарифов для населения в жизнь воплотится, они не сомневаются.

«Если такая программа будет принята правительством Петербурга, это приведет к тому, что с системой переработки вторичного сырья в городе будет покончено, - заявил председатель движения «Зеленый крест» и член недавно образованного экологического Совета при правительстве Санкт-Петербурга Юрий Шевчук. – Без раздельного сбора мусора невозможно добиться переработки, поэтому, по сути, у нас будут созданы заводы по дальнейшему перезахораниванию мусора. То есть, мы получим такие же предприятия, какие уже есть сейчас, только стоить их работа будет в 10 раз дороже».

Как уже писала «Фонтанка», если сегодня стоимость переработки тонны твердых бытовых отходов составляет 1121 рубль, то на греческом заводе цены будут значительно выше — по предварительным расчетам, от 3 до 6 тысяч рублей за тонну. Именно эту разницу власти предполагают компенсировать за счет тарифов для населения и дотаций из бюджета.

Правда, как пояснил присутствовавший на заседании правительства глава «Спецтранса № 1» Анатолий Язев (к слову, одобривший «Программу»), городские власти планируют ввести регулятор, который обеспечит более рациональное использование тех денег, которые уже сейчас взимают с населения за содержание многоквартирного дома.

«Обсуждался вопрос о том, что сейчас платится около 3 рублей с квадратного метра за вывоз мусора, но управляющие компании часто пускают эти средства на другие нужды, - рассказал он. – Поэтому решается вопрос, как отделить мух от котлет и заставить УК все-таки оплачивать вывоз мусора и его переработку. К сожалению, для этого, похоже, придется вносить изменения в федеральное законодательство».

Обсуждали на правительстве и то, как все же внедрить в культурной столице европейскую систему раздельного сбора мусора. Напомним, эту проблему решают в нашем городе с 2004 года – экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко обещала, что к 2007 году весь мусор будет собираться только раздельно. К 2011 году на эту программу из бюджета было потрачено в общей сложности около 800 миллионов рублей, но фактически она похоронена.

На этот раз Смольный решил начать с воспитания населения. На заседании правительства было дано поручение комитету по образованию разработать программу обучения детей основам экологии и правильному обращению с отходами, рассказал Язев. Без помощи граждан мы все равно не справимся с проблемой мусора, - справедливо отметили на правительстве. Вопрос, будут ли выделены средства на эту образовательную программу, не обсуждался.

Стоит отметить, что в Госдуме уже девять лет ожидает своей очереди проект закона, устанавливающего ответственность мусоропроизводителя  за неправильно собранный мусор, но у депутатов никак не находится времени его рассмотреть.

С МУСОРОМ ПО ЖИЗНИ

Сегодня в Петербурге работают два мусороперерабатывающих завода – в Янино и на Волхонке, однако назвать их мусороперерабатывающими можно только условно, извлекается как вторсырье около 2-3% мусора, все остальное перерабатывается в компост, который не годится к использованию из-за сильного загрязнения.

«Если будет построен завод в Левашово, там за счет установки сепаратора можно добиться извлечения 11% вторсырья – по европейским норам, все остальное будет перерабатываться в топливо, что тоже не слишком хорошо, - отмечают в «Гринписе». – Это тоже сложно назвать полной переработкой».

Твердые бытовые отходы доставляют на три крупных полигона – на Волхонском шоссе, в Новоселках и в «Новый свет», причем сейчас действуют только два из них – у самого крупного, на Волхонском шоссе, закончилась лицензия. Для захоронения коммерческих отходов существует около десятка полигонов поменьше.

Вывоз мусора и доставку его на заводы и полигоны выполняют около 200 компаний-перевозчиков. Причем, 80% рынка занимают два лидера – «Спецтранс №1» и «Спецтранс №6». Остальные – как правило, мусоровозы малой вместимости, но высокой маневренности собирают мусор по городу и свозят его на станции перегруза, где уже и происходит сортировка и извлечение от 6 до 80% вторичного сырья. Оставшуюся массу спрессовывают и вывозят на полигоны.

По предложениям «Программы», малые машины, собирающие мусор в городе, должны быть оборудованы прессами и непосредственно, без перегруза, довозить мусор до полигона. Таким образом, предприятия рециклинга попросту будут вынуждены прекратить свою деятельность, а малые предприятия не смогут довозить мусор до полигона. Соответственно, либо они будут вынуждены уйти с рынка, либо будут элементарно нарушать закон, вываливая мусор на несанкционированных свалках.

Более того, первоначально предполагалось, что в Петербурге должен быть создан государственный перевозчик отходов в виде госпредприятия, которое станет обслуживать 30% рынка. Однако на заседании правительства выяснилось, что «есть более насущные проблемы, куда направить деньги», и на создание госпредприятия по вывозу бытовых отходов средства выделены не будут. Эту новость и перевозчики, и «зеленые» отметили с облегчением.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close