Недавно мы объявили перекличку петербургских компаний, которым непросто, — и получили несколько десятков историй от предпринимателей нашего города.
Петербургский бизнес, продолжающий работать вопреки всему
ОТЛИЧные истории
Истории наших героев доказывают, что благодаря онлайн-каналам коммуникации найти свою целевую аудиторию и работать с ней можно и в условиях турбулентности. Предлагаем читателям поближе познакомиться с чисто питерскими брендами — возможно, какие-то из них вы полюбите.
Вместе с МегаФоном выбрали восемь самых интересных рассказов: как бизнес создается, развивается и остается на связи с клиентами даже в сложные времена.
И обратите внимание на полезные лайфхаки от МегаФона. Они подскажут, как сделать общение бизнеса и клиента оперативным и удобным.
читать дальше
читать дальше
МЕГАФОН:
Третье существенное требование к коммуникации
— непрерывность. Для того, чтобы быть на связи в режиме 24/7, важно выбрать тариф, который дает такую возможность. У нас, например, есть бизнес-линейка «Управляй»***, пользователи которой остаются на связи даже в минусе. Плюс им помогают сэкономить безлимит внутри сети, перенос остатков минут и интернета из прошлого месяца и кешбэк от абонентской платы.
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
читать дальше
МЕГАФОН:
Первый важный момент
— чтобы коммуникация не прерывалась, она должна быть многоканальной. Для связи с клиентом лучше использовать телефон и несколько аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах.
МЕГАФОН:
Второй важный момент
— скорость мобильного интернета. Она играет решающую роль в общении, которое сегодня чаще всего происходит онлайн и со смартфона. Если скорости не хватает, сотрудник не может вовремя реагировать на запросы. Это неизбежно вызывает недовольство. По рейтингу Ookla** у МегаФона как раз самый быстрый мобильный интернет в России в целом и в Петербурге в частности.
Fromagerie d'origine
Предлагает: сыры по французским и швейцарским рецептам
Рассказала: Елизавета
Когда мы только строили сыроварню «Вартемяги», то понимали: сыроделие — это искусство, сложный процесс, где малейшая ошибка — и все, о вкусном сыре можно забыть. Поэтому к выбору молочной фермы подошли особенно тщательно. Основа для приготовления сыров бренда Fromagerie d'origine — молоко монбельярдских коров. Именно из него делают лучшие сыры Франции.

В производстве мы используем традиции французских и швейцарских сыроделов, а также разрабатываем собственные рецепты, чтобы в нашем климате получать качественный и вкусный продукт. Бренд Fromagerie d'origine появился в 2018 году, но уже получил большое количество наград на конкурсе «Лучший сыр России» и попал на страницы одноименной книги.

Нашей главной задачей всегда было оставаться на связи с клиентами, поэтому теперь мы есть практически на всех онлайн-площадках. В Telegram-канале транслируем новости сыроварни: информируем об акциях, скидках, подарочных наборах и многом другом. Большого потока постов здесь нет, чтобы покупателям было комфортно.

На странице в «ВКонтакте» подробно и с красивыми картинками рассказываем о процессе производства, сортах сыров, наших уникальных коровах. Но главный инструмент общения — все-таки сайт: там можно сделать заказ, найти максимум информации и даже получить индивидуальное коммерческое предложение. Последняя функция полезна в сотрудничестве с ресторанами и магазинами.
Zaizai. Необычные украшения
Предлагает: украшения из полимерной глины
Рассказала: Лидия
Все началось в 2014 году. Я ушла в декрет, появились время и возможность попробовать себя в новом хобби с перспективой превратить его в собственное дело. Так я занялась дизайном украшений из полимерной глины. Сначала продавала их на местечковых площадках и в паблике «ВКонтакте», а через пару лет рискнула и открыла магазин в Instagram* и на Etsy. Последний похож на eBay, но специализируется на продаже вещей ручной работы.

Я стала самозанятой, как только появилась эта возможность. К началу 2022 года дело выросло до полноценной отдельной мастерской — и успешно перенесло почтовый коллапс 2020 года. За это время я создала несколько тысяч украшений, которые живут более чем в 40 странах мира.

Все изменилось за один февральский день. Мне пришло сразу несколько сообщений с отказами, а вскоре из-за отмены рейсов пришлось убрать доставку в другие страны. Чуть позже торговая площадка Etsy заблокировала российские магазины. Около 50 000 мастеров — таких же, как я, — остались без основного заработка.

Я дала себе неделю на переживания и стала вкладывать больше сил в Instagram*, который был ориентирован на покупателей из России. Но он протянул немногим дольше.

Сейчас все сложно. Единственной альтернативой вижу только площадку «ВКонтакте» — паблик там забросила четыре года назад. Сложно возвращаться к аудитории, которая за несколько лет забыла, что ты делаешь и как выглядишь, но я пытаюсь и верю в лучшее.
Little Acorns
Предлагает: базовую детскую одежду
Рассказала: Марина
Шить детские вещи мы решили в 2014 году: тогда ощущался дефицит однотонных базовых моделей и минимализма, а масс-маркет еще не предлагал альтернатив. Нам хотелось, чтобы одежда носилась дольше пары месяцев — несмотря на быстрый рост малышей и их любовь к активным играм и приключениям.

Дочка Нина и сын Иэн стали первыми краш-тестерами и главными критиками новинок. Муж Александр — графический дизайнер и фотограф — помог с названием, фирменным стилем, сайтом, фотографиями и контентом для социальных сетей. У нас действительно семейная марка, где в процессе участвует каждый.

Начиная бизнес, мы скрупулёзно перебирали и запрашивали образцы тканей и цветов, стирали их на предельных температурах, тянули и сушили многократно. Непросто было найти конструктора детской одежды, с которым мы понимали бы друг друга с полуслова. Но такой человек нашелся — тоже мама двух детей в ожидании третьего малыша. Следующим этапом стал поиск фабрики, команда которой была бы приятной в общении, аккуратной к деталям и швам и готовой шить небольшими партиями. И такая фабрика тоже есть в Петербурге: они сделали идеальный образец.

Хотя Little Acorns представлен в детских магазинах города, основным каналом продаж для нас всегда были сайт и соцсети. Сейчас мы, как и все, столкнулись с ограничениями, поэтому стараемся развивать не очень активную группу «ВКонтакте», канал в Telegram, а еще придумывать интересные почтовые рассылки. Сложно, но наша аудитория оказалась очень лояльной: люди готовы поддерживать нас на любых платформах. И мы им очень благодарны.
«500 эскимо»
Предлагает: мороженое
Рассказала: Александра
Наш маленький бизнес стартовал в 2013 году. С чего все началось? С любви ко вкусной еде. Сначала делали мороженое для себя, потом угощали друзей и коллег. А потом решили, что у всех должна быть возможность попробовать вкусное мороженое. Начинали производство на кухне, с 2019 года арендовали цех и работаем там. Главный принцип нашей кулинарии — «Евреи, не жалейте заварки!» Используем только свежие фермерские продукты.

С самого начала мы сделали сайт и завели группу «ВКонтакте». В 2017 году начали вести Instagram*. Он стал нашей основной площадкой — оттуда приходило около 70-80% клиентов. В начале года провели удачную рекламную кампанию и получили 1200 новых подписчиков, очень выросли охваты и просмотры. Из-за блокировки активность подписчиков упала, охваты рухнули — больше там почти ничего не покупают.

Около 30% наших заказов оформлялось на сайте. Его многие клиенты очень хвалят: красивый и удобный. Но он сделан на платформе Wix, где из-за санкций отключена возможность оформления заказа: теперь страница работает только как галерея. Сейчас оперативно переводим сайт на Tilda, которая не позволяет сделать такой же красивый дизайн, как был.

Стараемся развивать группу «ВКонтакте» — но там совсем другая аудитория. Да и для нашей ниши, когда клиенты выбирают глазами по аппетитным картинкам, «ВК» не очень подходит. Сделали еще Telegram-канал, но там совсем мало подписчиков, да и вести сразу несколько разноформатных площадок трудоемко.
SfinC (StyroFoam in a Case)
Предлагает: SUP-доски
Рассказал: Евгений
Всё началось с 2020 года, когда в условиях пандемии был настоящий бум SUP-серфинга: эти плавсредства заполонили озера Ленинградской области. Команда единомышленников увидела перспективность направления и загорелась смастерить «своими руками» жесткий SUP board. Этим же летом на воде тестировали первый опытный образец: основа — пенопласт, затянутый в чехол из текстильного материала. Весь последующий год, найдя инвестора, мы экспериментировали с покрытием и добились полной гидроизоляции базы. Эта техническая фишка и конструктивная особенность чехла позволила подать заявку и получить патент.

Сейчас, накануне нового сезона, мы готовы запустить массовое производство жесткой SUP-доски, полностью изготовленной в России. Привлечение местных производств и материалов позволило делать продукт по цене импортного надувного.

Широта использования впечатляет: это не только прокаты плавсредств и прибрежные гостиницы, но и спасательные станции, спортклубы, развивающие SUP-йогу, корпоративные мероприятия на воде, глэмпинги, соревнования. Можно заказать индивидуальный дизайн.

SFinC— стартап, который только сегодня выходит на массовое производство. До сих пор мы проект не рекламировали. Только начинаем говорить о себе — и в рамках сложившихся реалий можем позволить сайт-визитку и страницу в «ВКонтакте». Что, собственно, сейчас и развиваем. С покупателем работаем исключительно через «сарафанное радио». Инструментарий онлайн-продвижения пока изучаем и склоняемся к адресной e-mail рассылке по таргетированной аудитории юридических лиц из секторов, описанных выше. Грядет наш первый сезон продаж — по его итогам сможем дать оценку использованных методов.
CardsPoint
Предлагает: почтовые открытки
Рассказала: Диана
Началось всё с посткроссинга. Это хобби радовало меня сюрпризами в почтовом ящике, красивыми изображениями на открытках, тёплыми словами, которые люди писали для меня, процессом подбора открытки в ответ и неспешным подписыванием посланий адресатам.

Однажды закрылся один из моих любимых магазинов открыток. Я попросила владельцев встретиться со мной и поделиться секретами, раз это для них больше не актуально. К моей радости, они согласились, а при встрече предложили выкупить у них дело. Таким образом, с осени 2020 года хобби стало для меня и бизнесом.

Теперь я могу сказать, что более осознанно стала ощущать дух Петербурга в своём магазине и прониклась ещё более тёплыми чувствами к открыткам, так как гораздо лучше понимаю, какой труд вкладывают художники в работы, сколько нужно сил для подготовки нового тиража к печати, сколько внимания нужно уделить каждому заказу, прежде чем он попадёт к покупателю.

Весь процесс подбора и покупки открыток происходит на нашем сайте, но я старалась развивать аккаунт в заблокированной ныне соцсети, потому что многим покупателям было удобно следить за нашей деятельностью именно там. Теперь наиболее актуальная информация о том, что у нас происходит, доступна в «ВКонтакте». Мы создалиTelegram-канал, но в нем пока активность низкая. Из планов — создать аккаунт в «Одноклассниках».
«Ваш дом и технологии»
Предлагает: советы в сообществе о загородном строительстве
Рассказал: Дмитрий
Изначально в сообществе я просто рассказывал о технологиях строительства, делал графику и приводил информацию о сложных вещах в простом и понятном виде. Так, чтобы любой, кто хочет построить дом, мог разобраться в вопросе. За 10 лет накопил достаточно опыта и познакомился с отличными людьми — специалистами в области загородного малоэтажного строительства.

Теперь мы делаем «правильные» проекты домов — с продуманными планировками и разумными конструктивными решениями. Проверяем компании на добросовестность (нет ли судов, не фирма-однодневка ли это) и недвижимость на наличие обременений. Сейчас это очень актуально.

Искать клиентов мы начали прямо в нашем сообществе, но обстоятельства изменились, и мы потеряли огромную часть аудитории (порядка 70 000 подписчиков). Сейчас работаем на «Яндекс Дзен», зарегистрировались в RuTube, начали вести канал в Telegram и, конечно же, активизировались во «ВКонтакте». Надеемся и на вашу поддержку. То, что вы делаете, полезно, и мы стараемся быть нужными обществу.
Mikka Bjorn
Предлагает: сумки
Рассказала: Анастасия
Мой маленький бренд называется Mikka Bjorn. Я шью поясные сумки и чехлы для ноутбуков из ткани со своими принтами. В узорах вдохновляюсь природой севера и наивным скандинавским дизайном. Раньше рисовала орнаменты для модельеров и крупных компаний. Сумки начала шить для друзей, брала для них ткани с готовыми принтами. А потом решила, что нужно развивать русский дизайн, и начала рисовать свои узоры. И знаете — получилось! Покупатели говорят, что у моих сумок есть один недостаток: сложно выбрать — все расцветки нравятся.

Большая часть заказов ко мне приходила из Instagram*. Там сформировалась очень душевная аудитория, я со многими подружилась. Еще я разместила магазин на российском сайте для мастеров «Ламбада». Но там очень редко что-то заказывали.

Сейчас я сделала страницу «ВКонтакте» и активно осваиваю эту площадку. Туда же перенесла свой магазин с «Ламбады». И сейчас думаю: почему не сделала этого раньше? Мне нравится функционал «ВК», и я вижу: его команда работает над тем, чтобы сделать его удобнее для продавцов.

На всякий случай завела резервный Telegram-канал. Пишу там нечасто, потому что сейчас много работы по адаптации к новой ситуации. Но внимательно слежу за развитием мессенджера — жду, когда там появятся подходящие для меня инструменты.

Наши сумки представлены на Wildberries. В планах — попробовать силы на других маркетплейсах
Материал подготовлен специально для ПАО МегаФон.

* Заблокирован в России после признания Meta запрещённой и экстремистской организацией.
** Ознакомиться с исследованием можно здесь.
*** Подробнее о тарифе читайте здесь.



Координатор: Елена Рожнова
Фото предоставлено героями публикации и Adobe Stock
Иллюстрации: Adobe Stock
Дизайнер: Ольга Сергеева

Спецпроекты «Фонтанки.ру»

ЕЩЁ

Просмотров: 382