
Начало демонтажа построек в Галерной гавани 1 ноября с сожалением наблюдали пожилые яхтсмены. Еще с советского времени здесь был яхт-клуб, который позже стал частью бизнеса ООО «Марина». После расторжения договоров водопользования и аренды с этой компанией будущее яхт-клуба встало под большой вопрос.
«Я считаю, что можно было бы сохранить это пространство для людей. Конечно, может быть, тут ошибки какие-то были, но можно было решить их. Здесь у нас порядка двухсот владельцев судов. Куда им деваться? Пришли, три дня дали, пинок — и всё, куда хотите», — поделился яхтсмен Юрий Нюшенков, который работал боцманом в том числе на ООО «Марина».
Он рассказал, что в советское время, в 1976 году, здесь на общественных началах появился яхт-клуб «Галерная гавань». Впоследствии, в 2000-х, он по сути стал частью того, чем занималось ООО «Марина». Компания как раз арендовала пространство для обеспечения работы яхт-клуба, уже на современных бизнес-условиях. На ней были и обязательства по благоустройству береговой линии, чем она время от времени занималась. Сам Нюшенков раньше был просто членом яхт-клуба, а потом стал работать на эту компанию, выполняя разные виды работ.
«Набережная — вот этими руками. Отсыпали, сделали вот эту косу всю, перешеек отсыпали и сделали. Берег сделали. Я не понимаю, почему всё время так происходит. История этого клуба не помнит практически ни одного года, чтобы не было конфликтов с администрацией. Что при Советах, что сейчас», — рассказал Нюшенков.
Его поддержали другие пожилые яхтсмены, которые бродили рядом. «Полжизни здесь оставили. И полжизни у нас теперь отняли», — посетовал один из них.
Боцман показал «Фонтанке» символическую конструкцию в виде корабля, которую поставили в память об одном из умерших членов яхт-клуба. Есть и другие памятные для спортсменов конструкции, которые сейчас, скорее всего, демонтируют как нелегальные.
ООО «Марина» обеспечивала в Галерной гавани стоянку для 200 яхт и 10 судов, обслуживание и охрану, дежурство спасателей на воде. Компания арендовала береговую линию для этих целей с 2008 года. С городскими комитетами у бизнеса складывались разные отношения, но началом конца стала идея запустить проект, который сама компания продвигала как «плавучий квартал».






Галерная гавань гребного порта имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Несмотря на это, компания начала возводить постройки на понтонах без согласования с комитетом по охране памятников (КГИОП). Еще в 2020 году ведомство впервые обратилось в суд с требованием обязать бизнес убрать двухэтажную постройку на понтоне. Однако ООО «Марина» удалось тогда доказать, что это плавсредство, а не здание, поэтому согласование КГИОП не нужно.
В 2024 году на береговой линии уже появился рекламный баннер с визуализацией «плавучего квартала», многочисленные понтоны и стройматериалы. Рабочие начали собирать хаусботы. В результате в суд обратились и КГИОП, и комитет имущественных отношений, и Невско-Ладожское бассейновое управление. Это привело к расторжению договоров водопользования и аренды большей части земли.
1 ноября комитет по контролю за имуществом и Центр повышения эффективности использования государственного имущества начали демонтаж построек и очистку береговой линии от имущества ООО «Марина».
Это потребовалось, поскольку ни сама компания, ни связанный с ней бизнесмен Марат Асланов, который называл все «плавучие дома» своими, сами освобождать береговую линию не стали (Асланов арестован в октябре из-за другого своего бизнеса). Хаусботы пока остаются на воде, поскольку это вотчина Невско-Ладожского бассейнового управления, а не правительства Петербурга.
«Эта территория является памятником федерального значения. Она находится в охранной зоне. И недопустимо ее захламление в таком виде, в котором мы сейчас видим. Размещение плавучих домов также незаконно, их постигнет та же учесть», — подчеркнула пресс-секретарь комитета по контролю за имуществом Анна Супитылева.
Она отметила, что демонтаж конструкций и их вывоз будет продолжаться весь день 1 ноября. При необходимости работы продолжат в последующие рабочие дни. После этого с ООО «Марина» взыщут расходы на демонтаж через суд.
По данным открытых источников, яхт-клуб в той или иной форме в Галерной гавани существовал с XIX века. Арендует ли пространство в гавани другой бизнес либо общественная организация для тех же целей — покажет время.
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». А еще мы создали канал в MAX, чтобы размещать там только эксклюзивный и действительно важный контент. Подписывайтесь — будем держаться вместе!















