
Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
Почему «Петровская акватория» переехала?
Судьба музея-макета, воссоздавшего прошлое нашего города, волновала многих. Когда владельцы решили переделать ТРЦ в бизнес-центр и «Петровскую акваторию» попросили съехать, глава Союза музеев России Михаил Пиотровский писал губернатору, комитеты по развитию туризма и по культуре обращались к владельцам «Адмирала» — УК «Сенатор» — с просьбой посодействовать в совместном решении вопроса для сохранения уникальной экспозиции. Ходатайства отправляли общественные и профессиональные союзы.
Не помогло. Пугающие кадры, как ломают исторический Петербург, появлялись в разгар туристического сезона — в середине лета, когда музею бы только-только показывать и рассказывать о прошлом нашего города, о задумках Петра и о том, как осваивались эти территории.
О том, что «Петровская акватория» возвращается, Алексей Струк объявил на премии «Фонтанки.ру» «(От)Личный Петербург» 3 октября.
Когда музей откроется?
Новое место — Большой Гостиный двор. Звучит хорошо, но «Фонтанка» уже предвидит нюансы: во-первых, музею отдают бывший детский магазин по Садовой линии, на втором этаже, где в последнее время располагался отдел распродаж. То есть случайно посетитель там не окажется, надо идти целенаправленно. Например, у литературного музея «ХХ век» с Гостиным двором долгих отношений не вышло. Во-вторых — это снова аренда со всеми вытекающими. Причем аренда краткосрочная, на 11 месяцев (с правом продления).
«Мы понимаем, что это определенные риски, — признает Алексей Струк. — Своего помещения, полноценного, как хотели, для конечного переезда мы не нашли. Но, чтобы не уйти в забвение, чтобы сохранить команду, мы идем все-таки в аренду».
С его слов, подходящих помещений, которые бы можно было адаптировать под макет, в центре города практически нет.
«Это торговые комплексы, — пояснил он. — Мы вели переговоры с „Владимирским пассажем“. Многие комплексы, которые находятся не в центре города, откликнулись и готовы были свои площади предоставить. Но все-таки, учитывая нашу концепцию начала знакомства с городом, мы хотели именно туристического показа».
В Гостином дворе музею пошли навстречу, предложив интересные условия и каникулы на время монтажа. Помещение передают с середины октября. Впереди — демонтаж, обмеры… Опыт переездов говорит руководству макета о том, что весь процесс занимает полгода — но в данном случае надеются справиться чуть раньше: открытие запланировано на февраль — март. На весенние школьные каникулы уже планируют продавать билеты: у музея действуют договоры с туроператорами. Правда, возможно, цену придется поднять: арендная ставка в Гостином дворе выше, чем была в «Адмирале».
Возможно, посетителей пригласят и раньше, уже зимой, в декабре — январе, — посмотреть на «строительную площадку» миниатюрного Петербурга.
Каковы потери при переезде?
Площадь нового помещения для макета меньше прежней, и это повлечет изменения в его облике: старый экспозиционный зал занимал 1000 квадратных метров (без учета мастерских, гардероба и зоны гостеприимства), а новый — 700. Чтобы вместить экспозицию в той же конфигурации, потребуется ее видоизменять, уменьшая «ванну» — водное пространство макета, то есть собственно саму акваторию.
«Но концепцию мы очень хотели сохранить, — заверяет Алексей Струк. — Останутся все наши локации, которые мы показывали, Петербург и пригороды. Останется настоящая вода, движение макетов кораблей…»
Кроме потерь в макете, «Петровская акватория» понесла и потери в команде: на момент разборки макета в штате было 40 человек и части из них — в первую очередь, экскурсоводам — уже помогли трудоустроиться туроператоры и музейное сообщество. Но директор надеется, что снова удастся всех собрать: «Художественная группа, макетная группа, инженеры, отдел развития — это все мы сохранили — и часть экскурсоводов».
Но и новых специалистов планируется привлекать, включая подрядные организации, работающие с инженерными системами, — в том числе и те, что помогали строить «Петровскую акваторию» 11 лет назад. Ведь именно с инженерными системами связан самый большой объем работ: в макете множество движущихся деталей (кареты, люди, корабли), меняется освещение (наступала ночь, зажигались огни в домах).

Кроме того, нужно сделать свет и кондиционирование в зале. Плюс стоит нетривиальная задача: сделать такую звукоизоляцию, чтобы внутри не было слышно концертов и саундчеков во «Дворе Гостинки» (а концерты там проходят громкие) и была возможность вести экскурсии. Притом что в стене — пять окон.
«Я думаю, черновых работ — полтора-два месяца, а потом уже сборка и подключение каждого из элементов макетов, — оценивает Алексей Струк. — Помимо того, что выставить макет, нужно все срастить художественно, проработать детали подключения. Вся художественная подсветка на самом макете, запуск, отладка, система движения кораблей — это может идти 2,5−4 месяца».
С его слов, когда «Петровскую акваторию» попросили «на выход», очень много частных организаций предлагали свою помощь, люди готовы были после работы приезжать, помогать с переездом.
«И сейчас так же говорят: мы готовы, только скажите когда, — мы приедем, будем собирать, распаковывать», — рассказывает директор.
Очевидна и финансовая сторона потерь: за время закрытия музей потерял госконтракты. Если оценивать потери финансово, то вместе с недополученными доходами выйдет до 80 миллионов — часть этих денег покрывает инвестор, часть — привлеченные средства (кредиты).
Что с самим макетом?
Но еще одна причина, по которой «Петровской акватории» пришлось отказаться от контрактов, — утрачена часть элементов экспозиции: например, единая гидроизоляция водного пространства сделала невозможным ее демонтаж, он был бы равносилен утилизации.
«Мы же собрали только то, что могло быть вывезено, а ванна осталась там, подмакетная конструкция осталась — она не подразумевала переезд, — пояснил он. — Ну и плюс, опять же, за столь короткий срок, который был отведен, мы пытались сохранить только самое дорогостоящее — на нем были сфокусированы и едва успели».
Есть и другие потери: пришлось распиливать часть макета, было повреждено очень много персонажей — все эти месяцы, пока «Петровская акватория» хранится на Мебельной улице в помещениях акционера, идет их реставрация.

«Это требует времени и профессиональных рук, — признает директор. — Но еще, конечно, объем всех потерь сложно оценить, потому что все быстро демонтировалось, складывалось, перевозилось. Что сразу могли снять — снимали. Что могли снять с повреждениями — снимали с повреждениями, сразу откладывали в реставрацию. То есть полный размер бедствия мы сможем узнать только при сборке».
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».














